КОНСПЕКТ НОД: "Дары осени". Автоматизация свистящих звуков в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Березкина Юлия Викторовна

Конспект подгруппового занятия "Дары осени" для детей подготовительной группы по автоматизации свистящих звуков. Используется лексический материал по темам: "Овощи", "Фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД. "Дары осени"78.27 КБ

Предварительный просмотр:


КОНСПЕКТ НОД:  «Дары осени. Автоматизация свистящих звуков в словах и словосочетаниях»

Подгрупповое логопедическое занятие

Автор-разработчик: Березкина Ю.В., учитель-логопед  ГБДОУ детского сада № 29 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность:  подготовительная группа

Длительность мероприятия:  35 мин.

Цель: Закрепление правильного произношения звука «С» в словах и словосочетаниях .

Задачи:

-закреплять правильное произношение звука «С» в словах и словосочетаниях;

-развивать фонематические процессы;

-развивать лексико-грамматический строй речи; связную речь;

-развивать мелкую моторику; укреплять общескелетную мускулатуру;

-закреплять навыки слогового анализа;

-учить отвечать полным ответом;

-закрепить знания детей об овощах и фруктах;

 -воспитывать у детей организованность и самостоятельность.

Материалы и оборудование: Коробка-«посылка» с предметными картинками: свекла, салат, редиска, чеснок, капуста, абрикосы, персики, ананасы, сливы, апельсины. Рассказ с картинками «Вкусный обед» (Альбом Л.А.Комаровой «автоматизация звука «С» в игровых упражнениях»). Схемы для определения места звука «С» в словах,  буквы «С», цифры от 1 до 9. Контейнеры «ящики» и «корзинки» (по количеству детей)

Предварительная работа: Беседы о труде садоводов и огородников. Разучивание текста для массажа общескелетной мускулатуры  «Урожай». (Г.А.Османова, Л.А.Позднякова)

Примерный ход НОД.

1.Организационно-подготовительная часть

  1.Логопед: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Мы с вами уже побывали в гостях у садоводов и огородников. Они прислали нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Дети рассматривают содержимое  «посылки» и делают вывод, что в «посылке» - урожай

           2.Основная часть.

2. Развитие словесно-логического мышления.

Игровое упражнение  «Разложи правильно»

(Классификация овощей и фруктов. Закрепление употребления в речи Т.п. существительных с предлогом «С (со)»)

Логопед: Помогите мне, пожалуйста, разобрать посылку.

-У вас есть «ящики» и «корзинки». Подумайте, как надо разложить урожай.

Дети высказывают предположения. (уточняется, что овощи хранят в ящиках, а фрукты – в корзинках)

- После того, как вы все сделаете, расскажите мне, с чем у вас ящики, а с чем - корзинки

Дети выполняют задание и составляют предложения: У меня ящик с капустой (со свеклой, с салатом, с редиской, с чесноком). У меня корзинка с абрикосами (с персиками, со сливами, с апельсинами, с ананасами).

3. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа.

Игровое упражнение «Вставь пропущенный звук в слово»

Логопед: В посылке остались еще овощи и фрукты, но они немножко «испортились». Помогите догадаться, что это  были за овощи и фрукты:

Абрико… ,  …векла, анана…, че…нок, …алат,  реди…, …лива, капу…та

Дети «исправляют» слова.

Логопед выставляет картинки на доске.

- Какой звук оказался пропущен в этих словах?  («С»)

-Определите, где находится звук «С» в этих словах.

Дети анализируют картинки и отмечают на звуковых схемах место звука «С» в словах, выкладывают на это место букву «С».

4.Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игровое упражнение «Сосчитай».

 Логопед: Давайте сосчитаем, сколько овощей  и фруктов нам прислали.

Логопед выставляет над каждой картинкой цифры от 1 до 9 и просит составить ответ по образцу. (пять слив, два абрикоса и т.д.)

 Дети выполняют упражнение.

Игровое упражнение «Назови ласково» (с мячом)

Логопед: Овощи и фрукты вкусными бывают, нам витамины доставляют. Как их ласково называют?

Логопед кидает мяч ребенку и называет фрукт или овощ.

Ребенок кидает мяч логопеду и называет фрукт или овощ ласково:  

ананас – ананасик, чеснок – чесночок , салат - салатик  и т.д.

5. Физминутка

Игра «Слива, апельсин, ананас»

Логопед: Давайте сравним фрукты между собой. Закончите предложения подходящим словом. Повторите предложение целиком:

Ананас сочный, а апельсин еще… (сочнее)

Слива круглая, а апельсин еще….. (круглее).

Апельсин большой, а ананас еще …. (больше).

     (Называя фрукт, логопед показывает соответствующее движение: Слива – большой палец соединяется с указательным в кольцо.  Апельсин – кулак.  Ананас -  ладонь руки раскрыта).

Логопед: Поиграем так: Я буду называть и показывать фрукты, а вы будьте внимательны и повторяйте за мной правильно.

(играть можно правой, левой  рукой, обеими руками).

     Затем логопед начинает путать детей. Например, говорит: «слива» , а показывает «ананас». Детям надо быть внимательными и не ошибаться.

6 . Массаж общескелетной мускулатуры  «Урожай». (Г.А.Османова, Л.А.Позднякова)

Логопед: Мы показывали фрукты руками, а их можно нарисовать на себе.

Встаньте в кружок друг за другом, будем «рисовать» на спинках.

     В нашем саду урожай самый лучший

(погладить шею и плечи, затем область лопаток – «рисуем дерево»

     Спелые фрукты на ветках висят:

(погладить спиралевидными движениями шею, плечи , область лопаток)

     Сладкие яблоки

(растереть спину по кругу)

     Вкусные груши

(«пилить» спину ребром ладони с обеих сторон, исключая область позвоночника)

     Сочные сливы,

(пальчиковый «душ» по спине)

     Крепкий гранат

(погладить спину круговыми движениями, исключая область позвоночника)

7.Образование относительных прилагательных.

Логопед: Как-то дети в сад пошли,

                 Много фруктов там нашли.

                 Папа их потом спросил:

                 Кто какой компот сварил?

Дети вспоминают фрукты из массажа «Урожай» и отвечают полным ответом:

-Я сварил яблочный компот… и.т.п.

8.Работа над слоговой структурой слова.

Логопед: Однажды  папа с сыном решили приготовить обед. Они помыли овощи и фрукты, почистили и стали резать каждый на столько частей, сколько слогов в этом слове. Помогите им, пожалуйста. Разделите слова на слоги.

Дети тренируются в делении на слоги, отстукивая слова ребром ладони по столу.

Логопед: А теперь угадайте, из чего именно они готовили:

На доску выставляются пары картинок: лук – капуста,  фасоль - редиска,  слива – ананас, абрикос – груша.  Название одной из пары картинок отстукивается, а дети угадывают, что было загадано.

9.Развитие связной речи. 

Логопед:  Послушайте историю о том, какой обед папа с сыном приготовили для мамы. Когда я буду останавливаться и показывать на картинку, вы будете ее называть.

Проводится работа с текстом рассказа из Альбома «Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях». Л.Комарова https://img.labirint.ru/rcimg/e24f0871dee41b041185257fa90464a0/1920x1080/comments_pic/1015/07lab0s4s1271134196.jpg

Далее – дети отвечают на вопросы по тексту рассказа полными предложениями.

Вопросы:

-Что однажды решили сделать папа с сыном!

-Что они приготовили сначала?

-Из чего они сварили суп?

-Что они приготовили в сковороде?

-Какой сок налили в стаканы?

-С какой начинкой они испекли кекс?

-Кого они пригласили за накрытый стол?

10. Итог занятия и оценка работы детей.

Логопед: Молодцы, ребята!  Понравился вам этот рассказ? Я хочу вам подарить картинки – иллюстрации этого рассказа. Вы дома сможете раскрасить картинки и рассказать рассказ своим родителям. А может быть, вы сами поможете дома папе и маме приготовить вкусный обед.

Предполагаемый результат:  Закрепление правильного произношения звука «С» в словах и словосочетаниях. Закрепление знаний по теме «овощи – фрукты»
Дальнейшая работа: Закрепление правильного произношения звука «С» в словосочетаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

ДОГОВОРКИ К «ТРУДНЫМ ЗВУКАМ» (АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ»)

Данный материал поможет родителям, воспитателям и логопедам закрепить произношение свистящих звуков в словах с различной позицией ( в начале,середине,конце слова)....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

Конспект НОД автоматизация свистящих звуков.

Конспект предназначен для подгрупповой работы по автоматизации свистящих звуков....

Дидактическая игра "Сложи коврик" по автоматизации свистящих звуков в словосочетаниях, предложениях

Цель: автоматизация свистящих звуков в словосочетаниях, предложениях.Задачи: развивать зрительное внимание и восприятие, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.Оборудо...

Автоматизация свистящих звуков в словах различной слоговой структуры

Данная картотека  содержит подборку речевого материал для автоматизации свистящих звуков в словах различной слоговой структуры с последующим усложнением....