Программа по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Мокшина Ольга Игоревна

В программе представлен комплекс психолого-педагогических направлений по стимулированию речевого развития детей  4-5 лет для максимально полного раскрытия их речевого потенциала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sredniy_vozrast2017-18_u.g.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева» (дошкольные группы)

Рабочая программа,

рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол №    от

«»  _____    2017г.

«Согласовано»

Заместителем директора по ДО

____________________

(роспись курирующего

заместителя директора)

«»  _____    2017г.

«Утверждено»

приказом

директора Лицея от

«» ______2017 г. №_____

ПРОГРАММА

«Говорим правильно»

по профилактике речевых нарушений

у детей среднего дошкольного возраста

Срок реализации: 6 месяцев

Составитель:

Мокшина О. И.

учитель-логопед

 

г. Югорск 2017

Оглавление

I.        Целевой раздел        3

Пояснительная записка.        3

Актуальностью        3

Цель программы        4

Задачи:        4

Программа строится с учётом следующих принципов:        4

Теоретические основы        4

Методы обучения:        5

Ожидаемые результаты:        5

II.        Содержательный раздел        5

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Будем говорить правильно»        10

III.        Организационный раздел        34

Организация процесса обучения        34

Продолжительность занятий        34

Предметно-пространственная среда        34

IV.        Предполагаемый результат        35

Литература        38


  1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - это время становления первооснов личности, индивидуальности, сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально - практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Федеральные государственные стандарты раскрывают направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста, в качестве приоритетов которых определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.

По данным ежегодного мониторинга в дошкольных группах Лицея нарушением звукопроизношения страдает от 85 до 90% детей. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой, лексико-грамматической стороной родного языка и связной речью. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к успешному усвоению образовательной программы ДОУ, в том числе, из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Предпосылки для дальнейшего успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия, развития лексико-грамматической стороны и связной речи.

Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у детей средней группы на момент обследования (к концу учебного года) состояние звукопроизношения соответствовало возрастной норме?

Исходя из того, что учитель-логопед начинает коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения у детей с 5 лет, актуальным будет организовать своевременную профилактическую работу с детьми среднего возраста через систему мер по предупреждению речевых нарушений. Поэтому было принято решение организовать занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4 – 5 лет в рамках дополнительных платных образовательных услуг. Этому также способствовали просьбы родителей, обеспокоенных качеством дошкольного образования своих детей.

Программа «Говорим правильно» разработана с учетом требований ФГОС. Содержание программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса (игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной).


Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций:

  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Издательство: М: Детство-Пресс.
  • Бардышева Т.Ю, Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-232 с.
  • Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
  • Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
  • Кныш В. А. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.
  • Краузе Е. Н. Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб: КОРОНА принт; М.: Бином.
  • Крупенчук О. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
  • Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

Цель программы - создать условия для формирования правильного звукопроизношения у детей к 5 годам.

Задачи:

  • профилактика нарушения звукопроизношения;
  • формирование мелкой моторики, внимания, памяти, мышления;
  • развитие фонематического слуха, развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие словаря, грамматических категорий.

Программа строится с учётом следующих принципов:

научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

Теоретические основы

Система логопедического воздействия, предлагаемая настоящей программой, опирается на исследования авторов:

  • Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений. 
  • Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.
  • Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
  • Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. (положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития).
  • Гвоздева А.Н. (вопросы изучения детской речи).
  • Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей).

Методы обучения:

  • методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
  • методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
  • методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Форма организации обучения – подгрупповая. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы в количестве до 7 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю.

Срок реализации программы – 6 месяцев.

Ожидаемые результаты:

Воспитанник:

  • с развитой артикуляционной и мелкой моторикой;
  • со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
  • с развитым слуховым восприятием, вниманием;
  • со сформированным фонематическим восприятием;
  • с развитым грамматическим строем речи;
  • с достаточным словарным запасом;
  • способный ориентироваться в пространстве;
  • с адекватной самооценкой;
  • уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.

Программа «Говорим правильно» включает в себя здоровьесберегающие технологии и логоритмические упражнения, что благотворно влияет на весь организм ребенка, способствует эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

  1. Содержательный раздел

Данная программа рассчитана на 48 занятий, в ее основу заложен принцип развивающего обучения.

Продолжительность НОД: среднем дошкольном возрасте 4-5лет –20 минут.

НОД проводится два раза в неделю, с декабря по май.

Занятия проводится по единой лексической теме в игровой форме. Занятие состоит

из трех частей.

Подготовительная часть – продолжается 2-4 минуты. В этой части используется упражнения на развитие артикуляционной моторики и слухового внимания (артикуляционные упражнения, мимические упражнения, самомассаж, тренировка слухового внимания, памяти). Основная часть – занимает от 10 до 13 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • на развитие силы голоса и артикуляции;
  • на формирование чувства ритма и темпа;
  • на развитие координации движений с речью;
  • на развитие тонких движений пальцев рук;
  • на развитие лексико – грамматического строя речи;
  • на развитие связной речи;

Заключительная часть – занимает от 2 до 5минут, в которую входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Результативность программы «Будем говорить правильно» определяется по итогам мониторинга в конце учебного года.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Декабрь

1

Звук [А]. Артикуляционный комплекс «Как язычок пил чай с друзьями»

4.12

2

Овощи.

7.12

3

Звук [У]. Артикуляционный комплекс «Как язычок отмечал день рождения».

11.12

4

 «Фрукты»

14.12

5

Звук [И]. Артикуляционный комплекс «Как язычок ходил в гости к белочке».

18.12

6

Одежда.

21.12

7

Звуки [А, И, У]. Артикуляционный комплекс «Как язычок готовился к Новому году».

25.12

8

«Новый год».

28.12

Январь

9

Звук [О]. Артикуляционный комплекс «Как язычок играл с друзьями зимой».

09.01

10

Зима

11.01

11

Звук [Э]. Артикуляционный комплекс «Как язычок лепил снеговика».

15.01

12

Обувь.

18.01

13

Звук [Ы] Артикуляционный комплекс «Как язычок спас ворону от кошки»

14

Игрушки.

15

Звук [М, М']. Артикуляционный комплекс «Как язычок навещал любимых питомцев».

16

Дикие животные

Февраль

17

Звук [П, П'].  Артикуляционный комплекс «Как язычок делал уборку в квартире».

18

Детеныши диких животных».

19

Звук [Б, Б']. Артикуляционный комплекс «Как язычок нашел друга»

20

Домашние животные

21

Звуки [М, П, Б]; Артикуляционный комплекс «Как язычок делал уборку в квартире.

22

Наше тело

23

Звуки [Т, Т']. Артикуляционный комплекс «Как язычок гулял в парке».

24

Детеныши домашних животных

Март

25

Звуки [Д, Д']. Артикуляционный комплекс «Как язычок поздравлял маму с 8 марта

26

Посуда.

27

Звук [Н, Н']. Артикуляционный комплекс «Как язычок гулял в лесу

28

Мебель

29

Звук [К, К']. Артикуляционный комплекс «Как язычок купался в ванне».

30

Домашние птицы

31

Звук [Г, Г']. Артикуляционный комплекс «Как язычок ходил в зоопарк».

32

Птенцы

Апрель

33

Звук [Х, Х']. Артикуляционный комплекс «Как язычок варил грибной суп».

34

Весна.

35

Звуки [К], [Г], [Х]. Артикуляционный комплекс «Как язычок летал в космос».

36

Транспорт.

37

Звук [Ф, Ф']. Артикуляционный комплекс «Как язычок катался на велосипеде».

38

Профессии

39

Звук [В, В']. Артикуляционный комплекс «Как язычок строил дом».

40

Дом и его части

Май

41

Звуки [Ф], [В] Артикуляционный комплекс «Как Мишутка искал мёд».

42

Птицы. Части тела.

43

Звук [С, С']. Артикуляционный комплекс «Как язычок работал в саду

44

Цветы.

45

Звук [З, З']. Артикуляционный комплекс «Как язычок отдыхал в деревне».

46

Насекомые.

47

Звук [Ц]. Артикуляционный комплекс «Как язычок отдыхал на море».

48

Лето. Цветы. Насекомые.

  1. Организационный раздел

Организация процесса обучения        

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности, в течение шести месяцев в количестве 48 учебных часов для детей 4-5 лет.

Форма организации работы с детьми – подгрупповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 20 минут – средняя группа (4 – 5 лет).

Важную роль в физическом развитии ребёнка играет развивающая предметно — пространственная среда.

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят, как о важном факторе формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Предметно-пространственная среда

ФГОС определяет требования к развивающей предметно — пространственной среде ДОУ:

  • здоровьесберегающая;
  • содержательно — насыщенная, развивающая;
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • вариативная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • эстетически — привлекательная.

При организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. В учреждении имеется отдельное помещение для занятий, где размещаются методические материалы для подготовки детей к обучению грамоте.

Большое значение имеют материально — технические условия (оснащение) по данному направлению, созданные на базе ДОУ:

  • Картинный материал на разные группы звуков.
  • Символы моделей артикуляции звуков.
  • Символы звуков.
  • Предметные картинки.
  • Раздаточный материал на определение наличия звука в слове.
  • Чудесный мешочек.
  • Карандаши: простые, цветные; клей; альбомы.
  • Раскраски.
  • Картотеки:

-пальчиковых гимнастик,

-логоритмических игр.

Программа предусматривает:

  • Активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, консультации) Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении тетради для домашних заданий, дидактического материала для занятий дома.
  • Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на занятиях материала.
  • Создание положительного эмоционального настроя на занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи.
  1. Предполагаемый результат

  • улучшение звукопроизношения у детей;
  • улучшение фонематического слуха и восприятия;
  • положительная динамика в развитие общей и мелкой моторики;
  • положительная динамика в формировании лексико - грамматического строя речи;
  • обогащение и уточнение словарного запаса;
  • улучшение состояния связной речи (логичность, последовательность).

«Профилактика речевых нарушений»

Подгруппа

Фамилия имя ребёнка

Группа

Расписание занятий

Дни недели

Время

Фамилия имя ребёнка

Понедельник

16.30 – 17.00

Четверг

15.30 – 16.00

Литература

  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Издательство: М: Детство-Пресс.
  • Бардышева Т.Ю, Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. -232 с.
  • Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
  • Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
  • Кныш В. А. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.
  • Краузе Е. Н. Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб: КОРОНА принт; М.: Бином.
  • Крупенчук О. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
  • Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений  у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...

Профилактика речевых нарушений у детей

Одним из важнейших направлений в процессе преодоления имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...