Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)
статья по логопедии (старшая группа)

Дубовицкая Людмила Александровна

Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков словообразования и словоизменения детей старшей группы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)

Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Типичные примеры подобных нарушений – это велярное, увулярное или одноударное произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное или боковое произношение свистящих, т.е. различные искажения звуков. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы общеобразовательной школы.

Помимо нарушений звукопроизношения у детей с ФН нередко наблюдаются трудности в согласовании им.существительных с им.числительными, сложности в образовании притяжательных и относительных прилагательных и т.д. Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации).

Работа по формированию грамматически правильной речи с дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи исправления грамматических ошибок, «заучивания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения словообразовательными и словоизменительными средствами на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики.

При ФН формирование навыков словообразования и словоизменения происходит с затруднениями. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Вся работа в данном направлении, все применяемая система упражнений должна быть направлена не на заучивание детьми отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на уже имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также введение новых единиц.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются по числам и падежам).

Необходимо упражнять дошкольников в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: много слив, апельсинов, карандашей).

В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.

Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).

Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа.

Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже. В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда и т.д. Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: лью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сравнительное описание двух предметов. Поощряется многообразие вариантов ответов, что способствует более активному выбору необходимой грамматической формы подходящего слова, воспитывает интерес к слову и средствам речевой выразительности.

Для автоматизации словообразовательных и словоизменительных структур последовательно отрабатываются разные модели предложений: им.сущ. в им. падеже + согласованный глагол (Вова сидит); им.сущ. в им. падеже + согласованный глагол и прямое дополнение (Мальчик читает книгу); им.сущ. в им. падеже + согласованный глагол и два зависимых падежа (Мама дала девочке книгу – дательного и винительного падежа); им.сущ. в им. падеже + согласованный глагол и два других зависимых падежа (Девочка рисует дом карандашом) (винительный падеж и творительный падеж) и т. д.

Работа предусматривает практическое знакомство с наиболее частотными моделями словоизменения и словообразования, построения предложений. Общий порядок работы над любой грамматической категорией таков: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи.

Овладение навыками словообразования и словоизменения идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Усвоение грамматического строя языка – это дифференциация (разделение) на слух и запоминание языковых представлений о том, как и когда, используются в речи определенные элементы: суффиксы, приставки, предлоги, окончания и т. д.).

Для формирования грамматически правильной речи на занятиях используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец и т.д. Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей.

Таким образом, правильный подход к развитию навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ФН обеспечивает сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме занятия Тема: Формирование навыка словообразования глаголов приставочным способом у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Конспект был разработан для проведения открытого занятия на РМО. Весь материал подобран с учетом изучаемой темы"образование глаголов приставочным способом", также использованы тематическая физминутка ...

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Статья раскрывает необходимые условия для продуктивной работы по формированию у старших дошкольников с нарушением зрения навыков словообразования и словоизменения....

Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...

методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"

В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...