методическая разработка по теме "Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Антонова
В данной разработке представлены игры и упражнения по развитию навыков словообразования и словоизменения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonova-igra.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр по развитию навыков словообразования и словоизменения

Автор:Антонова Ольга Николаевна

Игра «Весёлые стёклышки»

Цель игры: развитие навыков словообразования и словоизменения

Задачи:

-закрепление навыка согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже;

-образование  существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- обогащение активного словаря;

- развитие фонематических процессов;

Оборудование: два поля с большими и маленькими предметными картинками (картинки на разнее лексические темы, картинки, содержащие автоматизированные звуки), «волшебные стёклышки» разных цветов.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок выбирает стеклышко любого цвета и выполняет предложенное логопедом задание: согласовывает цвет стёклышка с предметной картинкой, тоже задание выполняет с маленькой картинкой, изменяя форму существительного; называет картинку только на заданную лексическую тему.

Вариант 2. Логопед предлагает назвать картинку, содержащую заданный звук.

Усложнённый вариант: Логопед предлагает назвать картинку, содержащую заданный звук в определенной позиции (начало, середина, конец слова)

 Игра «Лунтик на корабле».

 Цель игры: согласование существительных с числительным, закрепление употребления формы винительного падежа существительных

Оборудование: макет корабля с набором предметных картин

Ход игры: Логопед рассказывает детям, что Лунтик стал капитаном корабля и предлагает детям рассказать что (кого) и сколько пассажиров или продуктов везёт Лунтик –капитан на корабле.

Игра «Ромашка»

Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: игровое поле «ромашка» с предметными картинками

Ход игры:1 вариант. Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки: «Посмотри на картинки и скажи что, где лежит».  2 вариант Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки и схемы предлогов.

Упражнение «Что, где лежит»         

Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: игровое поле с предметными картинками

Ход игры: Логопед предлагает детям составить предложения, используя опорные картинки: «Посмотри на картинки и скажи что, где лежит».

 

 Упражнение «Где находится»

Цель игры: закрепление навыков употребление предлогов в речи. Оборудование: предметная картинка с прикрепленным к ней предметом

 Ход игры: Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и прикрепленный к ней предмет и составить предложения: «Посмотри на картинки и скажи что, где находиться».

Игра «Кто, где живёт»

Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи. Оборудование: сюжетная картинка, набор предметных картинок

Ход игры: 1 вариант. Логопед предлагает ребенку помочь Лунтику и поселить всех жителей деревни в свои дома, заселяя персонажей, ребенок составляет предложения.  2 вариант Логопед просит ребенка помочь Лунтику, который всё перепутал и рассказать, кто, где живёт.

Игра « Мостик»  

Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.  

Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции: «Положи бабочку над мостиком и т.п.», логопед предлагает ребёнку  положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.

  Игра « Что где находится»  

Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.  

Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции: , логопед предлагает ребёнку  положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.

 

Игра « Дерево»  

Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи согласование существительных с числительным.  

Оборудование: предметная картинка, набор предметных картинок

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку расположить предмет, согласно его инструкции, логопед предлагает ребёнку  положить заданное количество предметных картинок и составить предложение.

 

 Упражнение « Космос»

Цель: закрепление навыка согласования местоимений с существительными в роде

Оборудование: предметная картинка

Ход: Логопед читает детям стихотворение и просит ребенка отгадать, о каком космическом теле идет речь, составить предложение с одним из  перечисленных космических тел.

Упражнение «Сколько пятен у божьей коровки?»

Цель: согласование существительных с числительным

Оборудование: набор божьих коровок с различным количеством пятнышек

Ход: Ребенок выбирает божью коровку, считает, сколько пятнышек на её спинке и составляет предложение.

Упражнение «Назови слова»

Цель: образование новых слов, используя общую основу

Оборудование: карточки с набор  предметных картинок, объединенных общей основой

Ход: Ребёнок выбирает карточку и называет нарисованный на ней предмет

Игра «Где живут предлоги»

Цель игры: закрепление навыка употребления предлогов в речи

Оборудование: сюжетная картинка, набор предметных картинок

Ход игры: 1вариант Ребенок рассматривает сюжетную картинку и составляет соответствующие предложения.2 вариант Ребёнок  рассматривает картинку и вставляет нужный предлог

Игра «Волшебные колёса»

Цель игры: согласование существительных с числительным, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных существительным, образование множественного числа существительных, закрепление навыка употребления предлогов в речи

Оборудование: вращающиеся колёса, прикреплённые к основанию, набор предметных картинок

Ход игры: Логопед просит ребёнка выполнить соответствующее инструкции действие и назвать изображение на предметной картинке: «Поверни колесо так, чтобы предметов стало много и назови их, поверни колесо так, чтобы предмет был такого же цвета и т.п. 

Упражнение: « Составь предложение»

Цель: составление предложений по опорным картинкам, согласование существительного в числе и роде, закрепление навыка употребления предлогов в речи

Оборудование: набор карточек-схем по изучаемой теме.

Ход игры: Логопед предлагает детям составить предложения: «Назови картинки и составь предложения с этими словами».

Упражнение «Из чего нельзя испечь пирог»

Цель: закрепление родительного падежа существительных.

Оборудование: Сюжетная картинка

Ход: логопед предлагает детям помочь бабе Капе и рассказать ей , из чего нельзя испечь пирог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.

Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»

Игровая педагогическая технология-это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:- отбор, разработка, подготовка игр;- включение детей в игровую деятельность;- осуществл...

Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"

Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу,  как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы.  Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...

Развитие навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников с фонетическим недоразвитием речи (ФН)

Данная статья посвящена исследованию значимости развития грамматического строя языка в коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников, также рассмотрены основные подходы развития навыков слово...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...

Развитие навыков словообразования и словоизменения в подготовительной группе «Помощники Федоры»

Цели:1. Активизировать и уточнять словарь по лексической теме «Посуда»2. Совершенствовать грамматический строй речи:- образование прилагательных от существительных,- согласование существит...