Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОВЗ (ЗПР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кудряшова Надежда Владимировна

Конспект занятия "Необычное путешествие"  по лексической теме "Одежда, головные уборы", направлен на формирование грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОВЗ (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию грамматических категорий

у детей подготовительной группы с ОВЗ (ЗПР)

 «Необычное путешествие»

2019 год

I. Образовательные:

  1. Ввести в активный словарь обобщающие понятия «отдел обуви», «отдел одежды», «отдел головных уборов» в игровой ситуации «Магазин».
  2. Продолжать учить различать понятия «одежда – обувь – головные уборы», «класть – ставить – вешать», «весит – стоит – лежит».
  3. Упражнять Данилу П., Славу С. в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  4. Упражнять в образовании оттеночных значений глагола шить префиксальным способом (сшить, пришить, зашить, подшить) и в практическом употреблении их в будущем, настоящем и прошедшем времени.
  5. Продолжать формировать умение делить слова на слоги с опорой на слухо-двигательные ощущения.
  6. Закреплять умение пользоваться в речи видами предложений:
  • с однородными дополнениями;
  • с предлогами на, в, под, из-под, за, из-за;
  • с сложноподчиненным союзным словом потому что.

II. Развивающие:

  1. Продолжать развивать мыслительные операции: сравнение, классификация, обобщение, память, слуховое и зрительное внимание.
  2. Способствовать развитию фонематического слуха.
  3. Развивать графические навыки (обводка, штриховка, дорисовка), пространственную ориентировку на выкройке.
  4. Продолжать развивать умение пользоваться условно-графической схемой.

III. Воспитательные:

  1. Продолжать работу по воспитанию навыков общего и речевого поведения.
  2. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, окружающих, побуждать к проявлению помощи.
  3. Создавать условия для воспитания умения объективно оценивать свои возможности, при необходимости исправлять недочеты.

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный материал:
  • «Волшебный» дорожный знак;
  • контейнер для предметных картинок;
  • условно-графические схемы;
  • ширма настольная;
  • мебель «Барби»: шкаф, стол, стул, диван;
  • одежда куклы-Барби: ботинки, шляпа, брюки, рубашка;
  • готовая выкройка платья;
  • мел.
  1. Раздаточный материал:
  • предметные картинки «одежда-обувь-головные уборы»;
  • цветные листы бумаги для ксерокса (1/2 листа);
  • трафареты платья;
  • простые карандаши;
  • наклейки.

Предварительная работа с детьми:

  • рассматривание предметных и сюжетных картинок «одежда-обувь-головные уборы», «ателье», «магазины»;
  • чтение художественной литературы: С.Маршак «Вот какой рассеянный», Н.Носов «Заплатка»;
  • игры на развитие мелкой моторики «Разрезные картинки», «Кто скорее застегнет», «Зашнуруй ботинки»;
  • обводка, штриховка, дорисовка силуэтов одежды, обуви и головных уборов;
  • дидактические игры «Наведи порядок», «Одень куклу», «Чего не хватает»;
  • словесные игры: «Назови какие», «Скажи наоборот», «Пересчитай предметы»;
  • сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Магазин».

Используемая литература:

  1. С.И. Карпова, В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет».
  2. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»
  3. Л.И. Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет».

Ход занятия

  • Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуйте, доброе утро.

  • Ребятишки, я приглашаю вас в необычное путешествие, а совершить его нам поможет этот новый необычный  знак на нашей городской площади  

        ( рассматривание знака). Этот знак необычен тем, что при произнесении              волшебных слов его стрелка сама укажет нам дорогу. Попробуем?

«Стрелка, стрелка, покрутись, а потом остановись!»

Вот и остановилась стрелочка, На что она указывает?

Дети: Это магазин.

  • Что же, значит нам в магазин, тогда в путь!

(В магазине промаркированы отделы «обуви», «одежды», «головных уборов»)

В какой магазин мы попали? (ответы детей).  Здесь какой – то беспорядок. Нужна наша помощь! Поможем рассортировать товар по отделам? Посмотрите, что будут продавать в этом отделе?

Дети: В этом отделе будут продавать обувь.

  • Да, это отдел обуви.

Что можно будет купить в этом отделе?

Дети: В этом отделе можно будет купить головные уборы.

  • Верно, это отдел головных уборов.

Что будет находиться в этом отделе?

Дети: В этом отделе будет одежда.

  • Помогите разложить вещи. Подходите, берите товар по очереди.

Дети: Задание на классификацию.

  • Посмотрим, все ли вещи находятся в своих отделах.

Что продается в отделе обуви (имя ребенка)

Дети: В отделе обуви продаются….

  • Что можно будет купить в отделе головных уборов?

Дети: В отделе головных уборов можно будет купить…

  • Как вы думаете, что будут продавать в отделе одежды?

Дети: В отделе одежды будут продавать…

  • Подумайте, какое пальто нужно купить именно для осени, Данила?

Дети: Для осени нужно купить осеннее пальто.

  • Как вы считаете, какой костюм нужно купить для осени, Слава?

Дети: Для осени нужно купить осенний костюм.

  • Как вы думаете, какие головные уборы покупают для осени?

 Дети: Я думаю…

  • Как вы считаете, а какую обувь необходимо купить для осени?

Дети: Я считаю ….

  • Спасибо, ребятки. В магазине теперь идеальный порядок. Мы выполнили свою задачу. Теперь вперед за новыми приключениями!

«Стрелка, стрелка, покрутись, а потом остановись».

Что это за человек?

Дети: Это человек рассеянный.

  • Заглянем к нему в гости.

Чья это комната? Как вы догадались?

Дети: Я думаю, потому что …

  • Какой непорядок заметил?

Что по-твоему не так?

А что заметил ты? Как ты считаешь, все ли в порядке?

Дети: На столе стоят ботинки – убрать со стола – поставить в шкаф на нижнюю полку;

На стуле лежит шляпа – со стула – положить в шкаф на верхнюю полку;

Под диваном рубашка – из-под дивана – повесить в шкаф на вешалку;

За диваном лежат брюки – из-за дивана – брюки повесить в шкаф на вешалку.

  • И здесь порядок навели. Золотые помощники. Потрудились – пора  отдохнуть.

Динамическая пауза.

Со словами мы играем,

По слогам их называем.

Присядь и встань скорей на ножки

И прохлопай ты в ладошки.

  • Что продавалось в отделе одежды? (отсроченное воспроизведение)

Дети: В отделе одежды…

  • Что продавалось в отделе обуви?

Дети: В отделе обуви …

  • Что продавалось в отделе головных уборов?

Дети: В отделе …

  • Вот и отдохнули.

А куда повернется наша стрелочка?

Дети: Стрелка, стрелка покрутись, а потом остановись!

На что указывает стрелка? Что это такое?( ответы детей)

  • Ребятки, мне ваша помощь тоже нужна. Для своей дочки Катеньки я никак не могу подобрать платье нужного размера. Платье можно не купить, а …

Дети: Нужно его сшить.

  • Тогда нам в ателье.

Товарищи портные, тогда занимайте рабочие места. Все приготовились. Портные, нам с вами платье нужно …

Дети: Сшить.

  • Что мы сделаем?

Дети: Мы платье сошьем.

  • На столах у вас есть все необходимое. Кладите выкройку на ткань. Проверьте, чтобы выкройка лежала ровно. Теперь возьмите карандаши и обводите выкройку. Делать это надо очень осторожно, чтобы точно повторить контур, не сдвинуть его. Отложите выкройку на край стола, она нам больше не нужна. Внимательно посмотрите. Чего не хватает у платья? Что надо сделать? Что мы сделаем? Что ты делаешь? Что уже сделал?

Дети: Надо пришить рукава.

Мы пришьем рукава.

Я пришиваю рукава.

Я уже пришил (а).

  • У дочки моей было одно (что?)

Дети: Одно платье.

  • А теперь станет много (чего?)

Дети: Много платьев.

  • Портные, благодарю за помощь. Дочка моя будет очень довольна.
  • Вот и подошло к концу наше необычное и интересное путешествие.
  • Вспомните, где мы были? Куда попали сначала? Где были потом? Чем закончилось наше путешествие?
  • Да, с такими помощниками нигде не пропадешь.

Как дружно и быстро помогли в магазине ….., рассказали нам об одежде ….., аккуратно убирали вещи у рассеянного человека в комнате…

А, …. так старались шить платье, что получились очень красивые наряды. А таким портным мне хотелось в благодарность от дочки и себя лично подарить подарки (индивидуальный подход и обращения к детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"

Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное  искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети ...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР "Приключение Чиполлино" дифференциация звуков Д-Дь. Т-Ть (звуковая культура речи)

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по звуковой культуре речи...

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дружат дети всей Земли"

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.Задачи:Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.Развивать умение быть внимат...