Художественно-речевая деятельность вне занятий
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Белая Екатерина

СОСТАВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Художественно-речевая деятельность вне занятий.

СОСТАВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА ; ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

ПРИГОВОРКИ, ПРИПЕВКИПриговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫЭто краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

ЗАГАДКИЗагадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИЗаучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти – то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)

ДОКУЧНЫЕ СКАЗОЧКИ И ПРИСКАЗКИ

«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель – развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с первых месяцев жизни. Таковы произведения малых фольклорных форм: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Несколько позже дети знакомятся с маленькими сказочками (посказульками) типа классической «Курочки-рябы», небылицами – «перевертышами», скороговорками и многими другими жанрами фольклора.В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы – пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.Своеобразие восприятия у детей 2 – 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника -– это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание.Сочетание «баю – бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та – ту, та – ту, та – ту!» – дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.Потешкой или прибауткой взрослый стимулирует отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во – ди – и – чка! Во – ди – и – чка! Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:«Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени, например:Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА (ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПЕСЕНКИ И ДР.)

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжек» можно использовать шапочку кота, пирожки.Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Здесь ре​бенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, лич​ностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами худо​жественной литературы.

Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полю​бившимися героями углубляет проникновение в авторский замы​сел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Вниматель​но рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобрази​тельному искусству, учится видеть и понимать графические спо​собы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредст​венно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников: Ю. Васнецова, В. Ле​бедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.Только в «Уголке книги» воспитатель имеет возмож​ность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой. Замечательный французский писатель и библиофил А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгля​да, уже по одному тому, как он касается книги...» (Франс А).Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно фор​мируется в месте, отведенном для чтения.Цель Уголка книги - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.

Требования к организации Уголка книги−​ «Уголок книги» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравив​шуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).−​ «Уголок книги» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосре​доточенного общения с книгой.−​ Уголок должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.−​ Нужно продумать правильное ос​вещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.−​ Уголок должен быть уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.−​ «Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему.−​ Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Уголке книги», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок должен быть не парадным, а рабочим.−​ Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными. Книги должны быть аккуратно подклеены.−​ Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употребле​нии книги порою привлекательнее для читателя уже пото​му, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть ин​тересной.−​ Не допускается размещение в «Уголок книги» книг без указания автора издания, книг в сокращенном, упрощенном пересказе, а также с искаженным вольным пересказом авторского текста.−​ Подбирая книги для книжного уголка, не следует смешивать фольклорные и литературные произведения. Выставлять их вместе можно лишь в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного (например, русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга», и сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.

В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно большекни​жек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не регламентировано. Оно зависит от тех задач, которые ста​вит воспитатель в работе с детьми в течение дня или неде​ли. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5—7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точ​ки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфи​ческого исполнения. Периодичность замены книг также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух, если к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но если смена книг произошла, малышам надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у де​тей, что остановило их внимание, какую книгу им захоте​лось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги.

В младших группах воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с «Уголком книги», его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторож​но, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

В книжной витрине младшей группы выставляется, как пра​вило, немного (4—5) книг, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

В сред​ней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рас​сматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспи​татель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

В «Уголок книги» помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.

Издания, помещаемые в «Уголок книги» должны быть знакомы детям.

При оформлении Уголка книги предпочтение отдается следующим видам книг:-​ книги элерманы (страницы сделаны из картона)-​ книги игрушки (с движущимися частями, встроенными игрушками)-​ книги-картинки-​ книги с надувными страницами-​ книги-подушки.

В «Уголке книги» необходимо размещать книги из различных материалов (ткань, клеенка, картон, бумага). Помимо книг в книжном уголке младшей группы помещают отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания по темам:-​ игрушки-​ одежда-​ домашние животные и их детеныши-​ посуда-​ предметы гигиены-​ дикие животные-​ овощи-​ фрукты-​ времена года-​ погодные явления-​ окружающая природа-​ обувь-​ мебель

Детям младшей и средней групп для полного осмысления произведения необходимо наглядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении книжного уголка для младшей группы особое предпочтение отдается книжкам-картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю- Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками 
Е. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К.Чуковского с рисунками В.Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака с рисунками В. Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В.Маяковского с рисунками А. Пахомова и многие другие. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту, подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.

Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию текста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному творчеству. Рассматривая картинки, дети нередко шепчут или выкрикивают, сами того не замечая, непроизвольно возникающие стихи. Такие стихи очень ценил и любил К. Чуковский, называя их экстатическими. Таким образом, многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально и глубоко личностно общаясь с нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую творческую радость, которую приносит встреча с искусством.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в лите​ратурном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выражен​ные индивидуальные интересы.

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избира​тельность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов.

«Уголок книги» старших групп формируется по тематическому признаку. Тема выставки должна быть важной и актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого занятия, детского праздника).

Примеры формирования «Уголка книги»:-​ «Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»​ «Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова-​ Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.-​ «Разные азбуки»-​ Творчество А.С. Пушкина-​ Народные детские песенки стран мира-​ «Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М., 
Михалкова С.
 и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)-​ Тематический «Уголок книги» «Птицы»-​ Народная сказка источник для авторской сказки-​ Выставки детских журналов издаваемых в одном регионе-​ Сезонные изменения в природе-​ «От книги к мультфильму» (произведения положенные в основу мультфильмов)-​ Детские журналы.-​ «Мы художники – иллюстраторы» - выставка ,произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.​ «Домашняя библиотека» - выставка книг принесенных детьми из дома.

В книжную витрину одновременно помещается от 3-4 до 10-12 книг. Количество книг зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течении дня или недели. Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Так же в «Уголке книги» необходимо иметь папку для портретов писателей или художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки.Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются:-​ наборы открыток-​ самодельные детские книги-​ детские рисунки и поделки-​ разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть специально созданные художником альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова) или альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток или рисунков о труде, природе, о книгах того или иного писателя.

Кроме того, в старших групп необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.Следует иметь в виду, что старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэ​тому педагогическое руководство становится более косвенным, кор​ректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удоб​ную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно на​учить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Совместное об​щение воспитателя и ребенка с книгой носит особо теплый и дове​рительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение вос​принимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.

Как отобрать книги, с тем,чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребенка. Поэтому в «Уголке книги» должны быть представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно следует выставлять 2—3 сказочных произведения.Ребенка-дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, поэтому предложите книги о природе: о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природовед​ческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности. Вместе с ласточкой-берего​вушкой, героиней сказки В. Бианки «Лесные домишки», он путе​шествует от одного птичьего домика к другому, наглядно знако​мясь с условиями обитания разных птиц. Благодаря рисункам Е. Чарушина к сказке В. Бианки «Первая охота» дети наглядно убеждаются в мудром устройстве жизни на земле: птицы умеют ловко защититься от врага, спрятаться, дать отпор: удод превра​щается в пестрый лоскут; вертишейка вытягивается и шипит как змея; выпь раскачивается, сливаясь с болотной травой.

На витрине должны находиться издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рас​сматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить про​читанное, углубить свои первоначальные представления. Напри​мер, после чтения на занятии рассказа Л.Толстого «Филипок» поставим в «Уголок книги» издание с иллюстрациями А. Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филипка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Таким он представлял себе Ломоносова в детстве. Прекрасные рисунки по​могут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского маль​чика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок вюмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С.Я.Маршака, С.Михалкова,А. Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художниковобязательно должны быть выставлены в «Уголке книги». Общение с этими произведениями не только приносит детям радость, но и полезно им, так как разви​вает необходимую человеку способность — способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.Кроме того, в «Уголок книги» можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? Как долго стоит каждая книжка на витрине? Нужны ли тематические выстав​ки книг?Ответить правильно на эти вопросы поможет сформулирован​ный уже ранее принцип — удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя определить точный срок пребывания на выставке каж​дой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. Например, подолгу любят они рассматривать книги художника и писателя В. Сутеева, сказку К.Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рисунками В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным и многие другие издания. Такого рода книги могут и должны долго находиться в группе, достав​ляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же срок пребывания книги составляет 2-2,5 недели.

Воспитатели старших групп нередко устраивают тематичес​кие выставки книг.Цель таких выставок — углубить литератур​ные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную Тему. Это может быть выставка сказок А.Пушкина (с иллюстра​циями разных художников), книг Л.Толстого, С.Маршака и др.

Правила организации выставок книг-​ Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.).-​ Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.-​ Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее вни​мание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

Правила работы в «Уголке книги»Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.Книги брать чистыми, сухим руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей старшей группы ,включающее художественно-речевую и музыкальную деятельность "Мы живём в России"

Обобщение и систематизация знаний детей о своей стране .Воспитание чувства любви к Родине ....

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.          Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...

Фольклор – один из нетрадиционных подходов в работе с дошкольниками по самостоятельной художественно-речевой деятельности

Одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к де...

«Комплексное сочетание художественно - речевой, изобразительной и музыкальной деятельности при ознакомлении с художественной литературой в детском саду».

Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, а также изобразительной и музыкальной деятельности в детском саду....

Художественно-речевая музыкальная деятельность и театрализация.

Для аттестации. Художественно-речевая деятельность и музыкальная театрализация....

Художественно-речевая деятельность на занятиях по математике

Веселые стихи которые можно использовать на занятиях по математическому развитию в детских садах...