Конспект занятия по теме:"Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию
лексико-грамматических категорий по теме: «Семья».
Задачи:
- Систематизация и уточнение знаний о семье, знакомство с роевыми отношениями в семье.
- Активизация и обобщение словаря по теме
- Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных
- Образование и закрепление притяжательных прилагательных.
- Закреплять умение подбирать антонимы
Ход занятия:
- Организационная часть.
Логопед: Сядет тот, кто назовет имя и отчество мамы.
Сядет тот, кто назовет имя и отчество папы.
- Объявление темы.
Сегодня на занятии мы поговорим о семье.
- Развитие лексико – грамматических категорий.
Игра «Семья»
Логопед выставляет картинку «Семья»
- Моя знакомая девочка Катя принесла фотографии свое семьи. Рассмотрите ее. Назовите, кто на ней изображен. Катя очень любит своих родственников и называет их ласково. И вы назовите ласково деда (дедушка, дедуля, дедулечка), бабу (бабушка, бабуля, бабулечка), маму , папу.
- Кто Катя маме и папе? (дочка)
- Кто Катя бабушке и дедушке?
- Кто Катя брату Ване?
- Кто Катя Сестре Наташе?
- Кто мама дедушке?
- Кто папа бабушке?
Игра «Покажи»
Логопед приглашает детей к доске, где вывешана карточка «Семья», и предлагает показать:
Где Ванин папа, а где папин сын Ваня?
Где Катина мама, а где мамина дочка Катя?
Где Катина и Ванина мама?
Где мамины и папины дети?
Где Катины и Ванины родители?
Игра «Один - много»
Логопед: Я буду называть одного члена семьи, а вы много. Например, Мама – много мам.
Папа-
Бабушка-
Дедушка-
Брат-
Сестра-
Тетя-
Дядя-
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я –
Вот наша дружная семья.
(К. Бухарина)
Игра «Все наоборот»
Логопед называет, каким может быть человек и бросает мяч кому – то из детей. Тот, у кого мяч, должен подобрать и назвать слово – признак «наоборот», а затем вернуть мяч.
Грустный человек – веселый человек
Злой дедушка – добрый дедушка
Дядя молодой – дедушка старый
Сын низкий- папа высокий
Тетя худая – тетя полная
Дедушка сильный – дедушка слабый
Игра «Чьи это вещи»
На фланелеграфе логопед закрепляет изображения мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика, раздает ребятам картинки с изображением предметов одежды и уточняет – чья вещь…
- Чье это красное платье? (Это мамино красное платье)
- Куда пойдет мама в красном платье? (мама пойдет в красном платье в театр)
- Какая мама в красном платье? (Нарядная, красивая, стройная)
- Чей это синий костюм? (Это папин синий костюм)
- Каким папиным костюмом любуется мама? (Мама любуется папиным синим костюмом)
- Какой папа в этом костюме? (Красивый, подтянутый, стройный)
- Чей это желтый фартук? (Это бабушкин желтый фартук)
- Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? (Бабушка в желтом фартуке будет готовить обед на кухне)
- Какая бабушка в желтом фартуке? (Красивая, добрая, ласковая)
- Чьи это коричневая шляпа? (Это дедушкина коричневая шляпа)
- Куда пойдет дедушка в коричневой шляпе? (В коричневой шляпе дедушка пойдет в парк на прогулку)
- Какой дедушка в коричневой шляпе? (Добрый, здоровый, веселый)
- Чьи это розовые сандалии? ( Это дочкины розовые сандалии)
- Где будет ходить в розовых сандалиях дочка? (В розовых сандалиях дочка будет ходить в детском саду)
- Какая дочка в розовых сандалиях? (веселая, красивая, добрая)
Игра «Договори предложение»
Логопед начинает: Предложение договори и его ты повтори.
Я ем и папа(ест).
Я пою и мама (поет).
Я шью и бабушка (шьет).
Я готовлю и сестра (готовит).
Я играю и брат (играет).
Я пилю и папа (пилит).
Я вяжу и бабушка (вяжет).
Я строгаю и дедушка (строгает).
Итог занятия.
Логопед: Скажи кем ты приходишься маме?_____ , дяде?_______, дедушке, сестре?_______.