Конспект занятия по теме:"Семья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию

лексико-грамматических категорий по теме: «Семья».

Задачи:

  1. Систематизация и уточнение знаний о семье, знакомство с роевыми отношениями в семье.
  2. Активизация и обобщение словаря по теме
  3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных
  4. Образование и закрепление притяжательных прилагательных.
  5. Закреплять умение подбирать антонимы

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Логопед: Сядет тот, кто назовет имя и отчество мамы.

Сядет тот, кто назовет имя и отчество папы.

  1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о семье.

  1. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Семья»

Логопед выставляет картинку «Семья»

- Моя знакомая девочка Катя принесла фотографии свое семьи. Рассмотрите ее. Назовите,  кто на ней изображен. Катя очень любит своих родственников и называет их ласково. И вы назовите ласково деда (дедушка, дедуля, дедулечка), бабу (бабушка, бабуля, бабулечка), маму , папу.

- Кто Катя маме и папе? (дочка)

- Кто Катя бабушке и дедушке?

- Кто Катя брату Ване?

- Кто Катя Сестре Наташе?

- Кто мама дедушке?

- Кто папа бабушке?

Игра «Покажи»

Логопед приглашает детей к доске, где вывешана карточка «Семья», и предлагает показать:

Где Ванин папа, а где папин сын Ваня?

Где Катина мама, а где мамина дочка Катя?

Где Катина и Ванина мама?

Где мамины и папины дети?

Где Катины и Ванины родители?

Игра «Один - много»

Логопед: Я буду называть одного члена семьи, а вы много. Например, Мама – много мам.

Папа-

Бабушка-

Дедушка-

Брат-

Сестра-

Тетя-

Дядя-

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я –

Вот наша дружная семья.

                                    (К. Бухарина)

Игра «Все наоборот»

Логопед называет, каким может быть человек и бросает мяч кому – то из детей. Тот, у кого мяч, должен подобрать и назвать слово – признак «наоборот», а затем  вернуть мяч.

Грустный человек – веселый человек

Злой дедушка – добрый дедушка

Дядя молодой – дедушка старый

Сын низкий- папа высокий

Тетя худая – тетя полная

Дедушка сильный – дедушка слабый

Игра «Чьи это вещи»

     На фланелеграфе логопед закрепляет изображения мамы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика, раздает ребятам картинки с изображением предметов одежды и уточняет – чья вещь…

- Чье это красное платье? (Это мамино красное платье)

- Куда пойдет мама в красном платье? (мама пойдет в красном платье в театр)

- Какая мама в красном платье? (Нарядная, красивая, стройная)

- Чей это синий костюм? (Это папин синий костюм)

- Каким папиным костюмом любуется мама? (Мама любуется папиным синим костюмом)

- Какой папа в этом костюме? (Красивый, подтянутый, стройный)

- Чей это желтый фартук? (Это бабушкин желтый фартук)

- Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? (Бабушка в желтом фартуке будет готовить обед на кухне)

- Какая бабушка в желтом фартуке? (Красивая, добрая, ласковая)

- Чьи это коричневая шляпа? (Это дедушкина коричневая шляпа)

- Куда пойдет дедушка в коричневой шляпе? (В коричневой шляпе дедушка пойдет в парк на прогулку)

- Какой дедушка в коричневой шляпе? (Добрый, здоровый, веселый)

- Чьи это розовые сандалии? ( Это дочкины розовые сандалии)

- Где будет ходить в розовых сандалиях дочка? (В розовых сандалиях дочка будет ходить в детском саду)

- Какая дочка в  розовых сандалиях? (веселая, красивая, добрая)

Игра «Договори предложение»

Логопед начинает: Предложение договори и его ты повтори.

Я ем и папа(ест).

Я пою и мама (поет).

Я шью и бабушка (шьет).

Я  готовлю и сестра (готовит).

Я играю и брат (играет).

Я пилю и папа (пилит).

Я вяжу и бабушка (вяжет).

Я строгаю и дедушка (строгает).

Итог занятия.

Логопед: Скажи кем ты приходишься маме?_____ , дяде?_______, дедушке, сестре?_______.