Старший дошкольный возраст (логопедическое интегрированное занятие с элементами оборудования Сенсорной комнаты) Тема. Увлекательное путешествие по реке Обь.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ольга Анатольевна Леонова

Ключевые слова: интеграция, технология Сенсорной комнаты, мотивация, ОВЗ, профилактика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonova_konspekt.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Старший дошкольный возраст

(логопедическое интегрированное занятие  с элементами оборудования Сенсорной комнаты)

Тема. Увлекательное путешествие по реке Обь.

Лексическая тема. Природа и обитатели реки Обь.

Цель. Развитие  речи (обучение рассказыванию по восприятию).

Образовательные задачи.

   Активизация  и актуализация  словаря по теме  «Природа и обитатели реки Обь». Формирование  логического, творческого  и целостного впечатления   с применением нетрадиционного оборудования. Обогащение  активного словаря относительными прилагательными. Совершенствование грамматического строя речи (образование  притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка звукового анализа.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления, зрительного внимания и восприятия,  артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображением речных рыб,  муляжи деревьев, карточки - шифровки, следы – камушки, свето – звуковая  интерактивная  доска, песочный стол с подсветкой, цветной песок,  сенсорная дорожка, профессиональный  генератор запаха, магнитная доска.

Предварительная работа.  Разучивание стихотворения «Рыбы», развитие общих речевых навыков.

                                                             ХОД ЗАНЯТИЯ

Путешественник.

   Здравствуйте!  Я путешественник. Много интересного и красивого повидал я на своём веку. Только вот незадача, получил я вчера шифровку и не могу разобраться в ней. В шифровке задание - слово, куда  я должен сегодня отправиться путешествовать. Поможете мне? Я приглашаю  двух  участников  составить мне компанию  в увлекательном путешествии.

Игра «Шифровка». Совершенствование навыка  звукобуквенного анализа, внимания.

Посмотрите вот слова зашифрованные значками, а  это ключ отгадка.

(Путешественник  ставит  на доску слова, зашифрованное значками   +   (ключ, отгадка), с буквами и кружками, зелёного, синего, красного цвета).

 Дети.

    Река Обь. В слове «река» четыре звука, первый звук – согласный мягкий, второй - гласный, третий – согласный твёрдый, четвёртый - гласный, в слове «Обь»   всего два  звука, в начале слова – гласный звук,  в середине слова – мягкий согласный, на конце – мягкий знак.

Путешественник:

Друзья,  помогите пожалуйста  вспомнить,  названия  речных  мостов города  Новосибирска.

Дети : Демитровский,  Комунальный, Бугринский, метромост и железнодорожный мост.  

 Путешественник.

Посмотрите, а вот и перед нами один из мостов, самый современный и красивый, а именно Бугринский мост. Приглашаю вас пройти по Бугринскому  мосту на противоположный берег реки.

Дети идут по сенсорной балансирующей дорожке.

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.

Дети. 

«По мосту я иду, во все стороны смотрю,

Непременно я моторчик заведу: дын- дын-дын…»

         «Быстро, весело шагаем,

         Ножки дружно поднимаем.

         Ритм мы чётко отбиваем:  т – т -  т…, д  – д – д…..»

Путешественник.

Вот мы и пришли на противоположный берег  и оказались на берегу  озорной, задорной, быстрой, игривой, журчащей, шумной Оби.

( Дети подходят к песочному световому  планшету, на нём изображен рисунок из цветного песка: река и берег).

Наш край богат животным и растительным миром.

Какие деревья  в основном растут  на берегу Оби? Мы вспомним и назовём с помощью загадок. Слушайте внимательно загадки!

Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
(Ель.)

С елью стройной мы родня-

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

( Сосна.)

Очень часто над водою,

Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет...

(Ива)

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой.
Стоит под горой.
(Берёза)

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)

 Ответы детей: ель, сосна, ива, береза, рябина.

Путешественник.

Правильно, посмотрите, я  приготовил  муляжи деревьев,  их нужно расположить на берегу оби. Приступайте к работе.

(Дети украшают деревьями берег Оби)

Путешественник.

  Теперь я вам предлагаю, отправится на рыбалку.

  Раз, два, три волшебная палочка нас в рыбаков преврати.

 Вспомним, какая рыба  обитает в нашей большой, могучей, великой реке Обь?

  Для этого ладошки, пальчики, кулачки,  в сыпучий, рассыпчатый, шёлковый, мягкий, тёплый песок опускаем, оттуда рыбку вынимаем, имя каждой рыбки называем и по очереди рыбку в реку погружаем.

Ответы детей: карась, окунь, щука, лещ, осётр, судак, линь, ёрш, чебак.

Путешественник.

А теперь  каждой  рыбке домик  нарисуем, пальчиком обведём и снова рыбку назовём.

(дети рисуют на песке и называют рыбок).

Игра «Рыбка». Обогащение словаря, активизация в речи названий частей рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, чешуя).  Развитие мышления (анализ, синтез).  Совершенствование навыка  ориентировки на плоскости.

Путешественник. Расскажите стихотворение, которое мы выучили. Стихотворение «Рыбы»  говорите чётко и выразительно.

 (Несколько детей по очереди рассказывают стихотворение.)

 Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо.
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо,
Не сумеют никогда.

Путешественник. Почему рыбы не говорят?

Дети. Во рту у рыбы вода.

(Путешественник  помещает на магнитную  доску картинку с изображением окуня.)

Путешественник.  Как называется эта рыба?

Дети. Окунь.

Путешественник. Помните, где она обитает?

Дети. Окунь живёт в чистой реке Обь!

Путешественник. Покажите и назовите части рыбы.

Дети по очереди подходят к доске и называют части рыбы.

Игра с волшебным цветочком  «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

(Путешественник  включает профессиональный генератор запаха,  приглашает  детей присесть  на воображаемом берегу реки (ковёр) и берёт в руки цветок.)

А теперь немного отдохнём и поиграем в игру « Чей? Чья? Чьё Чьи?» Хвост у щуки чей?

Ребёнок. Щучий

Путешественник. Голова у судака чья?

Ребенок. Судачья.

Путешественник. Туловище у окуня чьё?

Ребёнок. Окунёвое и т.д.

Путешественник.

   Приглашаю  дальше пройти   вдоль  волшебного берега реки, посмотрите какие  необычные камушки - следы, встанем на них ножками, посмотрим внимательно на реку.

(дети встаёт ногами на сенсорные «следы» и смотрят на интерактивную звуко  – световую панель)

 А река – то, как преобразилась, посмотрите на неё!

 Стала большой яркой и загадочной!

А теперь по очереди каждый из вас слово скажите, одним словом реку - красавицу опишите!

 Но правило у нас  такое ясно, чётко, громко говорим, потому что не спешим!

Ответы детей: шумная, великая, красивая…

Окончание занятия. Оценка работы детей. Путешественник предлагает высказать свои впечатления о занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...

«Путешествие в сказку» коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии...

Методическая разработка НОД по физической культуре на формирование навыка метания детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с нестандартным оборудованием "Путешествие в сказку"

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. Именно поэтому нестандартный подход к физкультурным занятиям считается оч...

«Путешествие в сказку» коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста по сказкотерапии с элементами песочной терапии

Программное содержание: Обогащение опыта социально-нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций. Закрепить знания детей о понятии «добро», ...

"Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного игрового оборудования "Парашют""

Распространение личного профессионального опыта по использованию нестандартного игрового  оборудования «Парашют» в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием нестандартного спортивного оборудования) «На пикник»

Оптимизировать общую моторику детей старшего дошкольного возраста за счет обогащения двигательного опыта с использованием нестандартного спортивного оборудования...