"Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Разумова Наталья Владимировна

Технологическая карта логопедического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

.

Разумова Н.В.,

учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18

городской округ Красноуфимск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

логопедическое занятие

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: автоматизирование свистящих и шипящих звуков в речи, активизирование словарного запаса по лексической теме «Зима».

Возрастная категория: 6-7 лет.

Образовательная технология: игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационные технологии, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»

Форма организации образовательной деятельности: подгрупповая

      Планируемый результат:

- проявляют активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагают свои варианты решения стоящей перед ними задачи;

- инициативны в общении со сверстниками и взрослым;

- применяют навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;

- применяют приобретённые навыки правильного произношения.

Учебно-методический комплект: коррекционная программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР» / Под. ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной с использованием технологии игрового обучения

Средства образовательной деятельности. Материально-технические: разрезные картинки, белая и красная фасоль, тарелки, колобок, Фея на палочке, мяч, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

Мультимедийные средства: презентация к конструкту

Обучающие задачи:

  • Закреплять произношение звуков [ш], [ж], [с], [з];
  • Совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами - чк, - к; образования относительных прилагательных;
  • Активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать речь как средство общения;
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительные процессы, координацию движений.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе;
  • Воспитывать любознательность, интерес к сказкам.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

Мотивация Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Создание проблемной ситуации

Посмотрите, сколько света и улыбок, и гостей, это добрая примета, сказка к нам стучится в дверь.

- Сегодня, по дороге в детский сад мне на ладошку упала снежинка, она рассказала одну тайну. В замке Снежной Королевы разбилось зеркало, и все осколки разлетелись по разным сказкам. Снежная Королева очень просит нас о помощи.  Нужно собрать осколки и сложить зеркало.

- Вы готовы помочь Королеве?

- Ребята, а где мы будем искать осколки?

- А давайте посчитаем, как много сказок мы знаем.

Приветствует детей, гостей, стимулирует любознательность детей, интерес.

Создает проблемную ситуацию. Обращает внимание на презентацию.

Организует диалог.

Дети здороваются.

Слушают, сосредотачивают внимание.  

Размышляют. Эмоционально настраиваются на тему.

Вступают в диалог.

Вступают в контакт с педагогом.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, готовы прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Высказывают своё мнение, предлагают решение проблемы.

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (приложение).

Показывает действия, вовлекает в совместную деятельность.

Выполняют действия.

Принимают участие в выполнении пальчиковой гимнастики

Совместная деятельность

- Но для того, чтобы вернуть осколки мы должны будем помогать сказочным героям, и выполнять все их задания, справимся?

- Тогда, отправляемся в путь, а поможет нам «волшебная палочка».

Раз-два-три - сказка двери отвори…

Перед нами колобок, у него румяный бок.  Он с окошка убежал и на нос к лисе попал…

Язычок свой доставай, и с ребятами играй.

Согласовывает с детьми действия.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Вводит элемент новизны.

Использует слайд и наглядные средства.

Выражают собственные мысли. Правильно произносят свистящие и шипящие звуки.

Слушают.

Наблюдают.

Проявляют инициативу.

Контролируют свою речь.

Динамическая пауза

Артикуляционная гимнастика (приложение).

Ребята, давайте покажем колобку, как мы правильно произносим звуки.

Чистоговорки (приложение)

Показывает, вовлекает в совместную деятельность. Четко произносит чистоговорки. Привлекает детей к повтору.

Выполняют действия. Активно вместе повторяют чистоговорки.

Правильно произносят свистящие и шипящие звуки.

Правильно выполняют позу и удерживают её. Следят за правильностью выполнения.

Применяют приобретённые навыки правильного произношения. Контролируют речь.

Понравилась колобку наша считалочка, а вот и первый осколок зеркала.

Отправляемся дальше, волшебная палочка помогай: Раз-два-три…

- В какую сказку мы попали?

- Опять злая мачеха придумала для Золушки работу, смешала вместе белую и красную фасоль, и заставляет разобрать ее. Поможем Золушке?

-А теперь давайте вспомним, кто подарил Золушке красивое платье и помог попасть на бал?        

- Так вот-же она….

Использует слайд.

Поощряет детей к высказыванию.

Задаёт вопрос.

Эмоционально включает детей в совместную деятельность.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Использует наглядные средства и презентацию.

Высказывают собственное мнение.

Отвечают полным предложением.

Дети внимательно слушают.

Сосредотачивают внимание.

Выражают собственные чувства.

Сортируют по цвету.

Приобретают навыки взаимодействия со сверстниками.

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз «Фея» (приложение)

Показывает, вовлекает в совместную деятельность.

Выполняют действия.

Выполняют упражнение для снятия глазного напряжения.

Актуализация знаний детей

Стимулирование детей к высказываниям

Самостоятельная игровая деятельность

А вот и еще один осколок.

Волшебная палочка: Раз, два, три….

- А это что за девочка? Ребята, а Дюймовочка какая? Значит и все вещи у нее маленькие. Поиграем в игру большой - маленький. Я буду называть большие предметы, а вы маленькие, те, которыми пользуется Дюймовочка.

чашка – чашечка;                санки – саночки;

ложка – ложечка;                кольцо – колечко;

кукла – куколка;                мяч – мячик;

дом – домик;                        горка – горочка.

-  Дюймовочка нарисовала вам в подарок рисунки, но пошел дождь и смыл часть рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала.

- А вот и осколок зеркала.

А нам пора дальше, волшебная палочка: раз, два, три…

- Ой, куда это мы попали? Что это?

- Кто в избушке живет?

- Был Кощей вчера в гостях, что наделал, просто ах! Все картинки перепутал, и совсем меня запутал.

- Давайте поможем Бабе Яге, сложим картинки.

- Молодцы, вы все сумели! Проделки Кощея преодолели!

В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!

Вовлекает детей в совместную деятельность.

Использует для игры мяч.

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Активизирует знания детей.

Проявляет уважение к детским высказываниям.  Выражает признательность.

Использует презентацию.

Поощряет детей к высказыванию.

Предлагает сложить разрезные картинки.

Просит выделить общий звук в словах.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Помогает в выполнении задания. Выражает искреннее восхищение.

Выражают собственные мысли. Правильно произносят свистящие и шипящие звуки.

Образовывают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Проявляют уважение к ответам других детей.

Активно играют.

Приходят друг другу на помощь.

Проявляют изобретательность.

Активно высказывают свои мысли. Правильно произносят свистящие и шипящие звуки.

Работают все вместе. Выделяют общий звук в словах. Придумывают слова с заданным звуком. Проявляют изобретательность.

Демонстрируют свои работы. Приходят друг другу на помощь.

Применяют навыки словообразования.

Применяют приобретённые навыки правильного произношения. Контролируют речь.

Проявляют активность, творчество в выполнении различных видов деятельности.

Приобретают навыки взаимодействия со сверстниками.

Динамическая пауза

Физкультурная минутка "Репка" (приложение)

Показывает, вовлекает в совместную деятельность.

Выполняют действия.

Проявляют активность, эмоциональность при выполнении движений.

Совместная игровая деятельность 

Актуализация знаний детей

А вот и осколок зеркала.

- Волшебная палочка: раз, два, три

- Что это за красота, и где мы?

- Ребята, в цветочном саду у Волшебницы всегда лето, и она ничего не знает о зиме. Давайте мы ей расскажем. Что бывает зимой?

- Если на улице мороз, то погода (какая?) морозная;

- Если на улице ветер, то погода (какая?) ветреная;

- Если на улице холод, то погода (какая?) холодная;

- Если на улице идет снег, то погода (какая?) снежная;

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

(приложение) 

- Ну, вот теперь и волшебница будет знать, что бывает зимой.

- Ребята, а Волшебница и ее цветочный сад это из какой сказки?

- Так значит мы уже близко к замку?

- А вот и последний осколок зеркала.

- Вот и собрали зеркало. Посмотрите, что там отражается? А вот и сама Королева.

За руки умелые, за ум и смекалку сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился, тем, кто старался подарок сейчас я вручу….

Помогли мы Снежной королеве, пора вернуться в детский сад…

Волшебная палочка, помогай: раз, два, три - в детский сад нас всех верни….

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Добивается использования точных, грамматически  правильных высказываний.

Инициирует общее обсуждение.

Показывает заинтересованность.

Активизирует знания детей.

Выражает признательность.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Использует презентацию.

Активно высказывают свои мысли.

Используют точные, грамматически правильные высказывания в речи.

 Правильно произносят свистящие и шипящие звуки.

Образуют относительные прилагательные.

Образуют родственные слова.

Активно играют.

Проявляют интерес.

Приходят друг другу на помощь.

Применяют навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания.

Применяют приобретённые навыки правильного произношения. Контролируют речь.

Проявляют активность, творчество в выполнении различных видов деятельности.

Инициативны в общении со сверстниками и взрослым.

  1. Результаты деятельности и рефлексия
  2. Стимулирование детей к высказываниям

Ну что ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам?

Давайте вспомним, с кем мы встретились?

Какое задание было самое трудное?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Предлагаю на память о нашем путешествии всех сказочных героев, с которыми мы сегодня встретились, поместим в волшебном зеркале Снежной Королевы.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Добивается использования точных, грамматически  правильных высказываний.

Инициирует общее обсуждение.

Проявляет свое отношение к факту.

Использует наглядные средства и презентацию.

Передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности, выражают собственное отношение к проделанной работе.

Высказывают эмоциональный отклик.

Осуществляют выбор.

Проявляют инициативность в общении с взрослым.

Демонстрируют умения строить связное высказывание.

Оценивают результат своей деятельности. Выражают свои чувства.

Делают выводы.

Приложение:

1.Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

Будем пальчики считать,                                         Не забудем Сивку-Бурку,

Будем сказки называть                                         Нашу вещую каурку.

Рукавичка, Теремок,                                         Про жар-птицу сказку знаем,

Колобок - румяный бок.                                         Репку мы не забываем

Есть Снегурочка - краса,                                         Знаем Волка и козлят.

Три медведя, Волк - Лиса.                                         Этим сказкам каждый рад.

        2. Артикуляционная гимнастика:

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери.

Рот открыт широко.

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

  Лопатка.

На летучем большом корабле

Надуть щеки.

Или с Бабой Ягой на метле.

Щеточка внизу.

На плоту по молочной реке

Лопатка.

И верхом на  Коньке-Горбунке.

Лошадка.

Можно в сказку влететь на жар-птице.

Язык вверх-вниз.

Можно на Колобке закатиться.

Круговые движения языком по губам.

Можно въехать, как Слон на Еже.

Горка.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже...

        

3. Чистоговорки

Чики-чики-чики-чок                                         Су-су-су – стало холодно в лесу;

Не стесняйся, язычок.                                         Жа-жа-жа – мы увидели ежа;

Не пугайся, не ленись,                                         Зы-зы-зы – давно не было грозы;

Повторяй, не ошибись:                                 Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

        4. Гимнастика для глаз «Фея»

Фея в воздухе кружилась. И на ручку к нам спустилась.

Полетела фея вверх, а потом скользнула вниз,

вправо, влево заметалась. И по кругу разлеталась

Ты ее не упусти, глазками за ней следи.

5. Физкультурная минутка "Репка"

Вот ее мы посадили (присесть)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация движения)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

        6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне, 
Падает на землю ... (Снег.) 
С неба все скользят пушинки — 
Серебристые ... (Снежинки.) 
На посёлки, на лужок 
Все снижается ... (Снежок.) 
Вот веселье для ребят — 
Все сильнее ... (Снегопад.) 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в ... (Снежки.) 
Словно в белый пуховик 
Нарядился ... (Снеговик.) 
Рядом снежная фигурка — 
Эта девочка — ... (Снегурка.) 
На снегу-то, посмотри — 
С красной грудкой ... (Снегири.) 
Словно в сказке, как во сне, 
Землю всю украсил ... (Снег.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...