Главные вкладки

    Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
    проект по логопедии (старшая группа)

    Киселева Ксения Сергеевна

    Логопедический проект  «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_pravilnaya_rech.docx27.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедический проект  «Правильная речь»

    по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    I. Информационная часть проекта.

    1. Сотрудники проекта:

    Киселева К.С.

    2. Участники проекта:

    Дети и родители старшего дошкольного возраста.

    II. Содержательная часть проекта.

    На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.

    Предмет исследования - использование игровых, приемов в
    процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Цель  проекта - изучить, систематизировать, теоретически
    обосновать педагогическую технологию  формирования
      лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:

    1. Проанализироватъ научно-методическую литературу по исследуемой
      проблеме.
    2. Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
      дошкольного возраста с нарушениями речи.
    3. Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
      грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
      приемов и дидактических игр.
    4. Оценить эффективность проведенной  работы.

    В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:

    - ведущего вида деятельности- игры;

    - психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;

    - характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
    - индивидуальных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

    Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

    Задачи исследования:

    • Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.  
    • Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.

      Методы исследования: 

    • изучение и анализ литературы;
    • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
    • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
    • тесты;
    • диагностические методы.

    Этапы проекта «Правильная речь»

    1 этап - подготовительный

    На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе  была собрана литература, сделаны  дидактические игры  и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.

    Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору  дидактических игр, которые могут быть использованы  в  работе учителя - логопеда и  воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.

    2 этап – экспериментально- практический

    Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы.

    III. Основная часть проекта

     «Правильная речь»

    Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой  коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по  коррекции лексико-грамматических нарушений речи.

    Основная форма обучения – фронтальные НОД по развитию речи 1 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2 раза в неделю. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Говорим правильно» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с  применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи

    Проект «Правильная речь» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.

    Образовательная область по  ФГОС

    Мероприятия проекта

    Речевое развитие, познавательное развитие

    1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лесико- грамматической стороны речи с использованием игровых методов и приемов ( 1 раз в неделю);

    2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов,  приемов и  технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).  

    Физическое развитие, речевое развитие

    Игровые технологии:

    1. пальчиковые игры;

    2. динамические паузы;

    3. игровые дыхательные упражнения;

    4. артикуляционная гимнастика в игровой форме.

    Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

    1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;

    2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;

    3. игры на развитие фонематического слуха;

    4. игры на обогащения словарного запаса ребенка;

    5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи;

    6. игры на развитие слухового внимания.

    Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

    1. Театрально-игровая деятельность;

    2. Сказка-терапия;

    3. Пальчиковый театр.

    Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.

    По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами,  образование существительных множественного числа в именительном и  родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексическо - грамматические представления.

    Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:

    • формирование правильного образования множественного числа существительных;
    • формирование самостоятельного образования  новых форм слова;
    • формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
    • формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
    • формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
    • формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
    • формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
    • формирование навыков связной речи.

    При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

    • систематичность проведения;
    • распределение их в порядке нарастающей сложности;
    • подчиненность заданий выбранной цели;
    • чередование и вариативность упражнений.

    Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.  

    Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.

    Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).

    На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

    Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.

    Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

    Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли  обобщающие понятия.

    Игра «Обобщения».

    Оборудование. Лото.

    Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети  соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.

    Для закрепления некоторых упражнений дети  получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.

    Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

    На протяжении всей  работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя  была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

    Этапы коррекционной  работы по формированию словообразования:

    Содержание коррекционной работы

    Игры,  игровые упражнения

    I этап

    Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

    Существительные:

    а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-».

    Глаголы:

    а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;

    б) возвратных и невозвратных глаголов;

    Прилагательные:

    а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом

    «-ин-».

    «Убираем урожай»,

    «Охотник и пастух»,

    «Кому что дадим?»,

    «Кто подберет больше слов?»,

    «Ералаш»

    «Угадай, кому нужны эти вещи?»,

    «Волшебная цепочка»,

    «Что спрятано?»,

    II этап

    Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

    Существительные:

    а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами

    «-оньк-, -еньк-, -ышк-»;

    б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница).

    в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина).

    Глаголы:

    а) с приставками «в-, вы-, на-»;

    б) пространственного значения с приставкой «при-»;

    Прилагательные:

    а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий);

    б) относительные с суффиксами

    «-н-, -ан-, -ян-, -енн-»;

    качественные с суффиксами «-н-,

    -ив-, -чив-, -лив-».

    «Что без чего?»,

    «Поле чудес»,

    «Что в магазине?»,

    «Приглашение к чаю»,

    «Поймай – скажи»,

    «Кто как передвигается»,

    «Где мы были, что мы видели?»,

    «Кто как ест»,

    «Юный архитектор»,

    «Кто как передвигается»,

    «Добавь приставку»,

    «Кто чем работает?»

    «Радуга»,

    III этап

    Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

    Существительные:

    а) образование названий профессий;

    Глаголы:

    а)пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-».

    Прилагательные:

    а) притяжательные с суффиксом

     «-и-» с чередованием (волчий);

    б) относительные с суффиксами

    «-ан, -ян-, -енн-»;

    качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-».

    «Угадай, что это?»,

    «Путаница»,

    «Назови профессию»,

    «Что из чего сделано?»,

    «Зверинец»,

    «Угадай, что это?»,

    «Живые слова»,

    «Что какого цвета?».

    Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей  вызывают огромный интерес, оживление, радость,  поддерживают  положительный эмоциональный настрой. Дети  меньше допускают ошибки в употреблении  существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

    Применение оптимальных игровых средств в  коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.

    Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

    Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

    Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые  ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

    НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

    Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...