Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

I. Информационная часть проекта.

1. Информация об авторе проекта:

Автор проекта

Романова Елена Григорьевна

Название проекта

«Игруны - говоруны»

Должность и место работы

Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 5» г. Пласта Челябинской области

Контакты

Тел: 89080619102, электронная почта: oreg1981@mail.ru

2. Сотрудники проекта.

Ф.И.О.

Основная

должность

Должность по проекту

1.

Романова

Елена Григорьевна

Учитель-логопед;  высшая квалификационная категория

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.

2.

Шашина

Наталья

Борисовна

Воспитатель логопедической группы

Участник проекта: осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, проводит педагогическую диагностику детей.

3.

Петрова

Елена

Павловна

Старший воспитатель МКДОУ д/с №5

 г. Пласта

Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом.

3. Участники проекта:

Дети и родители подготовительной логопедической группы.

4. Время реализации проекта:

2016-2017 учебный год.

Проведение итогов проекта «Игруны - говоруны» - конец мая 2017 года, оформление документации.

II. Содержательная часть проекта.

На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.

Предмет исследования - использование игровых, приемов в
процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель  проекта - изучить, систематизировать, теоретически
обосновать педагогическую технологию  формирования
  лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:

  1. Проанализироватъ научно-методическую литерагуру по исследуемой
    проблеме.
  2. Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
    дошкольного возраста с нарушениями речи.
  3. Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
    грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
    приемов и дидактических игр.
  4. Оценить эффективность проведенной  работы.

В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:

- ведущего вида деятельности- игры;

- психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;

- характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
- индивидуалъных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Задачи исследования:

  • Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.  
  • Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.

  Методы исследования: 

  • изучение и анализ литературы;
  • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
  • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
  • тесты;
  • диагностические методы.

Практическая значимость проекта заключается в том, что
разработанная нами педагогическая технология, основанная на
использовании различных игровых приемов и дидактических игр, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад № 5» г. Пласта, старшая логопедическая группа в количестве 15 человек.

 

Логопедический проект «Игруны - говоруны» протекал в несколько этапов.

Этапы проекта «Игруны - говоруны»

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе  была собрана литература, сделаны  дидактические игры  и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.

Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору  дидактических игр, которые могут быть использованы  в  работе учителя - логопеда и  воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.

2 этап – экспериментально- практический

Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы  МКДОУ д/с №5 г. Пласт в 2016-2017 учебном году -  долгосрочный проект «Игруны - говоруны»

III. Основная часть долгосрочного проекта

 «Игруны - говоруны»

В течение  года дети занимались по общеобразовательной программе детского сада  –  Программа «Детство» В.И. Логиновой и по программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.  

Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой  коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по  коррекции лексико-грамматических нарушений речи.

Основная форма обучения – фронтальные НОД по обучению грамоте 3 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Игруны - говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с  применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.

Проект «Игруны - говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.

Образовательная область по  ФГОС

Мероприятия проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лесико- грамматической стороны речи и обучению грамоте с использованием игровых методов и приемов ( 3 раза в неделю);

2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов,  приемов и  технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).  

Физическое развитие, речевое развитие

Игровые технологии:

1. пальчиковые игры;

2. динамические паузы;

3. игровые дыхательные упражнения;

4. артикуляционная гимнастика в игровой форме.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;

2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;

3. игры на развитие фонематического слуха;

4. игры на обогащения словарного запаса ребенка;

5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи;

6. игры на развитие слухового внимания.

Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

1. Театрально-игровая деятельность;

2. Сказка-терапия;

3. Пальчиковый театр;

4. Фольклорная терапия;

5. Куклотерапия.

Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.

По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами,  образование существительных множественного числа в именительном и  родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексическо - грамматические представления.

Методологическая база педагогического опыта.  

Проект  разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

  • научности,
  • системности,
  • доступности материала,
  • наглядности,
  • сознательности и активности,
  • прочности обучения,
  • индивидуализации.

Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:

  • формирование правильного образования множественного числа существительных;
  • формирование самостоятельного образования  новых форм слова;
  • формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
  • формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
  • формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
  • формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
  • формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • формирование навыков связной речи.

При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчиненность заданий выбранной цели;
  • чередование и вариативность упражнений.

Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.  

Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.

Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).

На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.

Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли  обобщающие понятия.

Игра «Обобщения».

Оборудование. Лото.

Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети  соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.

Для закрепления некоторых упражнений дети  получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.

Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

На протяжении всей  работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя  была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

Этапы коррекционной  работы по формированию словообразования:

Содержание коррекционной работы

Игры,  игровые упражнения

I этап

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-».

Глаголы:

а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов;

Прилагательные:

а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом

«-ин-».

«Убираем урожай»,

«Охотник и пастух»,

«Кому что дадим?»,

«Кто подберет больше слов?»,

«Ералаш»

«Угадай, кому нужны эти вещи?»,

«Волшебная цепочка»,

«Что спрятано?»,

II этап

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

Существительные:

а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами

«-оньк-, -еньк-, -ышк-»;

б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница).

в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина).

Глаголы:

а) с приставками «в-, вы-, на-»;

б) пространственного значения с приставкой «при-»;

Прилагательные:

а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий);

б) относительные с суффиксами

«-н-, -ан-, -ян-, -енн-»;

качественные с суффиксами «-н-,

-ив-, -чив-, -лив-».

«Что без чего?»,

«Поле чудес»,

«Что в магазине?»,

«Приглашение к чаю»,

«Поймай – скажи»,

«Кто как передвигается»,

«Где мы были, что мы видели?»,

«Кто как ест»,

«Юный архитектор»,

«Кто как передвигается»,

«Добавь приставку»,

«Кто чем работает?»

«Радуга»,

III этап

Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные:

а) образование названий профессий;

Глаголы:

а)пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-».

Прилагательные:

а) притяжательные с суффиксом

 «-и-» с чередованием (волчий);

б) относительные с суффиксами

«-ан, -ян-, -енн-»;

качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-».

«Угадай, что это?»,

«Путаница»,

«Назови профессию»,

«Что из чего сделано?»,

«Зверинец»,

«Угадай, что это?»,

«Живые слова»,

«Что какого цвета?».

Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей  вызывают огромный интерес, оживление, радость,  поддерживают  положительный эмоциональный настрой. Дети  меньше допускают ошибки в употреблении  существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

Применение оптимальных игровых средств в  коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.

Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бошшренко А. К, Дидактические игры в детских садах. - М.:
    Просвещение, 1991г.
  2. Бородич А Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
    - М.: Профессиональное образование, 1984г.
  3. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и
    упражнения. - М.: АПО. 1990г.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
    Просвещение. 1991г.
  5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: - М.:
    Московский психодого-социатьный институт Флинта, 1997г.
  6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
    дошкольников — Мд 1983г.
  7. Воспитание и обу чение детей с расстройствами речи. / Под ред.

С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1968г.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии
    ребенка //Вопросы психологии. — М,: Просвещение, 1966г.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.-
    с.340-386 / Под ред. Ярошевского М.Т. -М.: Педагогика. 1983г.
  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение
    заикания у дошкольников в игре. - М.: 1984г.
  4. Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: 1979г.
  5. Гельфан Е. М. Игры и упражнения для маленьких и больших. - М :
    1969г.
  6. Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к еамовоепмганию. - М.:
    Педагогика, 1971г.
  7. Генинг МХ.» Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной
    речи. - Чебоксары: 1980г.
  8. Гришину» Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой JLC. - ML: ВЛАДОС, 1998г.
  9. Городилова ВИ. Радина Г.И. Воспитание речи детей дошкольного
    возраста. — М.: 1978г.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М: Изд-во АПН
    РСФСР, 1961г.
  11. Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф. А Сохнна» В. И Ядрэшко -
    М.: 1978г.
  12. Гфимснкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М.:
    Просвещение, 1981г.
  13. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у
    дошкольников — М: Просвещение, 1973г.
  14. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И.
    Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987г.
  15. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост Венгер Л.А., Дьяченко О.М. - М.: 1989г.
  16. Каше Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.:
    1985г.
  17. Коп. И. С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988г.
  18. Крупская Н. К, Роль игры в детском сад}-. //Лед. еоч. — М.: 1980г.
  19. Ладаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -
    М.: ВЛАДОС, 1999г.
  20. Лалаева Р. 11, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития
    речи у дошкольников. —СПб.: Союз, 1999г.
  21. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: 1975г.
  1. Леонтьев ЛЛI Слово в речевой деятельности. — М; Мысль. 1975г.
  2. Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. - М.:
    Знание. 1981г.
  3. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика -
    М.: 11роевещение. 1988г.
  4. Лопухина И. Речь. Ритм. Движение. - М.: 1997г.
  5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для
    развития речи. — Мд 1998г.
  6. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.:
    Просвещение. 1972г.
  7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок — М.: 1983г.
  8. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных у чреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО, 1993г.
  9. Никитин Б Л Развивающие игры. — М,: Педагогика. 1985г.
  10. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.
    Запорожца А. В — М.: Просвещение. 1996г.
  11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под
    ред. М И Лисиной. -М.: Педагогика, 1985г.
  12. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение. 1996г.
  13. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Методические
    рекомендации, - М_: ГНОМ-ПРЕСС, 1998г.
  14. Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста - М.:

1970г.

  1. Синваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья Т.1.
    Апрель Пресс. ЗАО год. ЭКСМО - Пресс. 2000г.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАД ОС, 1994г.
  3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение,
    1976г.
  4. Филичева Т. Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989г.
  5. Филичева ТЬ. Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
    детей. - М: Профессиональное образование, 1993г.
  6. Фотекова Т А, Тестовая методика диагностики устной речи
    младших школьников. - М: АРКТИ, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения ...

Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг  с другом кратко и "бедно". ...

Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Логопедический проект  «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...