Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Долгосрочный логопедический проект | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
I. Информационная часть проекта.
1. Информация об авторе проекта:
Автор проекта | Романова Елена Григорьевна |
Название проекта | «Игруны - говоруны» |
Должность и место работы | Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 5» г. Пласта Челябинской области |
Контакты | Тел: 89080619102, электронная почта: oreg1981@mail.ru |
2. Сотрудники проекта.
№ | Ф.И.О. | Основная должность | Должность по проекту |
1. | Романова Елена Григорьевна | Учитель-логопед; высшая квалификационная категория | Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей. |
2. | Шашина Наталья Борисовна | Воспитатель логопедической группы | Участник проекта: осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, проводит педагогическую диагностику детей. |
3. | Петрова Елена Павловна | Старший воспитатель МКДОУ д/с №5 г. Пласта | Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом. |
3. Участники проекта:
Дети и родители подготовительной логопедической группы.
4. Время реализации проекта:
2016-2017 учебный год.
Проведение итогов проекта «Игруны - говоруны» - конец мая 2017 года, оформление документации.
II. Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.
Предмет исследования - использование игровых, приемов в
процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель проекта - изучить, систематизировать, теоретически
обосновать педагогическую технологию формирования лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:
- Проанализироватъ научно-методическую литерагуру по исследуемой
проблеме. - Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
дошкольного возраста с нарушениями речи. - Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
приемов и дидактических игр. - Оценить эффективность проведенной работы.
В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:
- ведущего вида деятельности- игры;
- психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;
- характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
- индивидуалъных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Задачи исследования:
- Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
- Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- тесты;
- диагностические методы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что
разработанная нами педагогическая технология, основанная на
использовании различных игровых приемов и дидактических игр, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Пласта, старшая логопедическая группа в количестве 15 человек.
Логопедический проект «Игруны - говоруны» протекал в несколько этапов.
Этапы проекта «Игруны - говоруны»
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны дидактические игры и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.
Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору дидактических игр, которые могут быть использованы в работе учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.
2 этап – экспериментально- практический
Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы МКДОУ д/с №5 г. Пласт в 2016-2017 учебном году - долгосрочный проект «Игруны - говоруны»
III. Основная часть долгосрочного проекта
«Игруны - говоруны»
В течение года дети занимались по общеобразовательной программе детского сада – Программа «Детство» В.И. Логиновой и по программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по коррекции лексико-грамматических нарушений речи.
Основная форма обучения – фронтальные НОД по обучению грамоте 3 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Игруны - говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.
Проект «Игруны - говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.
Образовательная область по ФГОС | Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие | 1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лесико- грамматической стороны речи и обучению грамоте с использованием игровых методов и приемов ( 3 раза в неделю); 2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов, приемов и технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие, речевое развитие | Игровые технологии: 1. пальчиковые игры; 2. динамические паузы; 3. игровые дыхательные упражнения; 4. артикуляционная гимнастика в игровой форме. |
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | 1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания; 2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков; 3. игры на развитие фонематического слуха; 4. игры на обогащения словарного запаса ребенка; 5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи; 6. игры на развитие слухового внимания. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. | 1. Театрально-игровая деятельность; 2. Сказка-терапия; 3. Пальчиковый театр; 4. Фольклорная терапия; 5. Куклотерапия. |
Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.
По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексическо - грамматические представления.
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности,
- системности,
- доступности материала,
- наглядности,
- сознательности и активности,
- прочности обучения,
- индивидуализации.
Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:
- формирование правильного образования множественного числа существительных;
- формирование самостоятельного образования новых форм слова;
- формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
- формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
- формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
- формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
- формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
- формирование навыков связной речи.
При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений.
Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.
Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.
Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).
На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.
Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.
Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли обобщающие понятия.
Игра «Обобщения».
Оборудование. Лото.
Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.
Для закрепления некоторых упражнений дети получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.
Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.
На протяжении всей работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.
Этапы коррекционной работы по формированию словообразования:
№ | Содержание коррекционной работы | Игры, игровые упражнения |
I этап Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. | Существительные: а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-». Глаголы: а) дифференциация совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов; Прилагательные: а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом «-ин-». | «Убираем урожай», «Охотник и пастух», «Кому что дадим?», «Кто подберет больше слов?», «Ералаш» «Угадай, кому нужны эти вещи?», «Волшебная цепочка», «Что спрятано?», |
II этап Работа над словообразованием менее продуктивных моделей | Существительные: а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами «-оньк-, -еньк-, -ышк-»; б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница). в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина). Глаголы: а) с приставками «в-, вы-, на-»; б) пространственного значения с приставкой «при-»; Прилагательные: а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий); б) относительные с суффиксами «-н-, -ан-, -ян-, -енн-»; качественные с суффиксами «-н-, -ив-, -чив-, -лив-». | «Что без чего?», «Поле чудес», «Что в магазине?», «Приглашение к чаю», «Поймай – скажи», «Кто как передвигается», «Где мы были, что мы видели?», «Кто как ест», «Юный архитектор», «Кто как передвигается», «Добавь приставку», «Кто чем работает?» «Радуга», |
III этап Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. | Существительные: а) образование названий профессий; Глаголы: а)пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-». Прилагательные: а) притяжательные с суффиксом «-и-» с чередованием (волчий); б) относительные с суффиксами «-ан, -ян-, -енн-»; качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-». | «Угадай, что это?», «Путаница», «Назови профессию», «Что из чего сделано?», «Зверинец», «Угадай, что это?», «Живые слова», «Что какого цвета?». |
Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.
Применение оптимальных игровых средств в коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.
Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бошшренко А. К, Дидактические игры в детских садах. - М.:
Просвещение, 1991г. - Бородич А Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- М.: Профессиональное образование, 1984г. - Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и
упражнения. - М.: АПО. 1990г. - Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
Просвещение. 1991г. - Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: - М.:
Московский психодого-социатьный институт Флинта, 1997г. - Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников — Мд 1983г. - Воспитание и обу чение детей с расстройствами речи. / Под ред.
С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1968г.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка //Вопросы психологии. — М,: Просвещение, 1966г. - Выготский Л.С. Собрание сочинений, в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.-
с.340-386 / Под ред. Ярошевского М.Т. -М.: Педагогика. 1983г. - Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение
заикания у дошкольников в игре. - М.: 1984г. - Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: 1979г.
- Гельфан Е. М. Игры и упражнения для маленьких и больших. - М :
1969г. - Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к еамовоепмганию. - М.:
Педагогика, 1971г. - Генинг МХ.» Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной
речи. - Чебоксары: 1980г. - Гришину» Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой JLC. - ML: ВЛАДОС, 1998г.
- Городилова ВИ. Радина Г.И. Воспитание речи детей дошкольного
возраста. — М.: 1978г. - Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М: Изд-во АПН
РСФСР, 1961г. - Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф. А Сохнна» В. И Ядрэшко -
М.: 1978г. - Гфимснкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М.:
Просвещение, 1981г. - Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у
дошкольников — М: Просвещение, 1973г. - Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И.
Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987г. - Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост Венгер Л.А., Дьяченко О.М. - М.: 1989г.
- Каше Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.:
1985г. - Коп. И. С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988г.
- Крупская Н. К, Роль игры в детском сад}-. //Лед. еоч. — М.: 1980г.
- Ладаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -
М.: ВЛАДОС, 1999г. - Лалаева Р. 11, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников. —СПб.: Союз, 1999г. - Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: 1975г.
- Леонтьев ЛЛI Слово в речевой деятельности. — М; Мысль. 1975г.
- Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. - М.:
Знание. 1981г. - Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика -
М.: 11роевещение. 1988г. - Лопухина И. Речь. Ритм. Движение. - М.: 1997г.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для
развития речи. — Мд 1998г. - Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.:
Просвещение. 1972г. - Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок — М.: 1983г.
- Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных у чреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО, 1993г.
- Никитин Б Л Развивающие игры. — М,: Педагогика. 1985г.
- Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.
Запорожца А. В — М.: Просвещение. 1996г. - Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под
ред. М И Лисиной. -М.: Педагогика, 1985г. - Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение. 1996г.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Методические
рекомендации, - М_: ГНОМ-ПРЕСС, 1998г. - Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста - М.:
1970г.
- Синваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья Т.1.
Апрель Пресс. ЗАО год. ЭКСМО - Пресс. 2000г. - Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАД ОС, 1994г.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение,
1976г. - Филичева Т. Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989г.
- Филичева ТЬ. Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
детей. - М: Профессиональное образование, 1993г. - Фотекова Т А, Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников. - М: АРКТИ, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения ...
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг с другом кратко и "бедно". ...
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...