Главные вкладки

    Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
    проект по логопедии (старшая группа) на тему

    Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    I. Информационная часть проекта.

    1. Информация об авторе проекта:

    Автор проекта

    Романова Елена Григорьевна

    Название проекта

    «Игруны - говоруны»

    Должность и место работы

    Учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 5» г. Пласта Челябинской области

    Контакты

    Тел: 89080619102, электронная почта: oreg1981@mail.ru

    2. Сотрудники проекта.

    Ф.И.О.

    Основная

    должность

    Должность по проекту

    1.

    Романова

    Елена Григорьевна

    Учитель-логопед;  высшая квалификационная категория

    Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей, консультирует родителей.

    2.

    Шашина

    Наталья

    Борисовна

    Воспитатель логопедической группы

    Участник проекта: осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, проводит педагогическую диагностику детей.

    3.

    Петрова

    Елена

    Павловна

    Старший воспитатель МКДОУ д/с №5

     г. Пласта

    Координатор: координирует работу по реализации проекта, осуществляет работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет и методическое руководство проектом.

    3. Участники проекта:

    Дети и родители подготовительной логопедической группы.

    4. Время реализации проекта:

    2016-2017 учебный год.

    Проведение итогов проекта «Игруны - говоруны» - конец мая 2017 года, оформление документации.

    II. Содержательная часть проекта.

    На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект проекта - является система работы логопедической группы по коррекции нарушений лексико - грамматического строя речи у детей.

    Предмет исследования - использование игровых, приемов в
    процессе формирования лексики и грамматики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Цель  проекта - изучить, систематизировать, теоретически
    обосновать педагогическую технологию  формирования
      лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Учитывая объект, предмет, цель был поставлен ряд конкретных задач:

    1. Проанализироватъ научно-методическую литерагуру по исследуемой
      проблеме.
    2. Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей
      дошкольного возраста с нарушениями речи.
    3. Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-
      грамматического строя речи, основанную на использовании игровых
      приемов и дидактических игр.
    4. Оценить эффективность проведенной  работы.

    В качестве гипотезы исследования – было выдвинуто предположение о том, что коррекция речи будет более эффективна при условии учета:

    - ведущего вида деятельности- игры;

    - психолингвистических представлений о системном строении лексики и законах грамматического структурирования;

    - характера проявлений лексико-грамматических нарушений;
    - индивидуалъных речевых и психических особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развитие лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи – одна из важных задач коррекционного обучения и воспитания, которая решается не только в процессе речевого общения с окружающими, но и путем использования различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

    Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования лексики и грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы учителя - логопеда. Дидактические игры закрепляют словарь, изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

    Задачи исследования:

    • Выявить особенности развития лексики и грамматики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.  
    • Разработать педагогическую технологию коррекции лексико-грамматического строя речи, основанную на использовании игровых приемов, дидактических игр.

      Методы исследования: 

    • изучение и анализ литературы;
    • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
    • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
    • тесты;
    • диагностические методы.

    Практическая значимость проекта заключается в том, что
    разработанная нами педагогическая технология, основанная на
    использовании различных игровых приемов и дидактических игр, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение          «Детский сад № 5» г. Пласта, старшая логопедическая группа в количестве 15 человек.

     

    Логопедический проект «Игруны - говоруны» протекал в несколько этапов.

    Этапы проекта «Игруны - говоруны»

    1 этап - подготовительный

    На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. На подготовительном этапе  была собрана литература, сделаны  дидактические игры  и пособия для коррекции лексико-грамматического строя речи, были созданы различные картотеки.

    Основное внимание при планировании этапов коррекционной работы было отведено формированию лексико-грамматического строя речи, систематизации и подбору  дидактических игр, которые могут быть использованы  в  работе учителя - логопеда и  воспитателя логопедической группы у детей с нарушениями речи.

    2 этап – экспериментально- практический

    Экспериментальная работа по применению игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей логопедической группы  МКДОУ д/с №5 г. Пласт в 2016-2017 учебном году -  долгосрочный проект «Игруны - говоруны»

    III. Основная часть долгосрочного проекта

     «Игруны - говоруны»

    В течение  года дети занимались по общеобразовательной программе детского сада  –  Программа «Детство» В.И. Логиновой и по программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.  

    Работу по применению игровых приёмов и дидактических игр проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой  коррекционной работе, в виде игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по  коррекции лексико-грамматических нарушений речи.

    Основная форма обучения – фронтальные НОД по обучению грамоте 3 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Игруны - говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с  применением игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматического строя речи.

    С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.

    Проект «Игруны - говоруны» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию.

    Образовательная область по  ФГОС

    Мероприятия проекта

    Речевое развитие, познавательное развитие

    1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции лесико- грамматической стороны речи и обучению грамоте с использованием игровых методов и приемов ( 3 раза в неделю);

    2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения и лексико - грамматического строя речи с использованием игровых методов,  приемов и  технологий (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).  

    Физическое развитие, речевое развитие

    Игровые технологии:

    1. пальчиковые игры;

    2. динамические паузы;

    3. игровые дыхательные упражнения;

    4. артикуляционная гимнастика в игровой форме.

    Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

    1. игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;

    2. компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;

    3. игры на развитие фонематического слуха;

    4. игры на обогащения словарного запаса ребенка;

    5. игры для коррекции лексико - грамматического строя речи;

    6. игры на развитие слухового внимания.

    Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

    1. Театрально-игровая деятельность;

    2. Сказка-терапия;

    3. Пальчиковый театр;

    4. Фольклорная терапия;

    5. Куклотерапия.

    Проанализировав особенности речевого развития детей и уровня развития лексики, грамматики и связной речи, выявило необходимость коррекции лексико-грамматического строя речи.

    По состоянию грамматического строя были выявлены такие ошибки, как пропуск или замена слова, искажение смысла и структуры предложения, замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами,  образование существительных множественного числа в именительном и  родительном падежах. По уровню сформированности словаря и навыков словообразования дети допускали следующие типичные ошибки, как замена слов, входящих в одно родовое понятие, (тигр – лев, корова – коза и т.п.). При образовании прилагательных, дети неверно образовывали формы, заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения, не дифференцировали качества предметов, некоторые действия. Возникшие при выполнении заданий, ошибки свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексическо - грамматические представления.

    Методологическая база педагогического опыта.  

    Проект  разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

    • научности,
    • системности,
    • доступности материала,
    • наглядности,
    • сознательности и активности,
    • прочности обучения,
    • индивидуализации.

    Основные направления и содержание работы по развитию лексико-грамматической стороны речи:

    • формирование правильного образования множественного числа существительных;
    • формирование самостоятельного образования  новых форм слова;
    • формирование правильного образования трудных форм повелительного наклонения глаголов;
    • формирование правильного образования притяжательных и относительных прилагательных;
    • формирование правильного согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
    • формирование правил согласования слов в предложениях с использованием предлогов;
    • формирование умения грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
    • формирование навыков связной речи.

    При планировании коррекционной работы учитывались следующие условия, от которых будет зависеть эффективность игр и применяемых упражнений:

    • систематичность проведения;
    • распределение их в порядке нарастающей сложности;
    • подчиненность заданий выбранной цели;
    • чередование и вариативность упражнений.

    Учитывая особенности каждого ребенка, подгрупповые занятия и индивидуальные формы работы позволяют организовать и провести коррекционную работу более эффективно.  

    Отрабатывая на подгрупповых занятиях правильное употребление существительных, использовали различные игры и игровые упражнения.

    Например: игра «Радуга», (закрепление согласования прилагательного и существительного).

    На большом плакате на доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Дети получают предметные картинки разного цвета. У каждого цвета радуги есть свои любимые предметы, которые всегда имеют этот цвет. Подберите картинки к каждому цвету радуги.

    Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, лист зеленый, небо голубое и т.д.

    Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа в именительном, родительном, винительном, дательном, творительном, предложном падежах.

    Учили детей различать род существительных, отрабатывали и закрепляли  обобщающие понятия.

    Игра «Обобщения».

    Оборудование. Лото.

    Предлагаем детям лото, которое состоит из нескольких карточек. На одной из клеток - клубника, на второй - огурец, на третьей - ромашка, на четвертой – яблоко и т.д. На маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спрашиваем: «Кому нужна эта карточка?». Дети  соответственно отвечали: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи» и т.д.

    Для закрепления некоторых упражнений дети  получали задания на дом, которые они выполняли под контролем родителей. Каждое выполненное задание оценивалось положительно, в специально заведенный блокнот дети наклеивали картинки с любимыми героями. В речевом уголке родители могли увидеть, что нового дети узнали на занятии, прочесть полезную информацию логопеда и воспитателя.

    Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак предметов. Мы учили сравнивать предметы, делать вывод о сходстве или различии предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную активность.

    На протяжении всей  работы с помощью логопеда в процессе специально подобранных игровых упражнений, деятельность воспитателя  была направлена на формирование навыков словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

    Этапы коррекционной  работы по формированию словообразования:

    Содержание коррекционной работы

    Игры,  игровые упражнения

    I этап

    Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

    Существительные:

    а) образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «-к-, -ик-, -чик-».

    Глаголы:

    а) дифференциация совершенного и несовершенного вида;

    б) возвратных и невозвратных глаголов;

    Прилагательные:

    а) образование притяжательных прилагательных с суффиксом

    «-ин-».

    «Убираем урожай»,

    «Охотник и пастух»,

    «Кому что дадим?»,

    «Кто подберет больше слов?»,

    «Ералаш»

    «Угадай, кому нужны эти вещи?»,

    «Волшебная цепочка»,

    «Что спрятано?»,

    II этап

    Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

    Существительные:

    а) уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами

    «-оньк-, -еньк-, -ышк-»;

    б) образование существительных с суффиксом «-ниц-» (сахарница).

    в) образование существительных с суффиксом «-инк-» (пылинка), суффиксом «-ин-» (виноградина).

    Глаголы:

    а) с приставками «в-, вы-, на-»;

    б) пространственного значения с приставкой «при-»;

    Прилагательные:

    а) с суффиксом «-и-» без чередования (лисий);

    б) относительные с суффиксами

    «-н-, -ан-, -ян-, -енн-»;

    качественные с суффиксами «-н-,

    -ив-, -чив-, -лив-».

    «Что без чего?»,

    «Поле чудес»,

    «Что в магазине?»,

    «Приглашение к чаю»,

    «Поймай – скажи»,

    «Кто как передвигается»,

    «Где мы были, что мы видели?»,

    «Кто как ест»,

    «Юный архитектор»,

    «Кто как передвигается»,

    «Добавь приставку»,

    «Кто чем работает?»

    «Радуга»,

    III этап

    Уточнение знаний и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

    Существительные:

    а) образование названий профессий;

    Глаголы:

    а)пространственного значения с приставкой «с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-».

    Прилагательные:

    а) притяжательные с суффиксом

     «-и-» с чередованием (волчий);

    б) относительные с суффиксами

    «-ан, -ян-, -енн-»;

    качественные с суффиксами «-оват-, -еньк-».

    «Угадай, что это?»,

    «Путаница»,

    «Назови профессию»,

    «Что из чего сделано?»,

    «Зверинец»,

    «Угадай, что это?»,

    «Живые слова»,

    «Что какого цвета?».

    Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей  вызывают огромный интерес, оживление, радость,  поддерживают  положительный эмоциональный настрой. Дети  меньше допускают ошибки в употреблении  существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на наших занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

    Применение оптимальных игровых средств в  коррекционной работе учителя - логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению. Для повышения эффективность коррекционного обучения применяются специализированные компьютерные технологий.

    Таким образом, в работе учителя - логопеда необходимо использование дидактических игр, игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных группах. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бошшренко А. К, Дидактические игры в детских садах. - М.:
      Просвещение, 1991г.
    2. Бородич А Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
      - М.: Профессиональное образование, 1984г.
    3. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и
      упражнения. - М.: АПО. 1990г.
    4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.:
      Просвещение. 1991г.
    5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: - М.:
      Московский психодого-социатьный институт Флинта, 1997г.
    6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
      дошкольников — Мд 1983г.
    7. Воспитание и обу чение детей с расстройствами речи. / Под ред.

    С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1968г.

    1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии
      ребенка //Вопросы психологии. — М,: Просвещение, 1966г.
    2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.-
      с.340-386 / Под ред. Ярошевского М.Т. -М.: Педагогика. 1983г.
    3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение
      заикания у дошкольников в игре. - М.: 1984г.
    4. Геллер Е. М. Наш друг - игра. - Минск: 1979г.
    5. Гельфан Е. М. Игры и упражнения для маленьких и больших. - М :
      1969г.
    6. Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к еамовоепмганию. - М.:
      Педагогика, 1971г.
    7. Генинг МХ.» Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной
      речи. - Чебоксары: 1980г.
    8. Гришину» Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой JLC. - ML: ВЛАДОС, 1998г.
    9. Городилова ВИ. Радина Г.И. Воспитание речи детей дошкольного
      возраста. — М.: 1978г.
    10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М: Изд-во АПН
      РСФСР, 1961г.
    11. Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф. А Сохнна» В. И Ядрэшко -
      М.: 1978г.
    12. Гфимснкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников - М.:
      Просвещение, 1981г.
    13. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у
      дошкольников — М: Просвещение, 1973г.
    14. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И.
      Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987г.
    15. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост Венгер Л.А., Дьяченко О.М. - М.: 1989г.
    16. Каше Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.:
      1985г.
    17. Коп. И. С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988г.
    18. Крупская Н. К, Роль игры в детском сад}-. //Лед. еоч. — М.: 1980г.
    19. Ладаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -
      М.: ВЛАДОС, 1999г.
    20. Лалаева Р. 11, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития
      речи у дошкольников. —СПб.: Союз, 1999г.
    21. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: 1975г.
    1. Леонтьев ЛЛI Слово в речевой деятельности. — М; Мысль. 1975г.
    2. Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. - М.:
      Знание. 1981г.
    3. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика -
      М.: 11роевещение. 1988г.
    4. Лопухина И. Речь. Ритм. Движение. - М.: 1997г.
    5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для
      развития речи. — Мд 1998г.
    6. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.:
      Просвещение. 1972г.
    7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок — М.: 1983г.
    8. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных у чреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО, 1993г.
    9. Никитин Б Л Развивающие игры. — М,: Педагогика. 1985г.
    10. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.
      Запорожца А. В — М.: Просвещение. 1996г.
    11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников./ Под
      ред. М И Лисиной. -М.: Педагогика, 1985г.
    12. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение. 1996г.
    13. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Методические
      рекомендации, - М_: ГНОМ-ПРЕСС, 1998г.
    14. Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста - М.:

    1970г.

    1. Синваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья Т.1.
      Апрель Пресс. ЗАО год. ЭКСМО - Пресс. 2000г.
    2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАД ОС, 1994г.
    3. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение,
      1976г.
    4. Филичева Т. Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989г.
    5. Филичева ТЬ. Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у
      детей. - М: Профессиональное образование, 1993г.
    6. Фотекова Т А, Тестовая методика диагностики устной речи
      младших школьников. - М: АРКТИ, 2000г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

    Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения ...

    Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг  с другом кратко и "бедно". ...

    Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедический проект  «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

    "Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...