Интегринрованное занятие по развитию речи. "Звуки "Ч" и "Щ". Автоматизация и дифференциация " Тема: " Знакомство с насекомыми"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Посохова Римма Владимировна

Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа,развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, развивать пространственное воображение, воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД № 156"

 МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интегрированное занятие по развитию речи и экологическому воспитанию для детей подготовительной группы  

 «Звуки [ч] и [щ]. Автоматизация и дифференциация.»

"Знакомство с насекомыми"

                                                                             

 Подготовила :

Учитель-логопед

Посохова Римма Владимировна

Белгород-22

2019г.

                                                 

Програмное содержание:

  • Мягкие согласные звуки [ч] и [щ].
  • Особенности мягких согласных.
  •  Анализ слов с данными звуками.
  • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых. Рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа.
  • Прочитать детям стихи о насекомых, рассказать истории из их жизни.
  • Расспросить детей, что знают они, понаблюдать за этими насекомыми в лесу, на прогулке, на участке детского сада.

Цель:

  • закреплять умение слышать и выделять звук [ч] и [щ] в потоке других звуков;
  • закреплять умение произносить звуки [ч] и [щ] изолированно: в слоге и слове;
  • закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [ч] и [щ];
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • развивать пространственное воображение;
  • воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей,

формирование коммуникативных навыков;

  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,  которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
  •  равноценное развитие и работа левого (мышление, логика);
  • правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения);
  •  обучить детей приёмам сохранения здоровья:
  • восстановления сил;
  • развития переключаемости;
  • снятия напряжения;
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Материал

  • Картины с изображением бабочки и стрекозы,
  • большой кошки и маленького котенка,
  • карточки с изображениями по тексту,
  • азбука в картинках, магнитная доска,
  • буквы и фишки для магнитной доски,
  • тетради,
  • цветные и простой карандаши,
  • карточки с опорными словами,
  • манитор для показа картинок, изображений, звуков, слогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

        1. Организационный момент. Логопед рассказывает детям о том, что наступили тёплые весенние дни, скоро наступит лето, уже проснулись насекомые, и мы видим их в траве и кустах, на деревьях и на первых весенних цветах.

         - Вы наблюдали, как порхает бабочка над цветком?.. Правда, это красиво?

 Люди придумали о бабочках много сказок и легенд, и в одной из сказок говорится о том, что бабочка была когда-то цветком, а потом вдруг ожила, то есть цветок ожил, сорвался со стебелька и полетел.

                                          Бабочка.

Бабочка, давай дружить!

Веселее будет жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты!

Ну, а дождь пойдёт над садом –

Волноваться зря не надо!

Ни о чём не беспокойся –

Под моей панамой скройся.

                                              Н. Сарсеков

         - А вы знаете, как интересно живёт бабочка? Она появляется из гусеницы летом, перезимует где-нибудь под листочком, весной отложит яички и погибает. Затем из яичек появятся гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколки вновь вылетит красивая бабочка.

                             

                              Белыми крыльями машет капустница.

Только поднимется – тут же опустится.

Носиком водит по краю ромашки:

Мёд или чай в этой беленькой чашке?

         Бабочки питаются нектаром цветов, они опыляют растения, а вот гусеницы приносят большой вред, они пожирают листья и плоды.

         - А это что за маленький вертолёт?

Дети: - Да это же стрекоза!

Логопед:                                      Стрекоза.

Стрекоза-стрекоза – любопытные глаза!

То летит она вперёд, то висит, как вертолёт,

Над водой голубой, над травой луговой,

Над полянкой лесной.

                                       М. Шаповалов

         «Летним днём над водой летают стрекозы: одни – тёмно-синие, другие – ярко-зелёные, третьи – с крылышками бронзового цвета. Целый день парят изящные стрекозы над гладью тихой речки или пруда. Но нет, стрекозы не бездельничают. Они охотятся за летающими насекомыми.

         Стрекозы очень прожорливы и постоянно голодны, а значит, постоянно охотятся. В пищу годится любое насекомое: муха, комар, мотылёк».

         - Ребята, а вы знаете, что стрекоза хищница?

  Дети: Да (нет)      

Логопед: - А Вы знаете, что значит хищница? (Она питается другими насекомыми).

         - Кто из известных вам животных хищники?

Дети: перечисляют ( Сова, лиса, волк, орёл, лев, ёж, кошка).

Логопед: - У стрекозы очень большие глаза для того, чтобы хорошо видеть свою добычу. Глаза стрекозы – огромные, во всю голову и смотрят сразу и назад и вперёд, поэтому стрекоза может хватать добычу, даже не поворачивая головы. Стрекоза откладывает свои яички в воду и размножается в воде.

2.  Развитие фонематического слуха и восприятия.

Логопед: предлагает детям прочитать буквы, изображенные на мониторе азбуке в картинках, и произнести звуки, которые издают эти буквы. На картинках изображены червяк (звук Ч)

                и  щука (звук Щ).

Дети произносят звуки и выясняется, что:

         * при произнесении звука (Ч) кончик языка смыкается с верхними альвеолами, звук произносится всегда мягко.

         * при произнесении звука (щ) кончик языка находится за верхними зубами, звук (Щ) всегда мягкий.

         Звуки (Ч), (Щ) – согласные

3.  Фонетическая гимнастика.

   Как шипит яичница на сковородке? (Щ-щ-щ!)

   Как чирикают воробьи? (чик-чирик)

4. Физминутка Пальчиковая игра "Пчела"

                     

                   Нежно дует ветерок, будет пчёл качать цветок.                                                                                                                                  

                                  ( кисти рук раскачиваются)

Закрывают лепестки, будут спать всю ночь цветки.

          ( пальцы собираются в горстку)

Чтобы клён скорей заснул, ветер на него подул.

Клён, качаясь, засыпает, птенчиков в гнезде качает.

          ( руки раскачиваются, как ветки)

Спи, мой птенчик, мой цветочек, спи, мой маленький сыночек…

Глазки спят и спят ладошки…

Сладко спит любимый крошка.

           ( одна ладошка вложена в другую, качаются)

5. Повторение чистоговорок. (Подбери подходящие картинки к каждой из              

                                             них).

Ча-ча-ча - к Тане вызвали врача.

Ща-ща-ща - в речке видели леща.

Чо-чо-чо -солнце греет горячо.

Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.

Че-че-че - сидит кошка на плече.

Що-що-що - мы хотим играть еще.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Щи-щи-щи - наша мама варит щи.

Чи-чи-чи - ходят по полю грачу.

Ще-ще-ще - я пошла гулять а плаще.

6. Скажи слово ласково. (четкое произношение звука Ч)

 

Бабочка - ...  (маленбкая бабочка)           Кошка - ... (кошечка)

Пчела - ... (пчелка)                      Птица - ... (птичка)

Таракан - ... (тараканчик)            Замок - ... (замочик)

Червяк - ... (червячок)                 Цветок - ... (цветочек)

Паук - ... (паучок)                        Река - ... (речка)

Улитка  - ... (улиточка)                Лиса - ... (лисичка)

Гусеница  - ... (гусеничка)           Кольцо - ... (колечко)

7. Словесная игра "Измени слова по образцу". (какие из них подходят к маленькому котенку, а какие - к большому, показ изображений на мониторе).

 

Хвостик - ... (хвостище)                  Усики - ... (усище)

Глазки - ... (глазище)                      Носик - ... (носище)

Лапки - ... (лапище)                        Зубки - ... (зубище)

8.  «Доскажи словечко» (словесная игра)

         

            Опасней всех в реке она:

           Хитра, прожорлива, сильна.

           Притом такая злюка.

           Конечно, это … (щука).

                                         

                                           У них усы не для красы,

                                          Они показывают время

                                          И называются … (часы).

9. Звуковой анализ слов со звуками (ч), (щ): червяк, щука, пчёлы, щавель,                  

                                                                        щегол, паучок.

10. Написание в тетради букв Ч, Щ и слогов с этими звуками.

                                                                     ( ча, чу, чи, ща, щу, щи,)

11. Итог занятия.

- Молодцы ребята, вы прекрасно потрудились, старались правильно и четко произносить звуки Ч и Щ, познакомились с буквами Ч и Щ и их писать, вы можете дома написать эти буквы дома и порадовать своих родителей! А сейчас попьем Чай с пеЧеньем!

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи во 2 младшей группе . Тема :"Знакомство с кошкой Муркой"

Материал подобран с учётом темы собственного портфолио : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых форм фольклора"...

НОД в младшей группе на тему "Знакомство с насекомыми"

Конспект организованной образовательной деятельности  в  младшей группе по познавательному развитию   (ФЦКМ) «Знакомство с насекомыми» Цель: познакомить детей с на...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Знакомство детей со сказкой «Цветик - семицветик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:Знакомство детей со сказкой«Цветик - семицветик»Цель: познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик».З...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Знакомство с неречевыми и речевыми звуками»

Цель: формирование понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки»....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе по теме: «Знакомство с насекомыми»...