Рабочая программа по дополнительному образованию "Речецветик"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Игнатенкова Татьяна Николаевна

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы.

Дополнительная образовательная  работа по профилактике речевых нарушений является хорошим стимулом перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа  дополнительного образования «Речецветик» позволяет оказывать специализированную  коррекционную логопедическую помощь детям   3-4  лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»

Согласованно:                                                                                                                          Утверждаю:

На педагогическом совете                                                                    заведующий МДОУ

Протокол №__ от «___» _____2019 г.                                                            «Детский сад №28 «Надежда»

                                                                                                                                 __________ В.А. Кузнецова

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«РЕЧЕЦВЕТИК»

2019 – 2020 учебный год

Руководитель:

учитель-логопед

Т.Н.Игнатенкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы.

Дополнительная образовательная  работа по профилактике речевых нарушений является хорошим стимулом перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа  дополнительного образования «Речецветик» позволяет оказывать специализированную  коррекционную логопедическую помощь детям   3-4  лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

ЦЕЛЬ:

Профилактика нарушений речевой деятельности, оптимизация речевого развития детей 3 – 4 года жизни

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать информационную готовность педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;
  • Оказывать коррекционно-логопедическую помощь воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременном преодолении возрастных специфических трудностей в речевой деятельносьти;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье

Логопедическое воздействие опирается на специальные ПРИНЦИПЫ:

  • принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
  • принцип системности;
  • принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

 На основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Кабушко А. Ю., Нищевой Н.В. и важнейших онтогенетических закономерностей было разработано подробное перспективное планирование с дошкольниками, рассчитанный на один год обучения.

НОД с детьми проводится 1 раз в неделю по 15 – 20 минут во второй половине дня.

 Планирование коррекционного обучения в отличие от планирований такого типа для старших и подготовительных групп не делится на периоды обучения. Тематика НОД здесь построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений, навыков на протяжении всего учебного года.

Система  работы по дополнительному образованию включает следующиеНАПРАВЛЕНИЯ:

  • Развитие зрительного и слухового внимания;
  • Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирова​ние сосредоточения на звуке, определение местонахождения источни​ка звука, различать звуки по силе и высоте;
  • Совершенствовать процессы запо​минания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок);
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выработка динамической коорди​нации движений: четких и точных движений, выполняемых в опреде​ленном темпе и ритме. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжи​мание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями.
  • Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формиро​ванию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в иг​ровой форме артикуляторных упражнений по подражанию;
  • Развитие лексико-грамматических категорий.

При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями. При этом применяются наглядные методы обучения – демонстрация натуральных предметов и их изображений, действий с ними. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций.

При развитии связной речи  создаются  условия для использования детьми ситуативной речи в об​щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания:

обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке;

заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво​рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.

Учебно-тематический план работы

задачи

содержание

О К Т Я Б Р Ь

1-ая неделя. Тема. Огород. Овощи.

Развитие артикуляционного аппарата

 Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной  речи, обогащение словаря

Релаксация

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается»,

«Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6

Упражнение «Запахи»

Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7

Упражнение «Готовим сок»

Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8

Упражнение «Устали овощи»

- М.Ю. Картушина, с.20

2-ая неделя Тема. Огород. Овощи

Развитие артикуляционного аппарата

 Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной  речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Домик открывается»,  «Толстячки» - «Худышки»

(«Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка»,

«Любопытный язычок»

презентация «Звуки вокруг нас»

Игра «Прожорливые овощи»

Динамическое упражнение «Помидоры» -

 М. Ю. Картушина, с. 19

Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»

3-ая неделя. Тема. Сад. Фрукты.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие слухового и двигательного внимания.

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие лексико-грамматических категорий

Релаксация

Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок»

(дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»),

 «Вкусный банан» (имитация жевательных движений),

«Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу,

рот открыт)

Игра «Корни, ствол, ветки» -

 В.А. Кныш, с. 9

Игра «Прожорливые овощи»

Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23

Упражнение «Компот»

презентация «Большой – маленький»

Упражнение «Устали овощи»

4-ая неделя. Тема. Дары осени.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха и слухового восприятия.

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок»

Упражнение «Звуки осеннего леса»  (фонограмма)

Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной,

длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине

 языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и

 подуть на ладонь, подставленную ко рту.

Упражнение «Ежик»,-М.Ю. Картушина, с. 6

Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13

Дидактическое упражнение «Подбери словечко:какой, какая, какие?»

Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

Н О Я Б Р Ь

1-ая неделя. Тема. Осень.

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие  слухового восприятия и внимания.

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»

Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5)

Дыхательное упражнение «Ветер и листья» - М.Ю. Картушина, с. 5

Упражнение «Дождик» - В.А. Кныш, с. 11

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Повторение стихотворения «Осень»

 (М. Худякова)

2-ая неделя. Тема. Как звери к зиме готовятся

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Релаксация

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье»,  «Блинчик», «Пирожок»

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)

Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс»

Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

- О. И. Крупенчук, с. 7

 Презентация «Чьи детки?»

(закрепить названия детенышей)

Упражнение на релаксацию

«Звери и птицы спят» -

 М. Ю. Картушина. С. 26

3-ая неделя. Тема. Игрушки

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слухового внимания, чувства ритма

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Релаксация

Упр. «Лошадка»

Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14

Упражнение «Воздушный шарик»

Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36

Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки»

Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»),

«Какой? Какая? Какое?»

Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…»

(«Колыбельная»)

4-ая неделя   Тема. Игрушки

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слухового восприятия и внимания

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Самомассаж языка «Язычок погладим ласково губами…» (картотека).

 Упр. «Шарик лопнул».

Игра «Угадай, чей голосок?»

Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания)

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37

Кинезиологическое упражнение «Оладушки»,

О. И. Крупенчук, с.12

Описание игрушки по мнемосхеме.

Д Е К А Б Р Ь

1-ая неделя. Тема. Зима.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Релаксация

Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки»

(картотека артикуляционных упражнений)

Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.

Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс»

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»

- М. Ю. Картушина, с.37

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»

- О. И. Крупенчук, с. 7

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для

описанияпримет зимы

Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)

2-ая неделя. Тема. Зимние забавы

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия силы и высоты голоса

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик»,

«Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений)

Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции).

Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание

Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» -

 М. Ю. Картушина , с. 38

Пальчиковая гимнастика «Снежки» (картотека пальчиковых игр)

Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составлениепростых предложений)

Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)

3-ая неделя. Тема. Зимние забавы.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слухового внимания, чувства ритма

Развитие дыхания

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки

Развитие связной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Домик открывается», «Улыбка»,  «Лопатка», «Горка»,

«Саночки» (картотека артикуляционных упражнений)

Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах.

Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание)

Динамическое упражнение «Мы слепили снежный ком» 

- М. Ю. Картушина, с.41

Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину)

Составление рассказа по картинке «Зимние забавы»

Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации)

4-ая неделя. Тема. Новый год к нам идет.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие навыков звукового анализа, закрепление символов гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека

артикуляционных упражнений)

Игра «Магазин подарков» («купить» подарок  можно, выделив

 первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом

 нужного звука)

Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз»- В. А. Кныш, с. 22

Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь

 движениями) - М. Ю. Картушина,  с.43

Пальчиковая гимнастика «Новый год» -

 В. А. Кныш, с. 23

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

Я Н В А Р Ь

3 – я неделя. Тема. Зимняя царица.

Развитие артикуляционного аппарата и дыхания

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие связной речи, обогащение словаря

Упр. «Погреемся»  - В. А. Кныш, с. 25

Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужнымзнаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5

Пропевание гласных с различной высотой звучания.

Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24

Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражненийс массажным мячом)

Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке»

 - М. Ю. Картушина, с.52

4 – я неделя. Тема. Дикие животные.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.

Развитие логического мышления,связной речи, обогащение словаря

Релаксация

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом,

 затем открытом рте,  «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о])

 – Т. А. Ткаченко, с. 7

Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд)

Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» -  В. А. Кныш, с. 26

Ритмическая игра «Белка»  (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов)

Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  - лесу нужно отдыхать»

Ф Е В Р А Л Ь

1 – я неделя. Тема. Как медведь сам себя напугал.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук.

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом,

затем открытом рте,  «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27

Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много»

 (выделение последнего звука [ы] в словах)

Пропевание гласных звуков с движениями  рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед),

 [ы] – руки назад  (картотека игр)

Упр.  «Про медведя»  - В. А. Кныш, с. 27

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге»- О. И. Крупенчук, с. 7

Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себянапугал» (мультимедийная презентация)

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  -лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена.

2 – я неделя. Тема. Домашние животные.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» «Индюк «болбочет», «Щенок устал»

Интерактивная игра «Домашние животные»

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

Подвижная игра «Кот и мыши»

- М. Ю. Картушина, с.59

Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете»

(закрепление в речи названий детенышей животных)

– картотека игр с мячом

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

3 – я неделя. Тема. Кто какую пользу приносит.

Развитие артикуляционного аппарата  и дыхания

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа, ритма и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка».

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и])– Т. А. Ткаченко,

Логоритмическая песенка «Овца» (видеоряд)

Динамическое упр. «Шел козел по лесу…» - картотека динамических пауз

Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш…» - О. И. Крупенчук, с. 9

Упр. «Кто какую пользу приносит?» (Мультимедийная презентация)

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали,скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

4 – я неделя. Тема. Армия.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Развитие внимания,  быстрой реакции

Упр.»Молоточик», «Дятел стучит», «Пароход»

Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом.

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки).

(Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»).

Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина,

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

Игра «Сигнальщики»-М. Ю. Картушина,с.7

М А Р Т

1 – я неделя. Тема. Мамин праздник.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии

 с символом гласных)

Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с  движением руки) – видеоряд

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями

 под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила

мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9

Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре.

Звучит мелодия «Колыбельная медведицы»

2 – я неделя. Тема. Посуда. Продукты питания.

Развитие артикуляционного аппарата  

Развитие фонематического восприятия,

Развитиезвуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиеграмматики, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок»,

«Чашечка».

Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека

 игр на фонематическое восприятие

Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями

 под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейни имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный текст) – О. И. Крупенчук, с. 10.

Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами) мультимедийная

презентация. Серия «Уроки логопеда»

Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны»(диск «Музыка для релаксации»)

3 – я неделя. Тема. Транспорт

Развитие артикуляционного аппарата  и дыхания

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа, ритма и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений)

Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков»

(определение первого гласного звука и последнего гласного

 Звукав слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки.гласные. с. 15

Упражнения «Сдулось колесо»  - В. А. Кныш, с. 36

Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36

Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!»(картотека пальчиковых игр)

Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).  Мультимедийная презентация.

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

4 – я неделя. Тема. Весна.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», 

«Лопатка», «Сосулька», «Качели

Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука)

Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38

Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениямипод музыку) - В. А. Кныш, с. 38

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр

Составление описательного рассказа о весне с использованиеммнемотаблиц.

Дети ложатся на ковер.

Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез

 (аудиосборник «Волшебство природы»).

А П Р Е Л Ь

1 – я неделя. Тема. Перелетные птицы.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия,

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок»

 (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и

разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр

на фонематическое восприятие.

Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропеваниегласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34

Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи

 с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40

Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали»

(картотека пальчиковых игр)

Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре.

Звучит мелодия «Голоса птиц

2 – я неделя. Тема. Космическое путешествие.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия

Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, грамматики, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики»,

«Качели».

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на

фонематическоевосприятие.

Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменениемсилы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз)

Упр. «Полет» (картотека логоритмическихупр)

Упр. с массажными колечками Су-джок

Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко»

(добавление слов в стихотворение).

Упражнение на расслабление «Невесомость».

Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс»

3 – я неделя. Тема. Насекомые.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков

Развитие дыхания и голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье»,«Чашечка».

Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласныхгласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа

Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр)

Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека  логоритмических игр)

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются»

(поочередное соединение всех пальцев с большим –перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12

Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация

Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»).

4 – я неделя. Тема. Итоговое занятие.

Весенние сюрпризы от Смешариков.

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков

Развитие дыхания, силы  и высоты  голоса.

Развитие темпа и координации речи и движений

Развитие мелкой моторики рук

Развитиесвязной речи, обогащение словаря

Релаксация

Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша»,

«Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка»

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого

 и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение

 с записью символов)

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных

 путей) – картотека логоритмических упражнений

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» –

картотека логоритмических упражнений

Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений

Игра «Что бывает весной?» (договариваниедетьми фразы и повторение полного предложения)

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия«Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебствоприроды»). Дети лежат на ковре.

Используемая литература

  1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
  4. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  6. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...