План совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников в общеобразовательной организации для детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В содержании данной работе я раскрою:

  • Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы.
  • Организационные аспекты взаимодействия логопеда и педагога - воспитателя для детей с нарушениями речи.
  • Практические задания и мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«План совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников в общеобразовательной организации для детей с нарушениями речи»

Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – неблагоприятные микро социальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Актуально, что в настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих группах.

Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в коррекционных образовательных учреждениях. Цель такой работы в создании модели взаимодействия узких специалистов, педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода и строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио, фито, аромо, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

В содержании данной работе я раскрою:

  • Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы.
  • Организационные аспекты взаимодействия логопеда и педагога - воспитателя для детей с нарушениями речи.
  • Практические задания и мероприятия.

Функциональные обязанности педагогов для детей с нарушениями речи.

Учитель – логопед

  • Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
  • Осуществление обследования воспитанников, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
  • Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
  • Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
  • Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
  • Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
  • Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников.
  • Реализация образовательной  программы с учетом требований ФГОС ДО.
  • Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
  • Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
  • Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
  • Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

Воспитатель

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

• закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

• повторение стихотворений, рассказов;

• упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

• активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Руководитель по физической культуре

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты дошкольного учреждения намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

Музыкальный руководитель

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир «особого» ребёнка, если он не научился слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Перспективный план работы учителя-логопеда и специалистов ДОУ

месяц

Неде-ля

Лексические темы

Специалисты сопровождения

Учитель-логопед

Музыкальный

руководитель

Инструктор

физкультуры

сентябрь

1

Педагогическая диагностика

2

Педагогическая диагностика

3

Наше тело

Употребление существительных в форме единственного числа именительного падежа.

Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Подготовка к звуковому анализу.

Упражнение в определении направления звука. Обогащение музыкальных впечатлений детей. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Развитие зрительной ориентировки на говорящего. Закрепление уменьшительной формы названий частей тела и их движений. Комплекс упражнений «Хотим быть стройными»

4

Осень. Сад. Огород

Употребление существительных в форме родительного падежа

Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Подбор слов с противоположным значением. Развитие фонематического восприятия

Упражнение в различении направления и громкости звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в игре «Солнышко и дождик»

Экскурсия в осенний лес. Закрепление уменьшительно-ласкательной формы существительных (названия деревьев)



Октябрь

1

Осень. Сад. Огород

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Согласование слов в предложении. Развитие длительного плавного выдоха. Преодоление твердой атаки гласных. Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.

Закрепление формы мн. числа существительных в развлечении «Что у осени в корзинке?» воспитание орального праксиса, темпа и ритма дыхания. координация речи с движением.

Упражнение в ходьбе и беге в колонне по одному с изменением направления, ловле мяча кистями рук. Закрепление формы мн. числа существительных в подвижной игре «Урожай, урожай, что хочешь - выбирай»

2

Деревья

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Закрепление в речи предлогов НА, С.

Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.

Формирование навыка пения, правильной передачи мелодии. Закрепление правильного произношения звука [у] в распевках с различной интонацией. Песня Е. Гомоновой «Листики»; «Танец осенних листочков»

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Упражнение в построениях, перелезании с одного пролета гимнастической стенки на другой. Закрепление понимания и употребления предлогов НА, С в подвижной игре «Мы – осенние листочки»

3

Грибы. Ягоды

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

Закрепление в речи предлогов НА, С.

Выделение гласного из ряда звуков. Подготовка к звуковому анализу.

Закрепление правильного произношения звука [у] в распевках. Выполнение танцевальных движений.

В.Михайлов «Танец мухоморов».

Формирование умения ползать, подлезать, ловить мяч кистями рук. Подвижная игра «У медведя во бору». закрепление правильного употребления формы мн. числа существительных.

4

Семья

Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Согласование слов в предложении Выделение заданного гласного из ряда других. Анализ слияний гласных звуков.

формирование навыка движения под музыку, координации речи с движением. Театрализованное игровое упражнение «Это я». Закрепление умения пользоваться различной интонацией.

Упражнение в ходьбе, беге, построениях. Активизация словаря по теме «Семья» Досуг «Любимые игры».

ноябрь

1

Дом и его части

Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Закрепление в речи предлогов НА, В.

Выделение заданного гласного из ряда других. Выделение начального ударного гласного в словах.

Упражнение в различении звуков по высоте, правильной передаче мелодии. Закрепление правильного произношения звука [ы] в распевках с различной интонацией.

Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление правильного употребления предлогов НА, В в подвижной игре «Найди свой домик»..

2

Мебель. Бытовая техника

Употребление существительных в форме винительного падежа Выделение начального ударного гласного в словах. Упражнение в подборе слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.

выполнение координированных с речью движений, развитие творческие проявления в музыкальной деятельности. Активизация словаря по теме «Семья» в театрализованной игре «Мамины помощники», употребление существительных в форме винительного падежа.

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление умения ползать, подлезать. Закрепление умения называть свои действия в подвижной игре «Проползи по скамейке».

3

Детский сад

Согласование слов в предложении Анализ слияний 2-х гласных звуков.

Выделение начального ударного гласного в словах.

Правильная передача мелодии, несложного ритмического рисунка. Закрепление правильного произношения звука [ы] в распевках

Песня Н. Филиппенко «Детский сад».

Закрепление умения пролезать, перелезать, ударять мяч об пол. Понимание и употребление предлога под в речи детей. развитие мелкой моторики пальцев рук в подвижной игре «Наши пальчики и ручки».

4

Город. Улица

Закрепление в речи предлога ИЗ. Формирование линейной структуры фразы (модель: существительное + глагол + существительное в роли дополнения). Анализ слияний 2-х гласных звуков.

Выделение начального ударного гласного в словах

выполнение координированных с речью движений, формирование навыка движения под музыку. Закрепление правильного употребления предлога ИЗ в музыкальной игре «Птички и машины».

Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление предлога ИЗ в подвижной игре «Автомобили».

декабрь

1

Профессии

Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из. Употребление существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа.

Анализ слияний 2-х гласных звуков.

Выделение начального ударного гласного в словах.

Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в театрализованной игре «Котята-поварята». Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из в музыкальной игре «Из-за леса, из-за гор…»

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Закрепление в речи предлогов НА, С, под, из в игре «Смешной фотограф».

2

Зима

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Подбор слов, подходящих для завершения высказывания. Выделение заданного гласного из ряда других.

Формирование умения петь выразительно, протяжно, согласованно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Песня Т.Бырченко «Снежок».

Закрепление умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением в подвижной игре «Снежинки и ветер».

декабрь

3

Зимующие птицы

Единственное и множественное число существительных. Образование существительных с уменьшительными суффиксами ОК, ИК, АТ, ЕТ в единственном и множественном числе Различение слов с начальными ударными гласными. Узнавание предмета по описанию.

Закрепление умения

брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Воспитание просодии. Песня Т. Герчик «Воробей».

Совершенствование умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Закрепление навыка правильного употребления существительных с уменьшительными суффиксами ОК, ИК, АТ, ЕТ в единственном и множественном числе в подвижной игре «Птички». Аэробика.

4

Новый год

Употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Закрепление формы родительного падежа существительных Составление предложений с заданным словом. Выделение начального ударного гласного в словах.

Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Воспитание орального праксиса. Активизация словаря признаков по теме «Новый год». Хоровод О. Вересокиной «Шел веселый Дед Мороз»; «Елочка, заблести огнями».

Формирование умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Активизация глагольного словаря в подвижной игре «Зимние забавы».

январь

3

Зимние забавы

Употребление существительных в предложном падеже с предлогами НА, В. Выделение начального ударного гласного в словах. Упражнение в подборе слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.

Совершенствование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер. Активизация глагольного словаря в музыкальной игре «Катание на саночках».

Развитие быстроты, выносливости. Употребление существительных в предложном падеже с предлогами НА, В в игре «Снежные строители».

4

Игрушки

Закрепление в речи предлогов НА, С. Употребление существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа.

Подбор обобщающих слов. Узнавание предмета по описанию. Развитие длительного плавного выдоха. Работа над четкостью дикции.

Развитие координации движений, ритма и темпа дыхания. Развитие мелкой моторики в пальчиковой игре Л.Гавришевой «Куколка».

Совершенствование координации движений, закрепление правильного употребления предлогов НА, С, номинативного словаря по теме в подвижной игре «На лужайке прыгают зайки».

февраль

1

Домашние животные и птицы

Употребление существительных с суффиксами

-ОНОК, -ЁНОК. Ответы на вопросы полным предложением. Выделение заданного звука из ряда других. Анализ слияний гласных.

Закрепление правильной артикуляции звука в распевках (МА МО МУ МЫ) Формирование умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в музыкальной игре «Курочка и цыплята». Употребление существительных с суффиксами -ОНОК, -ЁНОК.

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Формирование умения ловить мяч кистями рук, ударять мячом об пол правой и левой рукой. Закрепление названий детенышей домашних животных в подвижной игре «Котята и щенята».

2

Дикие животные

Употребление существительных с суффиксами

-ОНОК, -ЁНОК. Составление рассказа по образцу. Выделение начального ударного гласного в словах. Анализ слияний гласных.

Формирование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер. Закрепление правильного произношения звука [б] в распевке. Слушание Б.Старокадомской «Зайчик».

Закрепление умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Активизация словаря признаков, употребление существительных с суффиксами

-ОНОК, -ЁНОК в подвижной игре «Зайчата и волчонок».

3

Животные жарких и холодных стран

Употребление существительных в форме винительного падежа. Составление рассказа по образцу. Выделение начального ударного гласного в словах. Анализ слияний гласных.

Закрепление правильного произношения звука [б] в распевке. Развитие музыкально-сенсорных способностей, активизация словарного запаса. Психогимнастика «Северный полюс».

Совершенствование координации движений.

Закрепление навыка правильного употребления существительных форме винительного падежа в подвижной игре «пингвины на льдине».

4

Уголок природы

Упражнение в подборе слов, противоположных по смыслу.

Согласование слов в предложении. Различение слов с начальными ударными гласными.

Анализ обратного слога.

Распевание на обратном слоге АП, ОП, УП, ЫПФормирование умения детей двигаться ритмично в соответствии с характером музыки в хороводе Т.Ломовой «Березка».

Закрепление умения перебрасывать мяч друг другу, подбирая антонимы. Развитие быстроты, выносливости в игре «А за окном то дождь, то снег».

Март

1

Транспорт

Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Согласование слов в предложении Выделение заданного гласного из ряда других. Анализ слияний гласных звуков.

Формирование слухового внимания, умения чувствовать характер музыки во время слушания Е.Тиличеевой «Поезд» Воспитание темпа и ритма дыхания, закрепление правильного произношения звука [д] в распевке.

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Формирование правильной осанки. Закрепление правильного произношения звука [д] в подвижной игре «Воробышки и автомобиль».

2

Посуда

Согласование слов в предложении. Работа над интонационной окрашенностью речи. Развитие речевого дыхания. Составление диалога «Как я помогаю маме» (диалог - разговор по телефону).

Формирование умения петь с инструментальным сопровождением и без него, начинать и заканчивать песню вместе. Активизация словарного запаса по теме «Посуда» в игре «Веселое чаепитие».

Развитие ловкости, равновесия, точности. Совершенствование координации движений. Закрепление глагольного словаря по теме. Эстафета «Перенеси картошку в ложке».

3

Продукты питания

Подбор слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы. Работа над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, речевым дыханием. Выделение заданного звука из ряда других.

Выделение конечных согласных.

Закрепление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами, передавать музыкальный ритмический рисунок, закрепление правильного произношения звука [т] в распевке.

Песня А.Филиппенко «Пирожки».

Совершенствование умения следить за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Активизация словаря по теме «Продукты» в подвижных играх. Аэробика.

4

Весна

Употребление существительных в винительном падеже. Согласование слов в предложении. Выделение конечного согласного. Гласные и согласные звуки. Анализ обратного слога.

Формирование умения выполнять движения с предметами. Закреплять умение пропевать звуковые комплексы, акцентируя голосом конечный согласный. Песня А.Филиппенко «Солнышкина песенка».

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Развитие умения поддерживать дружеские взаимоотношения с товарищами в игре «В гости к еловой веточке». Автоматизация поставленных звуков.

апрель

1

Перелетные птицы

Подбор слов, обозначающих действие, к словам, обозначающим предметы.

Родственные слова. Выделение заданного звука из ряда других.

Гласные и согласные звуки.


Совершенствование умения двигаться по одному и в парах, двигаться парами по кругу, перестраиваться из круга врассыпную и обратно. Активизация словарного запаса по теме «Перелетные птицы» в игре Т.Ломовой «Скворушки».

Формирование навыка прыжков на двух ногах через короткую скакалку. Подбор слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы в ходе подвижной игры «Прилет птиц». Активизация словарного запаса по теме «Перелетные птицы».

2

Одежда

Употребление существительных в форме винительного падежа. Выделение заданного звука из ряда других. Работа над темпом и ритмом речи.

Развитие речевого дыхания.


Формирование умения внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер, начинать и заканчивать песню вместе. Развитие темпа и ритма речи, формирование речевого дыхания при исполнении песни Е. Гомоновой «Солнышкино платьице».

Развитие у детей умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками в подвижной игре «Найди и промолчи». Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания.

Ап-рель

3

Обувь

Согласование слов в предложении. Отгадывание загадок. Составление описательного рассказа по плану-схеме.


Закрепление умения двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, пропевать звуковые комплексы, акцентируя голосом конечный согласный. Музыкально-ритмическое движение «Желтые сапожки».

Выполнение упражнений направленных на развитие диафрагмального дыхания. Закрепление названий частей обуви в подвижной игре «Кто быстрее».

4

Лес. Река

Употребление косвенных падежей существительных в единственном числе. Выделение заданного согласного из ряда других. Анализ обратного слога.

Развитие слухового внимания в упражнение по узнаванию песни, пьесы по мелодии. Активизация словарного запаса по теме «Лес» в музыкально-дидактической игре Г. Левкодимова «Кто по лесу идет?».

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью самомассажа с речевым сопровождением. Развитие ловкости, равновесия, точности движений, оптико-пространственных представлений и навыков в игре «На речке».

май

1

Насекомые

Употребление существительных в единственном числе творительного падежа с предлогом за. Выделение заданного согласного из ряда других. Гласные и согласные звуки.

Закрепление умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами, автоматизация правильно произносимых звуков в песне А.Лепина «Жук ползет».

Развитие ловкости, равновесие, точности, правильности выполнения 2-3-ступкнчатых инструкций в игровом упражнении «Гусеница». Активизация словарного запаса по теме «Насекомые».

2

Лето

Согласование слов в предложении. Составление предложений по образцу. Выделение заданного согласного из ряда других. Гласные и согласные звуки. Анализ обратного слога.

Развитие координации движений, артикуляционной моторики, просодической стороны речи в песне-игре Г. Левкодимова «Одуванчики».

Развитие координации речи и движения, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками в подвижной игре «Солнышко и дождик».

3

Педагогическая диагностика

4

Педагогическая диагностика

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и воспитателя

Месяц

№ нед.

Тема

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

Сентябрь

Диагностика уровня развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук

Октябрь

1.

Времена года. Осень

1.«Красивые листочки» обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.

2.«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового) из 6 частей.

3. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

4. Игра с прищепками «Солнышко», «Тучка»

2.

Огород. Овощи.

  1. Обводка трафаретов овощей, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.
  2. «Дары осени» - обрывание по контуру овощей из цветной бумаги и наклеивание на лист.
  3. «Узнай, что это?» - определение овощей на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. Выкладывание овощей пластилиновыми жгутиками по контуру.
  5. «Волшебные рисунки» - рисование овощей пальцем на песке, манке.
  6. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

3.

Сад. Фрукты.

  1. Игра с массажными мячиками.
  2. «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание на лист.
  3. «Узнай, что это?» - определение фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. «Соберем урожай» - лепка фруктов.
  5. «Что выросло в саду?» - Выкладывание фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
  6. «Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дыркой посередине.
  7. «Волшебные рисунки» - рисование фруктов пальцем на песке, манке.

4.

Лес. Грибы и ягоды.

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками грибов, ягод по контуру.
  2. «Узнай, что это?» - определение грибов, ягод на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  3. Выкладывание из счетных палочек гриба.
  4. «Волшебные рисунки» - рисование грибов, ягод пальцем на песке, манке.
  5. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов грибов из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
  6. «По ягоды» - упражнение с решеткой.
  7. «Зеленый кустик» - упражнение с прищепками.

Ноябрь

1.

Одежда

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками платья по контуру.
  2. «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  3. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды из 6 частей.
  4. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических форм.
  5. «Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание прищепками.
  6. «Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток.
  7. Пальчиковая гимнастика «Если бы»

2.

Обувь

  1. Обводка трафаретов обуви, штриховка, раскрашивание.
  2. « Ловкие пальчики» - зашнуровать сапожок.
  3. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами обуви из 6 частей.
  4. «Пластилиновые жгутики»- выкладывание пластилиновыми жгутиками обуви по контуру.
  5. Упражнение «Ходилочка» с помощью крышек.
  6. Упражнения с массажным мячиком.
  7. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».
  8. «Ботинки» (с решеткой)

3.

Игрушки

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей.
  2. «Что это?» - определение игрушек (мяча, кубика, пирамидки, матрешки) на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной, бархатной бумаги.
  3. «Маленький конструктор» - выложить по контуру игрушку из счетных палочек
  4. «Мячики» - упражнение с массажными мячами
  5. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками игрушки по контуру.

4.

Посуда

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками посуды по контуру.
  3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный на 6 частей.
  4. «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их)
  5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
  6. «Помощники» - с решеткой.

Декабрь

1.

Зима. Зимующие птицы

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей (птицы)
  2. Коллективная работа «Птицы на кормушке» – отщипывание от большого куска пластилина маленьких кусочков и примазывание на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый ребенок ставит свою птицу на кормушку.
  3. «Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью, выложить снеговика.
  4. «Накорми птиц» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
  6. «Кто идет?» (с решеткой)
  7. «Снежок» - (с массажным мячиком)

2.

Домаш-ние живот-ные и их детены-ши

  1. «Маленький конструктор» - выкладывание котенка, щенка, поросенка из геометрических фигур (из цветной бумаги, картона)
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
  3. «Узнай, кто это?» - определение фигурок домашних животных на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  4. «Котенок - глупыш» (с прищепками)
  5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

3.

Дикие живот-ные и их детены-ши

  1. «Разрезные картинки» из 6 частей.
  2. «Узнай, кто это?» - определение фигурок диких животных на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  3. Обводка трафаретов диких животных из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. «Дикие животные» (упражнение с колючими ковриками»
  5. «Ежик мой колючий» (упражнение с массажным мячиком»
  6. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»
  7. «Накорми животных» (упражнение с прищепками)

4.

Новый год

  1. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки. Штриховка.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  3. «Крепко мячики сжимаем» (упражнение с массажным мячиком»).
  4. «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из счетных палочек.
  5. Пальчиковая гимнастика «На елке»

Январь

2.

Мебель

  1. «Мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов.
  2. «Мебель для гостиной» - выкладывание из счетных палочек шкафа, дивана.
  3. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
  4. «Столик» (упражнение с колючим ковриком)
  5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3.

Тран-спорт

  1. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета автобуса из альбомной бумаги и обводка.
  2. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических форм методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика, наклеивание.
  4. «Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
  5. «Веселые прыжки» (упражнение с массажными мячиками)
  6. Выкладывание грузовика из счетных палочек

4.

Профес-сии на тран-спорте

  1. Пальчиковая гимнастика «Гонки»
  2. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  3. «Я мячи кругом катаю» (упражнение с массажными мячиками)
  4. «Разминка» (упражнение с колючими ковриками)

Февраль

1.

Детский сад. Профес-сии.

  1. «Разрезные картинки» - из 6 частей
  2. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»
  3. «Наши ручки» (упражнение с массажными мячиками)
  4. «Веселый карандаш» (упражнение с карандашом)
  5. «Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать пуговицы.

2.

Профес-сия швея

  1. «Разрезные картинки» - из 6- 8 частей
  2. «Теплая меховая одежда» - обводка трафарета шубы и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  3. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.
  4. «Красивая одежда» - заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
  5. Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

3.

Профес-сии на стройке

  1. «Строим высотный дом» - работа со строительным материалом.
  2. «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей.
  3. «Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

4.«Мячики» ( упражнение с массажными мячиками).

4.

День защитни-ка Отечес-тва

  1. «Разрезные картинки» - из 6- 8 частей.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками ракеты по контуру.
  3. «Вертолет» - упражнение с карандашом
  4. «Дорожка» - упражнение с колючим ковриком.

Март

1.

Времена года

Ранняя весна

  1. «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
  2. Разрезная сюжетная картинка «Весна» из 8 частей.
  3. «Прогулка» (упражнение с решеткой)
  4. «Весеннее солнышко» - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их на альбомный лист.

2.

Комнат-ные растения

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками розана по контуру.
  2. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  3. Обводка трафаретов комнатных цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. Разрезные картинки» - из 6 частей

3.

Пресно-водные рыбы

  1. «Разрезные картинки» из 6 частей.
  2. «Рыбка» - выкладывание из счетных палочек
  3. Обводка трафаретов рыб из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  4. «Дорожка» - упражнение с колючим ковриком
  5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

4.

Родной город

  1. «Тропинка» - упражнение с колючим ковриком
  2. «Строители» - выложить дом из счетных палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).
  3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками домов по контуру.
  4. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.

Апрель

1.

Весенние сельско –хозяй-ственные

работы

1. «Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).

2.«Разрезные картинки» из 6 - 8 частей.

3. Выкладывание из счетных палочек забора, деревьев, инструментов.

4.«Зеленый кустик» - игра с прищепками.

2.

Космос

  1. «Пластилиновые жгутики» - выложить планету, звезду пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. «Солнце» - нарисовать обеими руками одновременно.
  3. «Веселые прыжки» - упражнение с массажным мячиком
  4. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»

3.

Откуда хлеб пришел

  1. «Узнай, что это?» - определение хлебобулочных изделий на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками хлеба, батона по контуру.
  3. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  4. «Тропинка» – упражнение с колючим ковриком.
  5. Пальчиковая гимнастика «Каша»

4.

Профес-сии. Почта

  1. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  2. «Письмо», «Посылка» - выкладывание из счетных палочек.
  3. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Май

1.

Правила дорожно-го движе-ния

  1. «Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
  2. «Разрезные картинки» из 6 – 8 частей.
  3. «Волшебные рисунки» - рисуем светофор на песке, манке.
  4. «Крепко мячики сжимаем» - упражнение с массажными мячиками.

2.

Насеко-мые и пауки

  1. «Разрезные картинки» насекомых из 6 – 8 частей.
  2. «Узнай, кто это?» - определение насекомых на ощупь по плоскостным трафаретам из бархатной бумаги.
  3. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками бабочки по контуру.
  4. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  5. «Жук» - упражнение с колючими ковриками.

3.

Полевые цветы.

  1. Разрезные картинки» - из 6 - 8 частей
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками цветов по контуру.
  3. «Мячик крошка» - упражнение с массажными мячиками.
  4. Обводка трафаретов полевых цветов из альбомной бумаги, штриховка по устной инструкции.
  5. «Маленький художник» - рисование на песке, манке.
  6. «Прогулка» - упражнение с решетками.


        Список использованной литературы.

1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.

2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.

3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.

5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.

6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективный план совместной работы логопеда и воспитателя в старшей группе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с использованием нетрадиционных форм работы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключит...

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...

Взаимодействие логопеда и специалистов ППМС сопровождения в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный п...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при единстве требований и тесном сотрудничестве педагогов возможн...

Современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта.

В работе педагог будет использовать современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта;Будут учтены особеннос...