Развитие артикуляционной моторики у детей
консультация (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку определенных положений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков, развитие подвижности и укрепление мышц органов артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики у детей.
Формирование правильного звукопроизношения у детей зависит от многих факторов, одним из которых является состояние артикуляционной моторики. Для ребёнка важно ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, к которым относится язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое и мягкое нёбо, и научиться управлять ими.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку определенных положений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков, развитие подвижности и укрепление мышц органов артикуляции. Чтобы артикуляционная гимнастика легче усваивалась и вызывала живой интерес, желание запомнить и повторить используются различные игровые приёмы, каждое упражнение имеет название. Знакомство с упражнениями осуществляется в следующей последовательности:
- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
- показывает его выполнение;
- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- Каждое упражнение выполняйте перед зеркалом.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 5-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
- Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнком).
- Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Для каждой группы звуков разработаны определённые комплексы упражнений.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [с]-[с’], [з]-[з’], [ц].
Упражнение «Наказать непослушный язычок»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение «Лопаточка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Почистим зубы».
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка.
Упражнение «Наказать непослушный язык».
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение «Лопаточка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение «Грибок»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение «Чашечка»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки
Упражнение «Фокус»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Сделать «Чашечку» и сдуть ватку, расположенную на ладошке на уровне носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков
[л]-[л’].
Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.
Упражнение «Наказать непослушный язык».
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков
[р]-[р’].
Упражнение «Лопаточка».
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
Упражнение «Грибок»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Упражнение «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Упражнение «Чьи зубы чище?»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх.
Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык
Упражнение «Маляр»
Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
Упражнение «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп
Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться
Упражнение «Веселый дождик»
Цель: Развивать тонкие движения кончика языка и пальцевую моторику.
Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д…
(правой рукой изобразить падающие капельки дождя).
На цветок – т-д, т-д…
(левой рукой изобразить цветок).
И на дорожку – т-д, т-д…
(из левой руки сделать дорожку).
Застучал по крыше он – т-д, т-д…
(изобразим левой рукой крышу домика).
И раздался частый звон – т-д, т-д…
Упражнение «Песня крокодила Гены»
Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. В начале песня поется только на слог да, затем можно использовать слоги ды, дэ, до, ду.
Рекомендации: широко открой рот, следи, чтобы расстояние между зубами удерживалось; пой песню, повторяя четко слово да/
Упражнения «Танк стреляет», «Пулеметчик строчит», «Заводим мотоцикл».
Цель: отработать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звуков д, необходимо контролировать удержание нижней челюсти
«Танк стреляет» - медленно, твердо произнося звук д-д-д. А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: д-д-Д, д-д-Д. Постреляй быстрее произнося звук д громче.
Упражнение «Лошадка вторит дятлу».
В лесу стучит дятел д-д-д (постучи язычком за бугорочком), а по дорожке бежит лошадка, звонко цокая копытами – цок-цок.(пощелкай язычком).
Упражнение «Пчелка трудится».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.
Позвени как пчелка:
-приоткрой рот;
-держи кончик языка у верхних бугорков;
-сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки дз-з-з
-почувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка);
-проверь силу струи воздуха – поднеси тыльную сторону руки ко рту.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики будет способствовать укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию подвижности, подготовит ребенка к произнесению отсутствующих или искажённых звуков.
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Почаще хвалите его и радуйтесь вместе с ним каждой удаче! Желание родителя помочь своему ребёнку, доброжелательный настрой – залог успеха!
Использованная литература:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие/ Т.В. Буденная. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 72 с.
Репина З.П., Буйко В.И. Уроки логопедии/ З.А. Репина, В.И. Буйко. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста
Гимнастика органов речи - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....
Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня через комплексную логопедическую гимнастику.
В статье отражена значимость и организация работы по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного звукопроизношенияу детей с речевой патологией (ОНР 2-3 уровня) в средней логоп...
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Презентация на тему : Развитие артикуляционной моторики у детей среднего возраста. Опыт работы.
Презентация артикуляционной гимнастики....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи
Презентация, предоставленная на конкурс проекта партии "Единая Россия" "Детские сады-детям!" в номинации "Лучший учитель-логопед"...