Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня через комплексную логопедическую гимнастику.
статья по логопедии (средняя группа) по теме

 В статье отражена значимость и организация работы по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного звукопроизношения

у детей с речевой патологией (ОНР 2-3 уровня) в средней логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki_u_detey_s_onr_ii.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  артикуляционной моторики у детей с ОНР  II – III уровня

через комплексную логопедическую гимнастику.

Учитель-логопед Чекунова Л.А., МБДОУ детский сад № 59 Управления образования Администрации города Апатиты Мурманской области.

На  сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий коррекционного обучения.

К сожалению, приходится констатировать, база для логопедической работы с детьми среднего возраста, страдающих общим  недоразвитием речи (I- III ур.) разработана слабо.

Известно, что при одной  и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика  может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, ринолалии, заикании.

В процессе логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико-практический), так и  высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой).

В этой связи коррекционно-логопедическая работа в условиях речевой группы многогранна, но ставит перед собой одну цель- помочь ребенку.

Хотелось бы остановиться на практической стороне вопроса развития артикуляционной моторики у детей-логопатов средней группы. Осуществляя системный дифференцированный подход к этой проблеме можно получить более высокие и стойкие результаты в коррекции речевых нарушений, снизить рецедивы.

Работа по данной проблеме – это попытка на основе существующих методических рекомендаций и собственного опыта показать значимость и организацию работы по развитию артикуляторной моторики для формирования правильного звукопроизошения детей с речевой патологией. Неотъемлимой и обязательной частью коррекционного обучения  детей  с нарушениями речи, обусловленными дефектами строения, функции артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия) и задержкой речевого развития (алалия, задержка темпа развития речи) должна стать артикуляционная гимнастика.

Для результативности работы мною расширены рамки артикуляционной гимнастики, которая по объему включаемого материала, представляет собой комплексную логопедическую гимнастику и включает в себя:

  • Разминку язычка (непосредственно артикуляционная гимнастика), т.к. именно через нее в наибольшей степени происходит развитие артикуляционной моторики. Эти упражнения служат  настройкой артикуляционного аппарата.
  • Развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры). Временная ограниченность логопедических занятий не всегда дают возможность уделять должное внимание подобным тренировкам, поэтому пальчиковые игры являются слагаемым логопедической гимнастики, т.к. мелкая моторика связана с речевой функцией. В практике коррекционной работы отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций речи. Опыт логопедической работы показал, что кинестетические импульсы, идущие от пальцев, в ходе гимнастики вызывают у детей положительные эмоции и являются ритмической передышкой.
  • Дыхательные упражнения. Энергетической основой нашей речи является дыхание. Для нормальной речи необходимо добиться длительного экономного выдоха, что представляет определенную трудность для ребенка-логопата. Дыхание – внутренний тренажер, необходимый ребенку, поэтому специальные дыхательные пражнения на постановку физиологического и речевого дыхания включены в канву комплексной гимнастики.
  • Голосовые упражнения с элементами фоноритмики. Они представляют собой спонтанное произнесение звуков и используются для формирования речевого дыхания, темпа речи, и интонационной выразительности, преодоления речевых расстройств.

В логопедическую гимнастику включаю массаж и самомассаж лицевой мускулатуры , органов артикуляции т.к. он нормализует тонус мышц.

На мой взгляд, такая комплексная гимнастика, основанная на логопедических приёмах в сочетании с развитием функции рук, дыхания, блиц-массажа и пр. способствует более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков у детей с ОНР.

В основе логопедической помощи приоритетными для меня являются игровые приёмы. Разработанные мною комплексы логопедической гимнастики на сюжеты сказок «Колобок», «Муха-Цокотуха», «Репка», «Кошкин дом», «Теремок» представляют собой «игровую терапию».

При планировании специальной гимнастики стараюсь исходить:

  • из вариативности материала каждого компонента;
  • тематической целостности, которая обеспечивает плавный переход каждой части;
  • наличия игровой мотивации, обилия игровых приёмов, что позволяет сделать процесс выполнения коррекционных упражнений комфортным для детей.

Подбор игровых упражнений (пальчиковых , дыхательных, артикуляционных, мимических мышц лица) позволили значительно улучшить подвижность артикуляционного аппарата у детей среднего возраста.  Система игровых упражнений повысила у детей эффективность управления своими органами речи. В результате проведённой работы создана благоприятная предпосылка для формирования правильного произношения, что ускорило постановку звуков у воспитанников группы.

Игровая форма и канва комплексной логопедической гимнастики создаёт мотивационный настрой у ребёнка, повышает интерес и желание заниматься с логопедом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»

Методическая разработка: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»...

КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР - III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )

КОНСПЕКТфронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР -  III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )ТЕМА: «Автоматизация в речи детей звука [Ж]»...

План по самообразованию "Развитие пальчиковой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник рисования"

Целью данного плана является совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства, овладение новыми формами, методами и приёмами обучения детей нетрадиционным техникам рисования....

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригами

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригамий...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"...