Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"
методическая разработка

Наумова Татьяна Александровна

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litoterapiya.pptx1.25 МБ
Microsoft Office document icon zdravstvuyte_uvazhaemye_kollegi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста через элементы литотерапии" Воспитатель: Наумова Татьяна Александровна

Слайд 2

Развитие мелкой моторики детей с ЗПР дошкольного возраста. Цель: Задачи: 2 Образовательные: Изучение литературы по теме « Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста». Развивающие : Развитие мелкой моторики, речи и психических процессов детей с ЗПР. Воспитательные : Воспитывать усидчивость, целенаправленность, аккуратность.

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5 «ЛИТОТЕРАПИЯ» – это лечение с использованием природных камней ( lithos в переводе с греческого – камень, therapy с английского, или terapia с греческого – лечение ).

Слайд 6

6

Слайд 7

7 Практическая часть.

Слайд 8

8

Слайд 9

9 Развитие мелкой моторики с элементами литотерапии и арт-терапии .

Слайд 10

10

Слайд 11

Спасибо за внимание! 11



Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые  коллеги! Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук детей с ЗПР дошкольного возраста  через элементы литотерапии» .

Цель:

  1. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ЗПР посредством литотерапии.

Задачи:

  1. Образовательные:  Изучить литературы по теме «Развитие  мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
  2. Развивающие:  Развитие мелкой моторики, речи и психических процессов.
  3. Воспитательные:  Воспитывать усидчивость, целенаправленность, аккуратность,
  4. Определить особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и влияния на нее методики с элементами литотерапии.
  5.  Распространение опыта работы среди педагогов.

(2 слайд)  В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

 (3 слайд)  Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.  Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на речь ребенка.

(4 слайд) Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, такие дети трудно идут на контакт, дети рассеяны, ослаблено внимание к словесной информации, имеются речевые нарушения, наблюдается незрелость эмоционально – волевой сферы, нарушена координация движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук и психических процессов. Поэтому мы применяем разнообразные методы и приемы в развитии таких детей.

Для развития мелкой моторики пальцев рук наших детишек мы начали проект под названием "ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМЕШЕК".

(5слайд) В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста  можно использовать элементы литотерапии. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Почему именно камни? Камешки нравятся всем детям и взрослым, они красивые и интересные на вид, они приятные по ощущениям, они бывают разного размера и разной температуры, с ними можно играть и заниматься. Когда смотришь на камни, возникает соединение с природой, всплывают ассоциации об отдыхе на море или речке, происходит погружение в детство, погружение в игру.

Камни — интересный, доступный для развития мелкой моторики и сенсорики, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

( 7 слайд) Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

        (7 слайд) Свою работу я начала с того что мы с детьми начали рассматривать камни, держать в руках, катали в ладонях, зажимали между пальцев, закрепляли цвета, экспериментировали: определяли какие из них тяжелые, а какие легкие,

       (8 слайд)  выкладывали различные элементы, заполняли картинку камушками, продолжали  ряд,  играли в «Волшебный мешочек» и т. д.

Игра с камнями помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. (показать коробочку с камнями)

 Возьмите по камешку себе. 

 Мы вместе с детьми придумали технику безопасности: договорились, что эти камешки нельзя брать в рот, нельзя их кидать, но дети есть дети и поэтому в работе с ними надо быть внимательными.  Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально.

- Упражнения с элементами литотерапии на развитие мелкой моторики.

1. Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. Зарядитесь энергией которой обладает камень в ваших руках.

(Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных).

2. Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий,

3. какая у него температура (теплый или холодный)

 4. Какой у него размер (большой или маленький),

5. прозрачный или нет (посмотрим на свет).

6. А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? (громкий, тихий, звонкий, глухой) (работа по всем трем каналам восприятия:  зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).

7. Покатаем  в ладонях, зажмем  между пальцев (мизинец и безымянный палец), Погладим каждый пальчик, постучим по подушечкам пальцев.

Приглашаю тех участников, у кого морские камни.

     (9 слайд) Хочется поделится с вами литотерапией с элементами  арт-терапии  на камнях, которой  мы начали пользоваться в  группе. Рисование на камешках доставляют детям небывалую радость. Эта работа развивает мелкую моторику, фантазию, воображение, усидчивость.

Для рисования на камнях рекомендуется использование акриловых красок. При их использовании рисунок может сохраняться на камне до 3 лет, а если покрыть рисунок лаком, то навсегда. Авторские камушки могут украсить горшок цветка, полку в комнате или стать подарком.

Сначала камни нужно загрунтовать клеем ПВА (я это уже сделала, для экономии времени), и можно приступать к расписыванию камней.

       Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко.) 

 (10 слайд) Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная  работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с элементами литотерапии, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ КВИЛЛИНГОМ

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выпо...

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, через продуктивную деятельность».

Цель: развитие мелкой моторики через продуктивную деятельность.Задачи:Образовательные:     1.Закрепить знания детей о сказках и их главных героях.Развивающие:1....

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники художественного творчества".

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук, пальцев кистей рук. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребу...