Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригами
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригамий  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригами


Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Важная роль развития речи, развития интеллектуальных и мыслительных процессов, развития движений пальцев рук и тела, определяет необходимость целостного комплексного подхода к ребенку с общим речевым недоразвитиемчто реализуется в логопедической группе детского сада.

Необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти, математических представлений и  навыков конструирования, как из строителя, так и из бумаги. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности,  развивая  подвижность большого пальца, умение работать щепотью,  но остается при этом интересным  игровым видом деятельности, не дающим детям скучать и предлагающим  простор для   фантазии.

Одной из задач оригами является то, что в процессе работы дети должны научиться в любой модели и в любом изделии выявлять простые геометрические формы, плоские или объемные, в зависимости от его назначения. Оригами, как один из элементов занимательных игр, позволяет в увлекательной для дошкольников форме развивать способности, отрабатывать навыки и умения детей, совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно. Дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственных образах.

Оригами – осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Все исследователи детского творчества отмечают, что ребенок получает удовольствие от своей власти над материалом, проявления своей творческой силы. В процессе конструирования дети учатся и правильно обозначать в словах названия направлений, и держать бумагу, ножницы, делать надрезы, сгибать листы бумаги, и т.д. А еще в процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое.

Интересно и ненавязчиво оригами предлагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использования радостного для ребят урока с целью развития у них целого комплекса навыков.

Опыт работы  с детьми показывает, что в начале учебного года дети часто испытывают значительные затруднения при выполнении работ. Нередко дети боятся листа бумаги, не могут правильно формировать линию сгиба  – пришлепывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приемам, детям тоже нужно учиться. Поэтому, начинала работу с самых простых действий (складывание листа бумаги пополам и вчетверо в разных направлениях, отгибание углов, хорошее разглаживание сгибов). В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением процесса складывания варьировала темп работы и степень ее сложности.

При организации работы с детьми  старшего возраста  я начинаю обучать их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов. Начинали мы с простого: отгибали углы квадрата или прямоугольника, придавая им форму круга или овала. Так мы делали крону деревьев, снеговика. Делая всего два-три сгиба, мы делали цветок или рыбку. Далее уже научившись складывать лист по диагонали, мы выполняли более сложные поделки. Но эти поделки не требовали выполнения мелких сгибов, выгибания углов поделки. Потом на основе предыдущей заготовки появлялась еще более сложная фигура. Из одной заготовки мы делали несколько разных фигур.  Так как усложнение проходило постепенно, дети не терялись при выполнении задания. Они говорили: «А. это как в тот раз…» Для выполнения работы по аппликации с элементами оригами «Колосок» в подготовительной группе, детям потребовалось только напоминание, без детального показа.

Составляя планирование, старалась выстроить работу с учетом задач «Программы  развития для логопедических групп» (развитие мелкой моторики, пространственных представлений и т.д.), задач по развитиюхудожественнойдеятельности детей, рекомендованные программой «Детство», по которой работает наш детский сад. Эти задачи определены вразделе, посвященном конструированию по типу оригами:

  • сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат по диагонали, в треугольной форме – отгибая углы к середине противоположной стороны;
  • самостоятельно создавать одним способом разнообразные игрушки;
  • изготавливать объемные конструкции из готовых разверсток, читать условные обозначения и точно следовать им.   

Так же предполагается развитие и совершенствование у детей (кроме развития мелкой моторики рук):

–  зрительно-моторной координации: умения по схеме делать фигуру самостоятельно;
–  умения владеть двумя руками сразу;
–  пространственных представлений (ориентировка на листе бумаги);
–  словаря,  и его активизация;
–  мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
–  навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу).

Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. ( «Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.

За стремлением научить чисто и правильно говорить, научить решать примеры и задачи, мы как-то меньше внимания уделяем конструированию. Но этого делать не стоит. Оригами – создание игрушек – тренировка и рук и ума. Без этой «мелочи» из бумаги невозможно создать боевые самолеты и ракеты. Очень важно видеть глаза и лица детей, когда они держат фигуру, созданную непослушными пальчиками с таким трудом. Вот именно это выражение торжества и счастья побуждает меня заниматься с детьми оригами. Моя задача заключатся и в том, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание самим творить.

Бывало все – и крики: «Я не умею! Не хочу, не буду, не могу!» В таких случаях я всегда говорю детям, что научу их, все покажу и объясню. А суметь могут все, если только постараться.

Сначала я показываю готовое изделие. Спрашиваю: «На что похоже и хотят ли дети иметь такую же поделку?» Услышав ответы, я говорю, что сделала это сама, посмотрев рисунок в книге, или научилась делать фигурку, когда была маленькая. Показываю объяснение с рисунком в книге, удостоверяя детей в том, что они не ошиблись. А затем, на глазах у детей разворачиваю поделку… Из чего же она была сделана? Всего лишь из квадрата бумаги. Дети бывают поражены, когда видят, что можно сделать из квадрата простой бумаги. Потом сворачиваю снова и спрашиваю, а могут ли ребята сами сделать такую же поделку? Дети берут квадратики бумаги, пытаются сгибать их. И начинается творчество…

Мы постепенно постигаем грамоту оригами.

Занимаюсь с детьми индивидуально или в группах. Первые занятия мы посвятили изучению свойств бумаги, когда дети сами своими свободными действиями определяли эти свойства. Радость детям приносят открытия: оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло. Полезно обратить внимание детей на то, что свойства бумаги могут измениться под воздействием солнечных лучей, клея, воды и т.д.  И выяснили, что бумагу лучше брать среднего формата, она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах, и быть довольно плотной, чтобы не порваться под неуклюжими пальчиками.

Знакомились с видами складывания – пополам, по диагонали, в четыре раза, получая большие и малые прямоугольники и квадраты, находили края и сгибы. Сначала отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходят живо, интересно, в  игровой форме. Я многократно показывала изучаемый прием, поясняя его словами, подходя к каждому ребенку.

Создание фигурок и поделок сопровождаю речью. Использую заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях
Оригами помогает развивать подвижность суставов указательного и большого пальцев рук. При систематических занятиях оригами дети перестают бояться бумаги, понимают, что нужно действовать,  не спеша, аккуратно совмещая стороны и углы.

Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал  затруднений, ощущений собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания),  я стараюсь предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость  со стороны воспитателя, положительная оценка стараний ребенка. Методику работы строим так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались такие качества как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникативность. У дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.

Детям необходимы поощрение и поддержка,  и на первых порах я даже намечала сгибы, направляла руки ребятишек. Вместе с умением у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше. Приобретенные знания закреплялись в играх и на других занятиях (математике, аппликации, рисовании).

И только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек.

Даже когда у ребенка появляется уверенность, необходимо контролировать, помогать выполнять маленьким неуклюжим пальчикам такую сложную для них работу. Бывает так, что отдельным детям приходится показывать по нескольку раз, как нужно сгибать листы бумаги, а ребенок снова спрашивает – ему нужно общение, одобрение взрослого, зрительный контакт, понимание в глазах воспитателя.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Я не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят карандаши и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, если даже нарисовали только глаза и нос. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.

Сделанные поделки я только хвалила, не ругала за порванную бумагу, а только заменяла лист. А во второй половине дня, к приходу родителей оформлялась выставка из детских работ. Гордые сами за себя дети вели зашедших в группу родителей, сотрудников детского сада к оформленной выставке и показывали свои работы, рассказывая о том,  что это, и как сложно им было делать, но они справились. Дня два или три работы оставались в детском саду. Дети сами говорили: «Пусть эту красоту увидят все». А потом дети уносили игрушки домой, Заходя,  домой к некоторым воспитанникам,  я видела их поделки на самых видных местах, многие дети просили мам оформить уголки над их кроватками своими работами.

В течение недели (работа в логопедической группе подчинена перспективному плану, данному логопедом, и работа над темой проводится в этот срок) вечером, утром мы с детьми снова складывали такие же фигурки, закрепляя и отрабатывая технику. Давали детям задание – научить дома родителей, бабушек, дедушек. Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы старались помочь нашим ребятишкам войти в чудесный мир оригами.

У малыша возникает желание заниматься оригами дальше, продолжать занятия дома, сочинять истории, самостоятельно творить. Дети с нетерпением ждут начала недели и новой темы – ведь они будут творить что-то новое. В понедельник утром дети уже спрашивают о том, что будут завтра делать? А будут ли уже сегодня делать поделки.

Если честно, то я люблю в работе элемент неожиданности и некоторую таинственность. Могу заранее сделать фигурку и прикрепить ее в группе или спальне. Сначала, дети, поглощенные игрой, не замечают ее, но кто-нибудь случайно увидит игрушку, ведет остальных посмотреть, что это такое. Они ходят, обсуждают, отойдут, пытаются снять и посмотреть. А потом самые любопытные  и смелые бегут спрашивать ко мне. Я начинаю объяснение. Иногда, я намеренно «забываю» открытую книгу на столе, и любопытство детей заставит их заглянуть в эту книгу. И они просят сделать с ними такую же интересную фигурку. А иногда, начинаю занятие,  просто сочиняя историю по ходу действия. Сначала дети слушают невнимательно, но вот уже через некоторое время все глазки следят за действиями моих рук, а детские пальчики тянутся к приготовленной бумаге. Этот момент «просыпания» интереса и желания важно не пропустить, Тогда процесс обучения пойдет быстрее. Можно накануне вечером заинтриговать детей: «А что я вам завтра покажу…» В таких случаях дети просыпаются рано и бегут в детский сад – ведь воспитатель покажет что-то интересное. Не успев зайти в группу, дети подбегают ко мне и просят « ЭТО» показать. Приходится ждать всех детей. Но вот все собрались. Нетерпение достигает предела. Готовимся к занятию. Дети спрашивают: « А с ножницами или без них?» Отвечаю, что без ножниц. И раздаются радостные крики.      Услышав это, я думаю, что не зря занимаюсь, оригами с детьми, что я сумела их заинтересовать. Может быть,  какие-то фигурки им запомнятся больше, и когда дети вырастут, то научат делать кораблики и лодочки своих малышей, сделают веера своим маленьким принцессам.

Но чтобы это произошло в будущем, в настоящем нам с ребятишками приходится много и упорно работать, чтобы их пальчики стали гибкими и послушными, и могли выполнять самые сложные задания.

Составляется перспективный план работы с детьми по оригами с учетом уровня развития мелкой моторики, уровня ОНР, личных данных ребенка. Группа детей делится на подгруппы. И даже подгруппу детей делю на малые группки, чтобы помогать более слабым самой, и чтобы дети с более развитой моторикой тоже помогали своим товарищам.

Вся работа в логопедической группе строится на основании плана, данного логопедом. И темы занятий по оригами и конструированию из бумаги соответствуют этим темам. При составлении плана необходимо помнить, что занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Работа с детьми по оригами требует не только навыков, но и еще и усидчивости и терпения,  как педагога, так и самого ребенка.

Свою работу по оригами я стараюсь строить так, чтобы последовательность использования игрушек из бумаги содействовала формированию у детей целостного представления о мире. Важно воспитателю определить и свое место в работе по обучению детей изготовлению игрушек из бумаги. Очевидно, по мере развития интереса и овладения детьми навыками оригами, роль взрослого будет меняться: вначале он сам делает игрушку в присутствии детей и вместе с ними обыгрывает ее, затем приступает к обучению ребят конструированию простейших игрушек, игра с которыми дополняется более сложными поделками, выполненными также воспитателем. И,  наконец, взрослый лишь помогает детям в работе по изготовлению фигур.

Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.

В работе можно задействовать нетрадиционные подходы к использованию игрушек из бумаги в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Необходимо использовать свободный выбор и творческий подход к работе самого воспитателя.

Воспитатель помогает детям при помощи игрушек включиться в совместный труд-игру по созданию коллажей, сюжетных картин. Предметно игровая среда, в изменении которой принимают участие дети, окажет влияние на поведение и самочувствие их, приобщит к процессу созидания самих себя.
При выборе объектов для работы с бумагой необходимо соотносить потребности детей, уровень познавательных и игровых интересов. Наиболее целесообразным является вариант, при котором каждая последующая игрушка сложнее первой, дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия, активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ними перспективу дальнейшего развития игры.

Развитие художественной деятельности должно идти параллельно с процессом работы, упражнением в ее складывании.

Иногда работу над созданием поделки приходится делить на две-три части, проводимые с перерывом, Это зависит от сложности изготовляемой фигуры и от настроя детей.

Детская память кратковременна, а у детей с ОНР она еще хуже, поэтому с такими детьми нужно проводить работу и вне занятий.

Во время коррекционного часа оригами использую как пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики. Во время работы детям приходится задействовать обе руки – одной держать лист, другой отгибать углы или совмещать стороны. Если нужно загнуть маленький уголочек,  детям приходится действовать,  аккуратно поправляя бумагу кончиками пальцев, брать бумагу тремя пальцами – щепотью. Прожимаем сгибы подушечками пальцев или ногтем, закрепляя двигательную активность пальцев рук – большого, указательного и среднего.

Во время коррекционной работы оригами удобно еще и тем, что позволяет отдохнуть шумным непоседам,  позволяет воспитателю заниматься работой с отдельными детьми индивидуально, пока остальная подгруппа, развивая мелкую моторику, складывает поделку из бумаги. Осторожно и ненавязчиво, по просьбе, я помогаю детям, поправляю их поделки, советую что-то. Побуждаю детей обращаться за помощью к взрослому, преодолевая барьер стеснительности. Стимулирую развитие памяти таким вопросом: «А вы, помните, что мы делали?.. Давайте, вспомним!». Иногда, необходимо бывает накануне занятия вспомнить основные приемы, термины (угол, «косынка», «диагональ», «гармошка», и т.д.) Проработать с теми, кому это необходимо, навыки сгибания, чтобы на занятии ребенок чувствовал себя уверенно, чувствовал себя умелым и ловким. Эту  подготовку к занятию я провожу в вечерний отрезок времени, во время игры детей, говоря им: «Я сейчас сложу фигуру, а вы можете ее раскрасить, поиграть с нею».

А на занятии мы снова вспоминаем все этапы и приемы сложения, закрепляя и отрабатывая старые, изучаем новые. Закрепляем на занятиях и математические понятия – угол, квадрат, треугольник, прямоугольник, диагональ.  И пространственные – центр, верх и низ листа, правая и левая стороны, от себя и к себе. Проговаривая  процесс сложения, одновременно работая руками, мы как бы проводим логоритмические упражнения.

Но не стоит думать, что занятие это скучно и нудно. Занятие по оригами больше напоминает игру, когда каждый этап сложения обыгрывается. Например: «Вышел квадратик погулять, Хотел перейти через дорогу, но не смог,  потому, что было сильное движение, а он не знал правила перехода через проезжую часть. (Можно вспомнить эти правила). Тогда он сложился пополам и превратился в дорожный знак, приказывающий машинам остановиться. Теперь уже прямоугольник перешел дорогу. Н а другой стороне улицы шла старушка. Ей было холодно. Жалко стало нашему листку ее, он расправился и сложился  «косынкой», укрыв плечи старушки…»

На занятии помимо коррекционных задач мы решаем еще и обучающие –  владение навыками анализа и синтеза, расширение и  активизация словаря, расширение личного игрового опыта и т.д. Все задачи решаются легче с учетом длительности занятия и нагрузки, с учетом игровых элементов, предварительной работы. Сама по себе постройка фигуры не дает возможности испытывать  усталости и не снижает интереса к занятиям.

После занятия необходим небольшой анализ: что мы делали, из чего, как оценивают свои поделки дети сами, и их друзья. Сравнивая поделки, ребенок может увидеть некоторые недостатки своей фигурки, и в следующий раз исправить их. Такой самоанализ помогает воспитателю со стороны увидеть, все ли задачи были реализованы, какую задачу нужно еще решить, а какая уже решена. Я беру себе на заметку – что получилось у ребят, а что нет. Где были упущены какие-то моменты, и когда нужно провести дополнительную работу и с кем. Если справившиеся дети изъявили желание снова сделать поделку, я не отказываю детям. Дети это помнят и говорят: «А Вы нам обещали…» А если обещала – то обязательно научу делать фигурки, все покажу и расскажу. Нельзя давать детям обещание и не выполнять его. Ведь в следующий раз они не поверят и не подойдут ко мне, я потеряю их доверие, и погаснет интерес, который уже удалось зажечь в них.

Очень нравится детям оригами с аппликацией. Оно позволяет освоить любопытный прием работы – составление достаточно сложных моделей и фигурок из совсем простых элементов. Детям с плохо развитой моторикой эта техника помогает быстрее справляться с заданием. С помощью двух-трех простейших складок квадраты бумаги можно превратить в элементы своеобразной мозаики, из которых составляются любопытные композиции. Например, можно сделать фигурку мышки, состоящую всего лишь из нескольких треугольников – тело, мордочка, ушки, лапки.

Занимаясь оригами с детьми в свободное время и на занятиях, мы изготовляем подарки для родителей и сотрудников детского сада к праздникам. Дети бывают очень рады и горды тем, что их работы понравились, что труд был оценен. Оформляли групповую и приемную своими коллективными работами. Даже когда работы висят довольно длительное время, дети всегда подходят к ним, смотрят, любуются.

Как говорилось выше, задач, которые решает оригами много. И нужно решать их постепенно, начиная с самых простых. В подготовительной группе поделки более усложняются.

Я занимаюсь с детьми оригами уже несколько лет. Сделала за это время три выпуска в школу. И когда приходят новые ребята, я снова обучаю их древнему искусству оригами.     Обучая детей, я обучаюсь вместе с ними: как можно легче сложить фигурку, как интереснее сделать композицию, какую поделку сделать по той или иной теме. Как показывает практика, оригами можно заниматься и со средней группы, тогда к концу подготовительной группы результаты по развитию мелкой моторики еще выше.

Опыт работы по оригами может быть использован и в обычных группах и как ручной труд и развитие мелкой моторики, и как игра в совместной деятельности детей и педагога.     Так как оригами дает хорошие результаты в работе с детьми, я не собираюсь оставаться на достигнутом. Впереди еще и работа с пооперационными план-картами, и самостоятельная работа по словесным указаниям педагога, и усложнение создаваемых фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи с использованием песочной терапии.

В статье говорится о том как можно эффективно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР...