Учебно – методический сборник «Все обо всем»
методическая разработка по логопедии

Велижанцева Татьяна Викторовна

Данный сборник содержит теоретический и практический материал по развитию связной речи дошкольника. В сборнике представлены занятия, консультации, игры, игровые тренинги, родительские собрания, игровые упражнения  в системе логопедической работы во взаимодействии с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskiy_sbornik_vse_o_bo_vsem.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

Учебно – методический сборник «Все обо всем»

Автор – составитель : Т.В. Велижанцева, учитель - логопед

Данный сборник содержит теоретический и практический материал по развитию связной речи дошкольника. В сборнике представлены занятия, консультации, игры, игровые тренинги, родительские собрания, игровые упражнения  в системе логопедической работы во взаимодействии с родителями и педагогами.

Сборник является результатом обобщенного теоретического, методического материала и практического опыта и направлена на эффективность в коррекции развития речи ребенка.

Главная цель – повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста.

Представленные материалы могут широко быть использованы учиелями – логопедами, педагогами и родителями в практической деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»

г.п. Игрим

Березовский район

Ханты – Мансийский автономный округ

Тюменская область

2016 год

  1. « Куда делось «живое общение? » ..................................................................
  2. Этапы речевого развития  дошкольника…………………………………
  3. «Связная речь»- это высшая форма развития речи…………………….
  4. Роль сказки в речевом развитии дошкольника…………………………
  5. Педагогический пробег  «Что, когда и почему?»……………………….
  6. Сценарий родительского собрания……………………………………….
  7. Литература……………………………………………………………………

1. «Куда делось «живое общение»?

                                                            Речь - удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им.

                                                             Гегель.

Больше 16 лет я работаю учителем- логопедом.  Проблема развития речи у детей стоит настолько остро, что переоценивать ее актуальность довольно трудно. С каждым годом становится все больше детей не только с дефектами речи, но и с задержкой речевого развития. По данным статистики в России, за последние годы,  к школьному обучению приступают дети в 72% случае имеющие низкий и средний  уровень развития связной речи. В подростковом возрасте очень часто стали встречаться случаи, когда словарный запас детей насчитывает около 800 слов, при минимальной норме 4500 тысячи. Это в первую очередь связанно с тем, что дети общаются посредством СМС -  сообщением, короткими посланиями в интернете. Во многих странах стали приниматься федеральные программы  по развитию и сохранению речи у подрастающего поколения. У нас в стране первыми коснулись этой проблемы логопеды и учителя. А работодатели были вынуждены в «Листе профессиональных требований к работнику» ввести пункт: - грамотное владение речью.

Так что же такое «связная речь?»- это высшая форма развития речи, при которой взаимодействуют мыслительная и речевая деятельность человека. Самое важное, что спонтанно в процессе «живого общения», она не формируется, и поэтому необходимо специальное обучение основным видам связной речи – описанию, объяснению, рассказу. Обучение введению и развитие монологической речи. В последнее время  меня как специалиста настораживает тот факт, что дети не могут  слушать собеседника, будь то взрослый или сверстник. Очень негативно реагируют, если педагог разделяет свое внимание в беседе на нескольких детей, перебивают, начинают говорить очень быстро, отвлекаются от темы разговора, часто даже плачут, только бы привлечь  внимание взрослого к своим высказываниям.

За последние три года в нашем детском саду уделяется большое внимание проблеме развития связной речи. В 2008-09 учебном году была поставлена годовая задача по формированию связной речи воспитанников чрез организацию развивающих занятий. Вся работа была построена по следующим этапам:

Организация работы  по развитию связной речи с детьми, начиналось уже с 3-х летнего возраста. Ведутся занятия  по развитию описательного рассказа. Вначале элементарные фразы, предложения. Ребенок нуждается в передаче собственных мыслей другим людям, уже в этом раннем возрасте. К 5-ти годам после обследования речевого развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития речи, где учитывается уровень знаний, умений, тип темперамента, группа здоровья. При подготовке к школьному обучению мы большое внимание уделяем пониманию связных высказываний, отражению в  речи причинно- следственных связей, умению объяснять, давать на вопрос полный ответ. На всех этапах полученные знания детей закрепляются в ходе экскурсии, тематических прогулок, посещение выставок, участием в театрализациях. Большой интерес у родителей и детей вызывают конкурсы «Наши сказки». Создание и обыгрывание кукольных театров,  всегда радует творческий подход родителей и детей в изготовлении разнообразных  видов  кукол. Вся система работы по проблеме развития связной речи дала следующие результаты: 60% выпускники МДОУ имеют высокий уровень связной речи, 30% средний, и только 10% детей с низким уровнем связной речи (в этот процент входят дети, крайне не регулярно посещающие детский сад). Таким образом, организация развития речевой деятельности в МДОУ приносит положительную динамику  в развитии речи детей, что способствует качественной подготовке детей к школьному обучению.  

 2. «Этапы речевого развития ребенка»

(для педагогов и родителей)

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Примерный возраст

Умения ребенка

4 месяца

Произносит гласные звуки, близкие к "а", "ы", "у", возможно с сочетанием с согласным "г" (гулит).

8 месяцев

Начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное.

10 месяцев

Произносит серии одинаковых слогов: "дядядя", "бабаба", "мамама" (лепечет).

1 год 2 месяца

Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: "ба", "дя" и т.п. Реагирует на свое имя.

1 год 6 месяцев

"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

1 год 8 месяцев

Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и т.п. Стремительно растет словарный запас.

1 год 10 месяцев

Произносит двухсложные слова и два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места.

2 года -
2 года 2 месяца

Говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке".

2 года 2 месяца -
2 года 6 месяцев

Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи предлоги.

3 года

Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый "кризис трех лет". Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей - проявить терпение и понимание.

4 года

В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет

В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

        Этапы нормального развития речи. 2-4 год жизни.

1-1,5 года

В этот период  жизни ребенок начинает успешно подражать речи взрослых. Пассивный словарь ребенка быстро растет. Он уже знает названия многих предметов, движений, действий (сядь, встань, возьми, отнеси). В этом возрасте он произносит, пусть даже и не четко, но все гласные и некоторые согласные.

1,5-2 года

У ребенка отмечается резкий скачок в развитии активной речи. Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. В 2 года активный словарь ребенка насчитывает 300-400 слов. Ребенок чисто произносит все гласные звуки, правильно выговаривает наиболее легкие согласные. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произносить их правильно , в других неправильно. К концу 2 года жизни ребенок повторяет за взрослыми слова, фразы, строит предложения уже из 3-4 слов.

К концу 2 года отметьте для себя следующее:

  • Может ли ваш ребенок повторить за взрослым слова, фразы из 2-3 слов .
  • Вступает ли в общение с детьми, взрослыми?
  • Отвечает на простые вопросы взрослых?
  • Какие звуки произносит отчетливо, а какие невнятно.

3 года      

Активный словарь стремительно возрастает и достигает 1000-1200 слов. В этом периоде жизни ребенок овладевает фразовой речью. Происходит бурное развитие морфологической системы языка. Ребенок усваивает категории числа, падежи, овладевает склонением существительных. Малыш уже свободно складывает несколько слов одно предложение и грамматически правильно его оформляет.

Пример: «коська, ты куда пося?» ( кошка ты куда пошла?)

Ребенок настолько овладевает речью, что может объяснить свои нужды, рассказать то, что видел, легко общается со сверстниками.

На 3 году жизни ребенок  ллегко произносит мягкие свистящие.

Произношение многих звуков еще далеко  от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, поскольку подвижность мышц языка и губ еще недостаточна развита.

Шипящие согласные звуки в этом возрасте ребенок чаще всего может заменять мягкими свистящими.

Согласные звуки (р),(л) могут отсутствовать или заменяются другими звуками

К концу 3 года отметьте для себя следующее:

  • Может ли ваш ребенок строить фразы из 3-4 слов и более, пытаясь при этом согласовать слова в числе, падеже, роде.
  • Употребляет ли  в речи, кроме существительных и глаголов, еще и прилагательные, числительные, местоимения?
  • Задает ли вопросы?
  •  Может ли самостоятельно ответить на простой вопрос взрослого?
  • Пытается ли пересказать небольшую сказку, рассказ?
  • Какие звуки произносит отчетливо, какие невнятно, есть ли улучшения в произношении звуков? (в сравнении с началом 3 года жизни).

4 года

Активный словарь ребенка составляет 2000 слов. Ребенок в своей речи кроме существительных и глаголов все чаще использует местоимения ( мой, твой, наш, ваш), наречия ( тут, там, здесь), числительные (1,2,3). В этом  возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы речи. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-5 слов и более. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями. Дети 4-х лет самостоятельно и правильно могут произносить все свистящие звуки. Шипящие звуки ( ш, ж, ч, щ) вызывают затруднения, дети часто заменяют их свистящими (с, з, ц): вместо шапка- сяпка, вместо ножик- нозик, вместо ученик- уценик.

Звуки (Р), (Л) ребенок заменяет звуком (ЛЬ) или (Й); вместо лама-ляма, вместо рука- юка.

В некоторых труднопроизносимых словах ребенок может представлять звуки, слоги: вместо магазин- гомазин, вместо ягоды- гояды, вместо радуга- гояды, вместо радуга- рагуда. Все эти недостатки в процессе общего и речевого развития постепенно исчезает.

К концу 4 года отметьте для себя следующее:

  • Может ли ваш ребенок по своей инициативе и при поддержке взрослого рассказать о том, что видел, куда ходил?
  • Проследите, какие предложения преобладают в речи ребенка: простые которые, или развернутые сложные.
  • Произносит ли чисто свистящие звуки (с,ц,з,сь,зь) удается ли произносить шипящие(ш,ж,ч,щ)
  • Если произношение свистящих и шипящих затруднено, то обратите внимание на то, какими звуками ваш ребенок их заменяет.
  • Проверьте, может ли ребенок выделять первый звук в словах.

3. «Связная речь»- это высшая форма развития речи.

(для педагогов и родителей)

  Речь- удивительно сильное средство но,

                                                                   нужно много ума, чтобы пользоваться им.

                                                                                                                                  Гегель.

Проблема развития речи у детей стоит на столько остро, что переоценивать ее актуальность трудно. С каждым голом становится все больше детей не только с дефектами речи но и с задержкой речевого развития. По данным статистики в России к школьному обучению приступают дети в 61% случае имеющие низкий уровень развития связной речи. А в подростковом возрасте в лексике детей насчитывается около 800 слов при минимальной норме 3500 тысячи. Это в первую очередь связанно с тем, что дети общаются посредством СМС сообщении, короткими посланиями в интернете. Первыми забили тревогу логопеды, учителя и работодатели, которые вынуждены в листе требовании писали грамотная, хорошо развитая речь. Во многих странах принимаются федеральные программы  по развитию и сохранению речи.

Так что же такое «связная речь»- это высшая форма развития речи при которой взаимодействуют мыслительная и речевая деятельность человека. Самое важное, что спонтанно в процессе «живого общения», она не формируется, необходимо специальное обучение основным видам связной речи – описанию, объяснению, рассказу. Обучение введению и развитие монологической речи.

В последнее время в нашем детском саду проблеме развития связной речи уделяется большое внимание. В 2008-09 учебном году была поставлена годовая задача по развитию у детей связной речи. Вся работа происходит по нескольким направлениям.

Первое, конечно же работа с детьми. Начиная с 3-х летнего возраста, ведутся по развитию описательного рассказа. Вначале элементарные фразы, предложения. Ребенок нуждается в передаче собственных мыслей другими людьми. К 5- ти годам после обследования речевого развития для каждого ребенка составляется индивидуальный план развития речи, где учитывается уровень знаний, умений тип темперамента, группа здоровья. При подготовке к школьному обучению мы большое внимание уделяем пониманию связных высказываний, отражению в  речи причинно- следственных связей, умению объяснять, давать на вопрос полный ответ. В последнее время  меня как специалиста настораживает тот факт, что дети не могут  слушать собеседника будь то взрослый или сверстник, очень негативно реагируют, если педагог разделяет свое внимание в беседе на нескольких детей, перебивают начинают говорить очень быстро, отвлекаются от темы разговора, часто даже плачут, только бы привлечь  внимание взрослого к своим высказываниям. После проведения индивидуальных собеседований, анкетирование родителей мы выявляем несколько причин такого поведения.

  1. В семье ребенок, начиная делиться своими впечатлениями часто слышит «Не мешай, я занята», «Говори быстрее, мы смотрим кино» и примеров масса.
  2. «Собеседником» ребенка стали компьютер и телевизор, которые в принципе перегружают детскую психику неимоверно, но не требуют, ни слова в ответ.
  3. Взрослые в 78% случаев не интересуются мнением ребенка, или слушают ребенка откровенно не внимательно, ребенок, чувствуя фальши, перестает выбирать родителей в собеседники.
  4. В семьях перестали беседовать друг с другом. Если обсуждаются какие-то темы, они просто ставятся в ранг проблемы, обсуждение которой сводится к крикам и ругани.
  5. Причиной быстрой, лихорадочной речи или в других случаях молчание детей стала боязнь детей, что его перебьют или просто недослушают.

Исходя из результатов анализа, было определено второе направление- это взаимодействие  с родителями. Проводятся специальные тренинги с обучением методикам развития связной речи. Рекомендуется литература, дидактические игры и созданные нами пособия. И о некоторых из них мы расскажем в следующей статье, которая выйдет в самое ближайшее время.                                                                                                                              

Продолжая тему обучения детей связной речи мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующие аспекты:!

  • Прежде всего нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». Для этого с неподдельным вниманием, терпением расспросите его о впечатлениях от мультфильма, игры, о событиях, случившихся в детском саду, детской площадке, спортзале, магазине и т.д. Направляйте сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло, придерживайтесь темы разговора,  задавая наводящие вопросы. Разговор не должен быть долгим, так как ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-то, но в конце общения обязательно похвалите ребенка, даже фраза «какой ты умника, мне было с тобой интересно разговаривать» послужит мощнейшим толчком для желания поговорить с вами, а потом и с другими людьми.
  • Необходимо научить ребенка слушать собеседника, понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственную связи. Слушая сказку ребенок с раннего возраста должен понимать, что нельзя рассказывать о том как Репку вытянули, а потом посадили.
  • Учите ребенка давать на вопрос правильный полный ответ. Зачастую дети не зная правильного ответа начинают на ходу сочинять его на несуществующий вопрос. Ваша задача тактично вернуть ребенка к теме разговора и подсказать, объяснить вопрос. А затем закрепить полученные знания вопросами типа «А как ты думаешь репка это фрукт или овощ?» «Почему?»
  • Прослеживанию последовательности событий очень помогает составлению ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа не позволяющий отклониться в сторону от основной нити повествования. Я могу порекомендовать для занятий прекрасную, испытанную временем книгу «Сказки» Сутеева. Затем задания усложняются. Вы читаете ребенку рассказ и предлагаете самостоятельно подобрать сюжетные картинки или героев которые иллюстрируют прочитанный материал. Это упражнение не только учит ребенка выстраивать самостоятельную сюжетную линию, но и развивает внимание, память, логическое мышление. Можно нарочито «ошибаться» в составлении серии, ребенок самостоятельно поправит порядок действия и получит дополнительный стимул к занятиям и уверенность в своих силах. В современной методической литературе предлагается еще вот такой прием : составление рассказа с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый и т.д.
  • Задания эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Вы можете предложить ребенку найти «пропавшую»картинку, определить  порядок, найти лишнюю картинку, оставшиеся составить в соответствии с логикой протекания событий. «Распутать две сюжетные канвы, причем предлагаются сюжеты диаметрально противоположные. Например – события происходят в разные времена года «Делают снежную горку – собирают в лесу грибы»
  • Задания на развитие замысла. Сначала дети самостоятельно придумывают рассказ по сюжету, потом самостоятельно рассказывают о событиях, впечатлениях изменяя ход событии и финал, начало рассказа. Прекрасный результат дают игры типа «Мины» когда вы жестами показываете события, описываете предмет с его свойствами и функциями, а ребенок оречевляет ваши старания, причем, всегда спрашивайте «А как ты догадался, что я кошку изображал?». Прекрасно дети чувствую, реагируют в играх – небылицах.... Например: Незнайка говорит « Я взял сачок и поймал слона!» или «На лыжной прогулке я любовался в лесу красивыми пальмами». Причем в данной ситуации можно научить не только объяснять, находить логические закономерности, но и тактично исправлять собеседника. На мой взгляд, еще необходим важный аспект: развитие чувства юмора. Легкий, позитивный, контактный человек с хорошим чувством юмора в общении с другими людьми, в построении своего личного статуса может достичь очень многого.
  • В силу своей эгоцентричности ребенок зачастую не в силах понять своих ошибок в речевом развитии, он искренне уверен что говорит правильно, идеально и имея по нескольку дефектов речи, рассказывая сюжет любимого мультфильма много раз повторит «а знаете что?» , «ну вот» и конечно классическое «Блин» быть уверенным что даже другие дети должны говорить так же. И тут на помощь приходит видеокамера. Снимаю, как ребенок говорит, рассказывает, общается с другими детьми. Потом мы просматриваем с ним, с его родителями съемку. Анализируем, решаем как нам быть с уже лежащими на поверхности проблемами и сохраняем нашу видеозапись. По окончании коррекционной работы снова ведем видеосъемку, можете мне поверить радости нет предела, разница не только видна, но и слышна!

Я надеюсь, что эти советы помогут сделать речь вашего ребенка ярче, грамотней. А самое важное родители станут главными слушателями, собеседниками и друзьями своими детьми. Ведь все мы прекрасно знаем как одно слово может убить человека, либо сделать самыми счастливыми. И все мы нуждаемся в понимании, поддержке и любви.

 4. Роль сказки в речевом развитии дошкольника.

(для педагогов и родителей)

Ребенок обычно подражает вашей интонации. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персоножей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении «Федорина горя» К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: «И чайник сказал утюгу: «Я больше идти не могу!» С какой интонацией можно  ее можно произнести. И таких примеров можно привести очень много. Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот – это часть игры. «Сказка о глупом мышонке. С. Маршака идеально подходит развития речи. Взрослый и ребенок пробует говорить то громче, то тише, используя звукоподражание, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. «Теремок», «Колобок», «Репка», прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Ребенок пытается передать интонацией свои собственные чувства. Привожу в пример  несколько потешек:

Мышка тихо пропищала

«Сыра я поела мало…»

На весь лес медведь ревет:

«Где же мед? Ну, где же мед?»

Грустно прошептал зайчишка:

«Потерялась кочерыжка».

Бобр бобренка отчитал:

«Мало веток наломал!»

Глухо ухает сова:

«Разболелась голова».

Фрагменты сказок собственного сочинения воспитанников МБДОУ детский сад «Рябинушка»

ПУШИСТИК И ЗВЁЗДОЧКА.

(сказка о северном Арктическом белом медведе)

Однажды в далёкой Арктике. Родился белый медвежонок. Назвали его Пушистик, потому что он был мягкий, пушистый, маленький, тёпленький, пухленький. Медвежонок рос не по дням, а по часам. Пошёл он однажды ловить рыбку, и мама ему сказала: «Только будь осторожен, смотри, чтобы тебя не обидели другие медведи!». Они с мамой, и папой жили на материке, который был покрыт весь льдом и снегом. Потом у мамы с папой родился через неделю ещё один медвежонок, и назвали её Звёздочка – девочка.

Медвежата очень хорошо дружили между собой. Играли в разные игры и катались с ледяной горки, а когда наступил вечер, мама позвала медвежат домой, но пришёл домой только один Пушистик, а Звёздочка куда – то убежала и не смогла найти дорогу домой. Когда наступило утро, Звёздочка пришла домой, ей помогли найти дорогу люди, которые изучают природу Антарктики, а называются эти люди – полярники.. Мама не стала ругать Звёздочку, а наоборот очень была рада, что она нашлась.

Авторское сочинение Андрей Серго и его семья.  

Жил был белый медвежонок,

И любил он есть с пелёнок.

Съел он рыбки две, мешок,

И пошёл он спать в сугроб.

Лера Савина (подготовительная к школе группа)

Медведи белые –

На Полюсе Северном живут,

Им нисколечко не холодно.

Они резвятся и,

Маме лапки подают.

Валя Боль (подготовительная к школе группа)

МЕДВЕЖОНОК «РЫБКА»

Однажды далеко на Северном полюсе жил был медвежонок Рыбка со своею любимой, красивой Матушкой медведицей. Пошли они однажды ловить морскую рыбку, чтобы на славу пообедать. Они наловили очень много разной рыбки. Всю скушали. Белые мишки всегда хорошо и много кушают, потому – что им нужно быть толстенькими, чтобы не замёрзнуть на Северном полюсе, ведь там всегда холодно и дует сильный ветер. А потом они зарылись в снег и уснули до следующего обеда.

Сочинили Есения Жук и её семья.

РАССКАЗ О БЕЛОМ МЕДВЕЖОНКЕ.

Где-то, далеко в Арктике, среди белых снегов, рядом с ледовитым океаном. Жил был со своей мамой, маленький белый медвежонок по имени Снежок. У него была одна большая мечта побывать в сибирской тайге и увидеть зелёные сосны, попробовать вкусную ягоду-малину и познакомиться со своими бурыми братьями, сибирскими медведями. Каждый вечер перед сном он просил свою маму рассказывать ему, что нибудь о его заветной мечте: зелёном лесе.

И вот однажды после такого рассказа ему приснился очень странный сон. Как будто он каким-то волшебным способом очутился в сибирской тайге. Он очень этому обрадовался начал бегать по лесу нюхать цветочки, трогать лапкой зелёную травку, пробовать на вкус малинку, ему казалось, что счастливее его нет никого на белом свете. Но вдруг из-за кустов появился охотник. Он по привычке упал на землю и закрыл лапой нос. У себя в Арктике он всегда так прятался от охотников. Но в этот раз почему-то ничего не получилось, охотники всё равно его увидели и нацелили на него ружьё.

В этот момент Снежок проснулся, и только теперь, наконец, понял, что каждый рождается именно в том месте, где ему легче всего выжить.

Сочинили Илья Пуклич и его семья.

НА ДАЛЁКОМ СЕВЕРЕ.

На дальнем Севере, за полярным кругом, почти на северном полюсе, жила – была белая медведица.

Однажды в весеннее время года у неё родились два маленьких медвежонка. Она стала учить их, как ловить рыбку, тюленей. Они хорошо плавали и не боялись холодной воды и северных морозов, потому что у них густой и тёплый мех.

Скоро медвежата выросли, в таких же больших медведей, как и их мама. У них были большие и сильные лапы, большая голова, огромные зубы и когти. Они научились ловить рыбку, тюленей, моржей.

Вскоре они ушли от своей матери медведицы и у них самих появились такие же медвежата, какие они были сами.

Сочинила Яна Стольникова и её семья.

Мы стараемся научить малыша правильно дышать, выразительно говорить, не торопиться при речи. Родителей обычно волнует то, как  ребенок произносит звуки. Приходя на прием к логопеду, мама часто обращается с просьбой «исправить дефекты», «поставить звуки». Основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется «физиологическим косноязычием» и не подлежит исправлению. Если будет необходимость  с логопедом вы встретитесь позже, а в данном возрасте закрепляйте произношение звуков, которые должны быть у ребенка. Проверяйте, у вашего ребенка следующие звуки: «п», «б», «т», «д», «к», «г», «х», «ф», «в», «м», «н», «с», «з».

 Для этой работы вам понадобятся определенное количество картинок, иллюстраций, игрушек и текстовый материал – чистоговорки, потешки, стихи, загадки, сказки.

Предлагая малышу сюжетную картинку, с изображением предметов, содержащих в названии звук, который вы закрепляете, не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть называет, составляет рассказ. Лучше помогите рассказу стать естественным, живым.

Итак, к 4 годам ваш малыш:

- Владеет словарем примерно в 1500 слов.

- Начинает употреблять сложные упражнения.

- Говорит предложениями из 4-5 слов.

- Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?».

- Использует выражения типа: 2я думаю, что…». И «я надеюсь, что…»

- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

- Правильно произносит звуки

Логопеды всегда советовали обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова.  На шестом году ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств. Речь идет о прилагательных в сравнительной степени, о наречиях, о передаче оттенков цвета. Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначаются словом «горячий». А вот кастрюля с сваренным борщом гораздо горячее. Попутно проводите инструктаж по соблюдению правил безопасности, что можно трогать, а что нельзя. Ребенок обычно осваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется организация живого знакомства с названиями также учить ребенка живому общению со словом. Как сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даете ребенку апельсин, весь круглый, крепкий, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что похож апельсин? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Предлагайте ребенку придумать рифмы. Ваша цель – не обучение стихосложению. Вы просто даете возможность ворошить слова, перебирать их, подбирать наиболее точные варианты. Например, так:

Если мамы дома нет-

Кто сготовит нам   (обед)?

Нужно мамочке помочь –

Помогает маме  (дочь).

Дочь наварит свежих щей,

В щи положит    (овощей).

Будет сытно, будет вкусно,

В щи порезана   (капуста).

Ножик режет очень ловко –

В щи отправилась   (морковка).

И, конечно же,   (картошки).

Чтобы вышли щи на славу,

Добавляем мы   (приправу).

Только входит мама в дом –

Мы к столу ее  (ведем).

Логопеды неоднократно говорили, что ребенку нужно видеть, воспринимать предмет или явление для того, чтобы обозначающее его слово вошло в речь. На шестом году уже можно и обойтись без организованного показа, ребенок наблюдает сам и сам делает выводы об увиденном. Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра «Подбери слово.

Щука плавает, а снегирь?  (летает).

Гусеница ползает, а заяц?    (скачет)

Журавль курлыкает, а ворона?   (каркает)

Мышь живет в норе, а сова?    (в дупле)

Самолет летит в небе, а корабль?   (плывет по морю)

Медведь любит мед, а заяц?   (морковку)

Карась плавает в пруду. А дельфин?   (в море)

У кошки котята, а у собаки?   (щенки)

Ребенку нравиться примерять к своей речи новые слова,. Словообразование великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые возможности маленького человека растут стремительно.

Игра «Объяснялки»

Животные, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками (кенгуру)

Сумка для школьных принадлежностей   (портфель)

Детеныш свиньи  (поросенок)

Инструмент для копания  (лопата)

Птица, которая всех будит по утрам  (петух)

Рассказывая, ваш ребенок не только передает информацию, но и показывает, как он сам относится к тому, что говорит. Старайтесь развивать это, интересуйтесь мнением ребенка, спрашивайте, почему он так думает.

6. Педагогический пробег «Что, когда и почему?»

(план-конспект для педагогов)

Цели и задачи:

-Уточнение знаний педагогов, развитие их компетентности;

-Развитие умения обсуждать и согласовывать с другими предложенные ответы на вопросы;

-Контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения;

Правила игры:

-уметь слушать других

-вырабатывать общее решение вопроса

-принимать активное участие в игре

-соблюдать культуру речи и тактичность

-придерживаться регламента

Ход игры

Психологическая настройка на творческую работу.

Выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагаются два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.

Упражнение 1. «Удобное средство». Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, свои мысли и чувства выразить на рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.

Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.

Упражнение 2.«Почемучка». Для упражнения нужен слайд остросюжетного содержания. Выполняется упражнение на полукруге перед аудиторией воспитателей, предлагается внимательно рассмотреть картину, дать ей название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно по кругу. Активизируется способность  к постановке проблем, воображение, внимание.

Ведущий представляет команды, и предлагает всем занять свои места. Напоминает правила игры.

Разминка

Капитаны команд кидают кубик с цифрами и получают для своей команды вопрос:

«Основные виды рассказывания, методика проведения занятий

  • Пересказ литературных произведений.
  • Рассказывание по игрушке.
  • Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.
  • Рассказы из опыта детей.
  • Творческие рассказы.

2 Методы работы с детьми

  1. Планирование работы по формированию связной речи у дошкольников.
  2. Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи. Создание условий,  способствующих  формированию у  детей связной речи.

Рубрика «А знаете ли Вы?»

  1. Ведущий предлагает выбрать из 2 матрешек, одну в которой находятся два вопроса для команды
  • Каковы основные достижения в развитии связной речи старшего дошкольника?

(На первое место выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

  • Назовите главные задачи речевого развития?

(Развитие словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование разговорной (диалогической) речи, обучение рассказыванию (монологической речи), ознакомление с художественной литературой, подготовка детей к обучению грамоте)

  • Перечислите функции речи старшего дошкольника?

(Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь – область удовлетворения деловых, познавательных способностей, личностных потребностей ребенка.)

  • Назовите методы и приемы развития связной речи

Методы

Наглядные методы - метод наблюдения и его разновидности:осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов. Если нет возможности рассмотреть натуральные предметы, то используют: изобразительные средства и рассматривание игрушек, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Словесные методы: художественное слово. Чтение художественных произведений, рассказ, заучивание наизусть, пересказ.

Практические методы: дидактическая игра – с наглядным материалом и словесные, игры-занятия, игры-инсценировки этического характера.

Приемы

Словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопросы: репродуктивные, поисковые.Наглядные приемы: показ игрушки, картинки, движения или действия, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.

Игровые приемы, эмоциональность и т.д.

  1. Музыкальная пауза

 Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Игровой тест включает в себя игровое поле (см. вторую сторону обложки), фишки (по количеству играющих), кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (3 набора).

Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберется до удава.

Если играющий попадает на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход..

Если играющий попадает на синюю или зеленую клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные на синей или зеленой карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ.

Вопросы Красные карточки

  1. Назовите формы речи, (диалогическая и монологическая)
  2. Какие разновидности предложений. используются в диалоге? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

  1. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).
  2. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Синие карточки

  1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? (описание)
  2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? (описание)
  4. Какой текст отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющими варьировать, переставлять местами его компоненты? (описание)
  5. Для каких текстов используется лучевая связь? (описание)
  6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование)        
  7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)
  8. Назовите структуру повествования, (завязка, кульминация, развязка)
  9. Назовите основные типы повествовательных текстов, (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т. д.)

  1. Как  называется  текст,   включающий  причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (рассуждение)
  2. Назовите структуру рассуждения, (тезис, доказательство, вывод)

Зеленые карточки

  1. Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.  

1.Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.

  1. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
  2. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
  3. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.

II

  1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
  2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.
  3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.
  4. Подвести детей к воспроизведению текста.

III

  1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.
  1. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.
  2. Учить детей рассказывать по образцу.
  3. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинам.

IV

  1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.
  1. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.
  2. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.
  3. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

V

  1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?
  2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
  3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

Игра «Советчик на минутку» Цель: разработать несколько идей и предложений для  решения проблемы, например: что мешает мне организовать педагогическое просвещение родителей по развитию связной речи своих воспитанников?

Делим всех педагогов на подгруппы из 4-5 человек. Каждый педагог в своей подгруппе на листке бумаги формулирует трудности, которые мешают ему организовать педагогическое просвещение родителей: не знаю, что является содержанием педагогического просвещения, не знаю основных методов и приемов в работе с родителями по педагогическому просвещению, какова моя роль в данном процессе? И др.

После формулирования и записи вопроса, педагог передает свою записку соседу справа. Последний должен прочитать только что полученный вопрос и набросать внизу первые мысли, которые пришли в голову в отношении поставленного вопроса. На формулирование идей дается всего одна минута. Необходимо повторять передачу записок каждые 60 сек., пока не вернется его записка. Вопросы для обсуждения: 1. Есть ли польза от полученных решений, идей, мыслей? Почему? 2. Возникают ли у вас в  связи с этими предложениями другие идеи или варианты? 3. Можно ли выделить общие взгляды на представленную проблему?

Затем каждая подгруппа обсуждает полученные результаты и делает общий вывод о том, что же мешает данной подгруппе организовать педагогическое просвещение родителей

Речь и коммуникативное поведение воспитателя

Упражнение 1. Произнести текст: «Однажды в студеную зимнюю пору…»:

  • Шепотом
  • С максимальной громкостью
  • Волнообразно
  • Как будто вы страшно замерзли
  • Как будто у вас во рту горячая картошка
  • Как  5-летняя девочка

Упражнение 2. Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте! С разными оттенками:

  • Страха
  • Удовольствия
  • Дисциплинированности
  • Удивления
  • Упрека
  • Радости
  • Неудовольствия
  • Достоинства
  • Иронии
  • Безразличия

  1. Подведение итогов игры

7. Родительское собрание подготовительная группа «Речевой калейдоскоп».

Цель:

  1. Развитие словотворчества детей.
  2. Обучить родителей проведению словарных игр и тренингов.
  3. Совершенствовать работу с семьей.

Форма проведения: Викторина для детей и родителей.

Предварительная работа: Сочинить сказку вместе с детьми. Видео съемка детей «Объяснялки».

Материал и оборудование: Дипломы семьям активно учавствующим в коррекционной работе с детьми. Призы за лучшие сказки. Музыкальный центр. Шары для украшения зала.

Ход викторины.

  1. Логопед: Ребята скажите, что такое калейдоскоп? Сегодня мы будем играть в разные игры. Но необыкновенные игры, а со словами. На нашем празднике будут слова играть, сверкать и переливаться, как в настоящем калейдоскопе. Итак, мы делимся на две команды и придумываем название каждой из них. Посмотрите, какой красивый принесла конверт нам птица Говорун. А в письме задание.
  2. Игра «Попробуй угадай» Участникам предлагается с завязанными глазами назвать предмет. Победит тот, кто лучше всех опишет фант (шоколад, апельсин,  духи, чупа-чупс,  ваниль)
  3. Физкультминутка «Цапля». Дети и родители становятся на одну ногу, руки в стороны. Удерживаем равновесие. Затем закрываем глаза.

Очень трудно так стоять

Ногу на пол не спускать.

И не подать, не качаться.

За соседа не держаться.

4.Представление своих сказок родителями идетьми

5. Просмотр фильма «Объяснялки»    

Анкета.

Уважаемые родители! Постарайтесь максимально откровенно ответить на следующие вопросыпозволяющие выявить проблемы развития связной речи у детей.

  1. В каком возрасте Ваш ребенок стал говорить фразами и простыми предложениями?

     ________________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка старшие братья, сестры?

     ________________________________________________________________________

  1. Читаете ли вы ребенку на ночь? Если да то какие произведения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какого возроста ребенок начал делиться с вами впечатлениями о просмотренных им мультфильмах, прочитанных сказках или событиях в жизни (день рождения, ссора с другом и так далее).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы понимаете для себя термин «Связная речь»?

___________________________________________________________________________

  1. Вы удовлетворены уровнем развития речи Вашего ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Ваш ребенок хороший собеседник? Он умеет слушать, рассказывать, вести диалог?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выделите все положительные и отрицательные стороны в речевом общении с ребенком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько времени в день ребенок проводит у компьютера, телевизора?

______________________________________________________________________

  1. Какой должна быть речь будущего первоклассника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Нищева Н Будем говорить правильно.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Нищева Н. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Нищева Н. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Нищева Н Играйка 1. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.

Нищева Н. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка 3. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка 5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Нищева Н. Комплект книжек-раскрасок.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Нищева Н.В. Любимые сказки. Гуси-лебеди. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

Нищева Н.В. Любимые сказки. Заюшкина избушка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

Нищева Н.В. Любимые сказки. Три медведя. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

Нищева Н Мой букварь.- СПб., 2004

Нищева Н Развивающие сказки. — СПб., 2005.

Нищева Н.   Разноцветные сказки.— СПб., 2005.

Нищева Н Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. — СПб., 2006.

Нищева Н Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2005.

Нищева Н. Тетради для средней логопедической группы детского сада №1, №2, №3.— СПб., 2006.

Нищева Н. Тетради для старшей логопедической группы детского сада №1, №2. — СПб., 2006.

Нищева Н. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1, №2.— СПб., 2006.

Бекина С, Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. — М., Просвещение, 1983.

Боромыкова О. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. — СПб., Акцидент, 1999.

Буренина А.   Ритмическая пластика.— СПб., 1994.

Вихарева Г. Песни и развлечения для самых маленьких.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Вихарева Г   Песенка, звени! — СПб., Акцидент, 1999.

Вихарева Г. Пестрые страницы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

Волкова Г.   Логопедическая ритмика.— М., 1985.

Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-я часть).— СПб., 1993.

Волкова Г Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.— СПб., 2003.

Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.— М., 1989.

Гоголева В. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4—7 лет. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Гусарова Н Беседы по картинке. Времена года.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1996.

Детство: План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1997.

Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Стер-киной. — М., 1996.

Жукова Н, Мастюкова Е., Филичева Т. Общее недоразвитие речи.— М., 1996.

Жукова Н, Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., 1990.

  1. Зарицкая Е. Земля полна чудес. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. Селиверстова.— М., 1981.
  3. Каменская В. Детская психология с элементами психофизиологии. - М., ФОРУМ - ИНФРА-М, 2005.
  4. Кириллова Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Сборник конспектов похореографии

В сборнике представлены конспекты хореографических занятий для детей 5-7 лет....

Презентация "Сборник учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ"

В данном пособиии представлены дидактические игры и игровые пособия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник материалов Межрегионального экспертного семинара по апробации учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования

laquo;Великая цель образования –это не знания, а действия»Г. Спенсер  Это высказывание чётко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупнос...

Сборник учебно-методических материалов "Импульс"

В сборнике собраны интересные конспекты занятий, мастер-классов, мероприятий, которые можно попробовать провести с Вашими детьми....

Учебно-методический сборник по формированию привычки здорового образа жизни «Секреты здоровья».

Предлагаю сборник по формированию привычки здорового образа жизни, в котором собраны мои конспект и сценарии, прошедшие аппробацию....

Учебно-методический сборник "Социально значимых проектов детей первой младшей группы"

Данная методическая разработка представляет собой сборник из трёх педагогических проектов для развития детей раннего дошкольного возраста.Социально значимый проект «Цветные фантазии»Социал...


 

Комментарии

Чистякова Татьяна Анатольевна

Вы просто умница! Такую работу проделали! Так держать!

Велижанцева Татьяна Викторовна

Спасибо большое за ваш комментарий и поддержку, буду и дальше стараться!