Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

«Радость словотворчества - самая доступная

 для ребёнка интеллектуальная одухотворённость…»

В.Сухомлинский.

Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность.

Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. 

 

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_noyabr.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве

детей старшего дошкольного возраста.

«Радость словотворчества - самая доступная

 для ребёнка интеллектуальная одухотворённость…»

В.Сухомлинский.

Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность.

Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. 

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Формы организации детей:

-работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу или по роли.

-деятельность в микрогруппах совместно действующих детей; здесь дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего проекта, от работы каждого члена группы.

        В процессе любой деятельности дети учатся сотрудничать друг с другом и с педагогом, т.е. в полной мере воплощаются идеи диалога «ребёнок-сверстник», «ребёнок-взрослый». На моих подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях дети сотрудничают и со мной, и друг с другом, потому что цель таких занятий: развитие коммуникативной стороны речи.

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. В дошкольном возрасте через разные формы сотрудничества ребёнок должен овладеть речевым творчеством.

Вообще, проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время всё чаще привлекает внимание философов, психологов и педагогов. С одной стороны, общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны, в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

        Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

        Выделяют следующие виды речевого творчества:

*пересказ с элементами выдумки и фантазии (например, знакомый герой в новых обстоятельствах);

*сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам; сочинительство сказок из стишков, из загадок, из потешек ;

*составление рассказов, сказок из личного опыта;

*составление сюжетных повествовательных рассказов по определенной теме;

*речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

Сборник игр и упражнений для развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Целью  сборника является: развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров....