Презентация "Использование элементов по программе ТРИЗ в логопедической работе".
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

В презентации предлагаются методы работы по методике ТРИЗ на логопедических занятиях. Включение упражнений в повседневную логопедическую практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект для детей дошкольного возраста “ Логопедические занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ ” . Учитель-логопед Чепуркина Виктория Викторовна

Слайд 2

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. В дошкольном возрасте важно не упустить раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии является развитие мышления, гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, речи и творческого во С детьми-логопатами 5-6 –летнего возраста в логопедические занятия включены элементы программы ТРИЗ. Предполагается свободное общение в виде диалога. В результате возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательный интерес, у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию, речь становится более разнообразной и логичной. Содержание : 1.Актуальность . 2.Технология . 3.Работа с детьми: - тематическое планирование, диагностическое исследование, итоговая совместная деятельность. 4.Работа с родителями: план работы с родителями, самостоятельная работа родителей с детьми. Актуальность : использование в логопедической работе теории решения изобретательских задач. Работа актуальна, так как может проводиться с детьми 5-6 лет, в подгруппе детей в логопункте или индивидуально. Степень новизны. В данном проекте предлагается проводить развитие связной речи через проведение упражнений с элементами ТРИЗ.

Слайд 3

Цель проекта : развитие мышления, гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, речи и творческого воображения. Данная работа направлена на решение следующих задач : - развитие связной речи у дошкольников, - грамотное согласование частей речи по родам, числам падежам, - автоматизация поставленных звуков в речи, - повышение мотивации к логопедическим занятиям. Ожидаемый результат: -развитие связной речи, -коррекция грамматического строя речи, - автоматизация поставленных звуков в речи. Тип проекта – информационно- практико-ориентированный, долговременный . Участники – учитель-логопед, дети группы № 13 в логопункте , их родители.

Слайд 4

Подготовительный : - поиск и анализ проблемы, планирование проектной деятельности (тема, цель, задачи) ; - подбор литературы, изготовление пособий, разработка дополнений к домашней игротеке для работы родителей с детьми . Результаты деятельности: -определение оптимального способа достижения цели проекта. Пошаговое планирование работы. Основной этап. Систематические логопедические занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ. В подгрупповые и индивидуальные занятия вводятся беседы по программе ТРИЗ по лексическим темам: ”Времена года”, “Фрукты”, “Овощи”, “ Ягоды”, “Грибы”, “Части лица и тела”, “Посуда” и др. Автором разработана парциальная программа (дополнения к конспектам занятий). Вопросы на закрепление пройденного материала оформлены в домашнюю игротеку для работы детей с родителями. Для повышения интереса к занятиям вводится персонаж (Пуча), который помогает решать с детьми проблемные ситуации.

Слайд 5

Целями упражнений с элементами ТРИЗ основного этапа являются: -систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, -активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать их знания о явлениях природы, -развивать умение прогнозировать: формировать навык вариативного мышления, развивать воображение, умение фантазировать, - познакомить с моделью анализа объекта “Системный лифт”, обучать использовать модель для анализа объекта, -систематизировать восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей, познакомить с приемами сочинения загадок, -активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации, формировать понимание относительности размера, систематизировать знания детей о размерах животных, -систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, активизировать использование антонимов в речи, -систематизировать знания детей о военных профессиях, -учить выделять противоположные и похожие признаки объектов.

Слайд 7

Дома с родителями детям рекомендуется : -охарактеризовать два- три предмета или явления (согласно тематическому плану занятия), называя их положительные и отрицательные качества, -Нарисовать или назвать (родители записывают) в “системном лифте” место – предмет – часть какого-либо предмета или живого существа и расположить его - на первом этаже, сам объект - на втором этаже лифта, а место – на третьем. -Придумать загадку (или вспомнить из занятия) о предмете. Для этого надо назвать части этого предмета, а затем - на что они похожи. -Проанализировать размер животного (по выбору) – для кого оно маленькое или большое. -Поговорить дома о профессиях, называя, что в той или иной профессии хорошего или плохого.

Слайд 8

Заключительный этап. В результате логопедических занятий с элементами ТРИЗ у детей -систематизированы навыки классификации предметов по внешним признакам, знания о явлениях природы, -сформирован навык вариативного мышления, - освоена модель анализа объекта “Системный лифт” и ее использование на практике, - систематизировано восприятие объектов как совокупность взаимосвязанных частей, усвоены навыки сочинения загадок, - активизировано мышление путем разрешения проблемной ситуации, сформировано понимание относительности размера , -систематизированы знания детей о размерах животных , о сезонных изменениях в природе , о военных профессиях, -активизировано использование антонимов в речи. Научись выделять противоположные и похожие признаки объектов, получила развитие связная речь , улучшилось состояние грамматического строя речи. Автоматизированы свистящие, шипящие и сонорные звуки в речи. В процессе решаемых на занятиях задач развивалось мышление, творческое воображение. Эффективность коррекционной работы была достигнута за счет самостоятельной исследовательской деятельности детьми.

Слайд 9

Литература. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. -М.: Просвещение, 2009. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- С-Пб ., “Детство-пресс”, 2009 . Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: Пособие для воспитателей дет. дошк . учрежд ., препод . сред. и высш . пед . учеб. заведений.Науч.-метод . центр развивающего образования N242 "Садко", 2008. Паркачева С. Формирование диалектического мышления дошкольников и младших школьников путем разрешения противоречий в сказочных ситуациях РЦ НТТУ, отд. ТРИЗ,2007.

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТРИЗ в логопедической работе!"

Предложенный материал содержит подробное описание методов, приемов и игр ТРИЗ-технологии Г.С.Альтшуллера, адаптированных для воспитанников с речевыми нарушениями по коррекции звукопроизношения, формир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...

«Использование элементов литотерапии и ароматерапии в логопедической работе с дошкольниками».

Современные  технологии становятся эффективным средством коррекции речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к ...

Выступление на семинаре по теме "Проектная деятельность с элементами программы ТРИЗ в логопедической работе"/

Педагог объясняет основные направления работы по системе ТРИЗ. Даются цели занятий по определенным темам, конспекты их проведения. Примеры заданий для домашней игротеки и работы детей с родителями....

"Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"

quot;Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе"...

"ТРИЗ в логопедической работе!"

quot;ТРИЗ в логопедической работе!"...

Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе

Эта технология очень интересна и увлекательна — стоит только поглубже с ней познакомиться. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: • ак...