Календарное планирование в младшей логопедической группе (на примере октября месяца)
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Разработанное мною календарное планирование предусмотрено для работы с детьми с общим недоразвитием речи младшего возраста. Оно охватывает развитие неречевых и речевых психических функций. В связи с этим может использоваться как учителями-дефектологами, так и учителями-логопедами. В своей основе мое планирование опирается на программу М

В последние годы все большую актуальность приобретает  работа учителя-логопеда  в младшей логопедической группе детей с общим недоразвитием речи (четвертый год жизни ). У этих детей нарушены все компоненты речи.

Подгрупповые занятия (по 3-4 человека) в младшей логопедической группе я провожу по понедельникам, вторникам и четвергам. Планирование разработано как для сильной, так и для слабой подгруппы. Продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Обучение в младшей логопедической группе можно разделить на три периода: 1 период- сентябрь, октябрь, ноябрь; 2 период- декабрь, январь, февраль; 3 период – март, апрель, май, июнь.

В сентябре проводится диагностические обследования детей, заполняются диагностические карты, проводится мониторинг всей группы.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача учителя-логопеда в этот период – вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и реальные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруднено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie_oktyabr.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь

Речевые психические функции

Мышле-ние

ЭМП

Фонетич. подсисте-ма

Фонема-тич. подсисте-ма

Лексиче-ская подсисте-ма

Грамма-тич. строй речи

Семан-тика речи

I неделя

"Чем отличаются?" (фрукты)

"Формирование понятий один - много"

Чтение сказки

Н.В.Новотор-цевой "О весёлом язычке"

Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции. Песенка

"А-а-а".

"Фрукты" (яблоко, груша, слива, банан)

Яблоко - [ое]

Груша - [ая]

Банан - [ый]

Формирова-ние видового понятия "фрукты". Допустима ориентация на слух.

"Чудесный мешочек"

Величина предметов: большой - маленький

"Фрукты" (яблоко, груша, слива)

Уметь отвечать на вопросы: "что это?", "куда положить?"

"Сложи узор" (из 3-х кубиков)

"Один - много - ни одного.

 День - ночь"

Закрепление сказки:

"О веселом язычке"

Стихотворе-ние "Лягу-шата":

5 зеленых лягушат в воду броситься спешат-испу-гались цапли. А меня они смешат. Я же этой цапли не боюсь ни капли.

Яблоко, груша, слива, банан (помыть, разрезать, съесть, положить, купить, угостить)

"Назови ласково".

Отработка предлогов

С фруктами можно совершать разные действия.

"Сложи узор" (из 2-х кубиков)

"Один - много"

Закрепление сказки:

"О веселом язычке"

Яблоко, груша, слива (помыть, съесть, положить)

"Назови ласково".

Отработка предлогов в, на.

Сложение картинки из 3-х - 4-х частей

Формирование понятия "от себя": ручки вверх, вниз, левая, правая.

"Вверх, вниз, много, один"

Упражнения для закрепления артикуляционного аппарата: "Птенчики", "Лопаточка", "Чашечка"

Спросить у детей: "Как называется птица?", "Кто спешит броситься в воду?", "Кто не боится цапли?" (с акцентом на [а])

"Овощи" (картофель, капуста, морковь, свекла)

Отработка окончаний:

картофель коричневый [ый];

капуста белая [ая].

Формирова-ние видового понятия "овощи". Ориентация на слух.

Сложение картинки из 2-х частей

"Овощи" (капуста, морковь)

Октябрь

Речевые психические функции

Мышле-ние

ЭМП

Фонетич. подсисте-ма

Фонема-тич. подсисте-ма

Лексиче-ская подсисте-ма

Грамма-тич. строй речи

Семан-тика речи

II неделя

"Рамки Монтессори" (10-12)

Закрепление "один - много, счёт до 3-х, большой - маленький"

"Иголочка", "Горка", "Трубочка", "Грибок"

Закрепление [а] в словах. Как квакают лягушки (ква-ква).

Что вы говорите врачу, когда он смотрит горлышко? Как гогочет гусь? (га-га)

Овощи - помыть, купить, нарезать, сварить, собрать, вытащить.

"Один - много"

С овощами можно совершать разные действия.

"Рамки Монтессори" (3-5)

"Один - много - ни одного", "большой - маленький"

"Иголочка", "Горка", "Трубочка"

Овощи - помыть, купить, нарезать, сварить..

"Один - много"

"Чудесный мешочек" (на ощупь)

Счёт до 3-х, большой - маленький, длинный - короткий

Повторить все упражнения для языка (статистич.)

Как лает собачка? (гав-гав-гав)

"Овощи растут на огороде"

Отработка родительного падежа.

Им.п.-морковь,

Р.п.-моркови.

Огород - то место, где выращивают овощи.

"Чудесный мешочек" (что достал - назвать)

"Много - один", "день - ночь"

"Грибок".

Повторить "Иголочка", "Горка", "Трубочка"

А-а-а, - заплакала Алёнка.

На,- сказала ей сестрёнка.

Алый цвето-чек сорвала и Алёнушке дала.

"Овощи растут на огороде"

Закрепление ед. и множ. Числа. Отработка предлогов у, под, в, на.

Огород - то место, где выращивают овощи.

"Сложи узор " (из 3-х кубиков)

"Много-один- ни одного. Форма- круг-, боль-шой, малень-кий"

Закрепить статистич. упражнения лдя языка "Птенчики", "Лопаточка"

"Хлопни в ладошки, когда услышишь песенку язычка [а]."

С-б-а

К-т-а

Р-н-а

"Фрукты растут в саду"

Отработка родительного падежа. Закрепление ед. и множ. Числа.

Сад - то место, где выращивают фруктовые деревья.

"Сложи узор " (из 1-2-х кубиков)

"Много-один- ни одного. Форма- круг- боль-шой, малень-кий"

"Чашечка", "Иголочка", "Горка", "Трубочка", "Грибок"

"Фрукты растут в саду"

Отработка предлогов в, на, у, под.

Октябрь

Речевые психические функции

Мышле-ние

ЭМП

Фонетич. подсисте-ма

Фонема-тич. подсисте-ма

Лексиче-ская подсисте-ма

Грамма-тич. строй речи

Семан-тика речи

III неделя

"Подбери пару" (по цвету)

Закрепление формы круг. Разный цвет, размер, выбор самого маленького, большого, среднего.

Динамические упражнения для языка: "Маятник", "Змейка", "Качели".

Повторить: "Птенчики", "Лопаточка".

"Хлопни ладошки, когда услы-шишь [а]".

С-б-а

К-в-а

Р-н-а

+ стихотворе-ния "Лягушата" и "Алёнушка"

"Фрукты - овощи"

Отработка падежных окончаний.

Закрепление понятия "фрукты - овощи"

"Подбери пару"

"Фрукты" - покажи; "овощи" - покажи.

Отработка падежный окончаний ед. и мн. числа.

"Пирамидка"

Ориентир от себя (вверх, вниз, влево, вправо)

"Спрячь конфетку", "Почистить зубы", "Катушка".

Повторить: "Чашечка", "Иголочка"

"Игрушки" (кукла, машина, пирамида, матрёшка)

Различение значения приставок в страдатель-ных причастиях: кукла - одета, раздета;

пирамида - разобрана, собрана;

матрёшка - разложена, сложена;

машина - открыта, закрыта.

Игрушки разные, но с ними можно играть.

"Пирамидка"

Временные понятия: день, ночь, утро, вечер.

Учить акцентированно произно-сить звук [а].

"Игрушки" (по мере усвоения)

"Пирамидка"

Форма: квадрат (большой, маленький и цвета)

"Лошадка", "Гармошка".

Повторить: "Горка", "Трубочка", "Грибок".

Каждое упражнение 6-8 раз.

Звук "у".

Обучение правильной и чёткой артикуляции.

"Игрушки": играем, ломаем, одеваем, кладут спать, строят гараж, складывают, разбрасывают, собирают.

С игрушками можно совершать разные игровые действия.

"Пирамидка"

Квадрат. Нахождение квадрата среди фигур.

Способство-вать правильному и чёткому произнесению [у] в словах и фразовой речи.

Закрепление предлогов: машина у гаража, едет по дороге.

Октябрь

Речевые психические функции

Мышле-ние

ЭМП

Фонетич. подсисте-ма

Фонема-тич. подсисте-ма

Лексиче-ская подсисте-ма

Грамма-тич. строй речи

Семан-тика речи

IV неделя

Матрёшка из 3-х

Игра "Найди фигуру (круг, квадрат) с учетом цвета"

"Маляр", "Вкусное варенье", "Оближем губки"

Игра "Поезд"

Слон

Дали туфельку слону, взял он туфельку одну. И сказал: "Нужны пошире, и не 2, а все 4"

"Фрукты" - апельсин, лимон, виноград, гранат.

Учить детей различать, кому из них надо совершать действие (с фруктами).

Продолжение формирования видового понятия "фрукты" (расширение)

Матрёшка из 2-х

"Найди фигуру без учета цвета (круг, квадрат)"

Повторить: "Маятник", "Змейка"

Закрепление изучения фруктов - яблоко, груша, банан, слива+ новое.

Сложение картинки из 3-х частей.

Счёт до 3-х.

День - ночь, утро - вечер.

Упражнения для губ: "Улыбочка", "Заборчик"

Повторение стихотворения "Слон". "Что он делал?", "Что сказал слон?"

Овощи: помидор, огурец, перец, лук.

Закрепление предлогов у, над, под. 

"Один - много"

(по теме "овощи").

Продолжать расширять видовое понятие "овощи".

Сложение картинки из 2-х частей.

Один - много, день - ночь.

Повторить: "Качели", "Спрячь конфетку"

Прочитать стихотворение ещё раз.

Закрепление изучения овощей + новое, что возьмут.

"Рамки Монтессори" (10-12)

Дифференциация фигур: круг, квадрат, по цвету и размеру.

"Трубочка", "Хоботок".

Повторить: "Почистить зубы", "Катушка", "Лошадка"

Как мычит корова? (му-му).

Как кукует кукушка? (ку-ку).

"Овощи - фрукты"

закрепление всех действий, которые можно производить с фруктами и овощами.

Закрепление родительного падежа в игре "Чудесный мешочек" (фрукты, овощи).

Со всеми овощами и фруктами можно совершать разные действия. Они вкусные и полезные.

"Рамки Монтессори" (6-7)

Нахождение круга, квадрата по цвету.

Выучить сти-хотворение.

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поёт кукушка:

Ку-ку-ку-ку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование в подготовительной логопедической группе на Апрель

Календарное планирование в подготовительной логопедической группе на Апрель по лексическим темам "Зоопарк","Космос", "Рыбы", "Цветы"....

Календарное планирование в старшей логопедической группе на неделю по теме "Наша Армия"

Вашему вниманию предлагается календарное планирование в старшей логопедической группе на неделю. Тема недели "Наша Армия". В работе описана предметно - пространственная развивающая среда.Зад...

Календарное планирование в младшей разновозрастной группе

Планирование на сентябрь (две недели) 2018- 2019 учебный год....

Календарное планирование в старшей логопедической группе "Лето. Насекомые"

Планирование для воспитателей старшей логопедической группы...

Календарное планирование в младше-средней группе "Капельки"

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на октябрь 2022г....

Календарное планирование в младше-средней группе "Капельки"

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы....