Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в подготовительной группе ДОУ
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Реутина Ирина Николаевна

Файл содержит практический материал - игры, задания, упражнения, стихи для заучивания наизусть. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетрадь

вечерних занятий воспитателя

по заданию логопеда

в подготовительной к школе группе

«РЯБИНКИ»

2019 – 2020 г.

                                      Логопед: Реутина И.Н.

                                 Воспитатель: Чуприна Е.В.

Тема «Лето. Лес. Деревья»

1. Составление и распространение предложений о лете по картинкам.

2. Проведение беседы «Времена года. Лето». Называние примет лета (в неживой природе, в живой природе, в жизни человека). Разучивание стихов, загадок о лете.

3. Словесно-логическое упражнение «Так бывает или нет?» Например, летом мы катаемся на санках. Так бывает или нет? Зимой мы купаемся в море. Так бывает или нет? и т.д.

4.Дидактические игры:

1. «Какой лист?» Лист клена — кленовый лист...

«Какого дерева ветка?» Ветка сосны — сосновая ветка...  

«Какое полено?» Еловое, дубовое...

«Чьи плоды?» Желуди — плоды дуба...

2. «Назови ласково». Ель — елочка, дуб — дубок...

3. «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Клен, липа, ель, береза. - Лишняя картинка - ель. Ель -хвойное дерево.)

5.Называние лиственных, хвойных и плодовых деревьев. Узнавание по картинкам и называние людей различных профессий в единственном и множественном числе (повар — повара, поваров...).

6.Называние места работы людей различных  профессий (врач работает в больнице, учитель - в школе; лесник - в лесу...)        

7. Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: кисти, иголки...;

«Труд человека кормит, а лень портит»;

 «Уменье и труд все  перетрут»;

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»; «Дело мастера боится»;

«За всякое дело берись умело»;

 «Не начавши — думай, а начавши — делай»;

«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»;

«Семь дел в одни руки не берут»...

Тема «Осень. Хлеб» 

1.Проведение беседы по теме «Времена года. Осень». Составление и распространение предложений о приметах осени в неживой природе по картинкам.

2.Образование относительных прилагательных: поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле. Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле. Колосок пшеницы - пшеничный колосок. Колосок ржи - ржаной колосок. Мука из пшеницы - пшеничная мука. Мука изо ржи - ржаная мука. Хлеб из пшеницы - пшеничный хлеб.  Хлеб изо ржи - ржаной хлеб. Тесто из пшеничной муки - пшеничное тесто. Тесто из ржаной муки - ржаное тесто.

      3.Дидактические игры:

1. «Скажи наоборот» /подбор антонимов/:

Радостный – грустный,

Жара - ______________                Рассвет - ______________        

Ненастье - _______________        Яркий - _____________________

Светлый - ________________        Пасмурно - _________________

Сухой - __________________        Утро - ______________________

Часто - ___________________        

2. «Как еще можно сказать?» (подбор синонимов)

Тихий – (безмолвный, беззвучный, бесшумный)

Печальный - ______________        Красивый - _________________

Моросит (дождь) - _________         Унылая пора - _______________

Деревья нагие - _____________

3.«Сложи в одно слово» (развитие навыков словообразования).

Листья падают - листопад; ребенок, который идет в школу, -школьник; человек, собирающий грибы, - грибник и т.д. •

4. «Что за чем, что перед чем?» (По картинкам и без них — игра с мячом. «За летом — осень, за осенью — зима...; перед осенью — лето, перед летом — весна...»)

4. Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: лист, «золотая осень», «листья, как монетки»; «Сесть в лужу»; «Осень запасиха, зима — подбериха»; «Лето со снопами, осень с пирогами»; «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь»; «Осенью и воробей богат».

Тема «Овощи. Фрукты» 

1. Проведение беседы «Фрукты и овощи».

2. Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением (назвать ласково фрукты, овощи и их признаки:  красненькое яблочко, зелененький огурчик, кругленький помидорчик...)

3.Называние цвета, формы и размера фруктов и овощей.

4. Узнавание по картинкам и называние фруктов и овощей в единственном и множественном числе (яблоко — яблоки, огурец — огурцы...).

5. Дидактические игры:

1. «Разложим овощи и фрукты». Овощи - в ящик, фрукты - в корзину.

 Образец: Я положу в ящик репу, помидоры, огурцы... Я положу в корзину яблоки, сливы...

2. «Назови ласково». Используя карточки с изображениями овощей и фруктов и опорные карточки-символы (цвет, форма, вкус), составить словосочетания: «Лимон по цвету желтый, а лимончик - желтенький» и т.д.

3. «Сравните овощи» (закрепление сравнительной степени прилагательных):

Свекла - сладкая, а морковь – слаще.  

 Редька -  сочная, а помидор - __________

Дыня нежная, а арбуз - _______________

Петрушка – мягкая, а салат - ___________

Тыква – красивая, а редис - ______________

Перец – яркий, а морковь - _______________

Кабачок – плотный, а картофель - __________

Баклажан – твердый, а огурец - ____________

4. «Четвертый лишний». Объяснить почему. Как назвать остальные предметы одним словом?

- яблоко помидор, груша, слива

- баклажан, перец, лук, груша

- калина малина, крыжовник, апельсин

- мандарин, апельсин, лимон, слива

- ананас, кокос, груша, манго

Тема «Сад – огород»

1. Рассказать о том, как в саду и в огороде убирают урожай фруктов и овощей, что можно из них приготовить. (Составление  и  распространение предложений по картинкам.)

2. Речевая игра «Чему радовались огородник и садовод?» Огородник вырастил богатый урожай овощей. Он радовался помидорам, огурцам... Садовод вырастил богатый урожай фруктов. Он радовался яблокам, сливам...

3. Называние цвета, формы и вкуса ягод. Определение блюд, которые можно из них приготовить. Проведение беседы «Ягодки лесные, ягодки садовые».

     

      4. Дидактические игры:

        1. Речевая игра «Один — три — пять». Дети по картинкам с изображением овощей (фруктов) и карточкам с цифрами 1, 2, 5 составляют предложение по образцу: У меня пять яблок. У меня два огурца. У меня две сливы и пять репок.

        2. Словесно-логическая игра «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор.

        3. Речевая игра «Что с чем?» По картинкам и опорным карточкам (ящик и корзина) составить предложения по образцу: «Это помидоры. Ящик с помидорами. Это яблоки. Корзина с яблоками».

        4.         «Поварята». По картинкам и опорным карточкам-символам «приготовить» варенье и компот. Образец: У меня на картинке земляника. Я приготовлю земляничное варенье и земляничный компот.

Тема «Одежда и обувь»

1. Узнавание по картинкам и называние предметов одежды, обуви и головных уборов:

-в единственном и множественном числе (платья, куртки, ботинки, панамы...);

-ласково (брючки, юбочка, туфельки, сапожки, шапочка, кепочка...).                                                                                                   

2. Объяснение значений многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц: молния, рукав, стрелки, гардероб, язычок, шляпка, поля; «Встречают по одежке, провожают по уму»; «Не одежда красит человека, а добрые дела» и т.п.

3. Называние но картинкам слов-действий (шить, пришить, зашить, вышить...; надеть — одеть...). 

Речевая игра «Ателье»: дети выбирают кусочек ткани, картинку с предметом одежды и отправляются в ателье «делать заказ» этой вещи. Например: «Я хочу сшить из этого ситца сарафан кукле. У него должен быть карман на юбке...»

4. Дидактические игры:

        1. «Мамины помощники». Разложить картинки на три группы: одежда, обувь, головные уборы.

        2. «Мастерская». По картинкам рассказать о том, из каких частей состоят и из каких материалов сделаны предметы одежды, обувь и головные уборы. Образец: «У этого сапога есть подметка с каблуком, мысок, пятка и голенище на молнии. Эти сапоги сшили из коричневой кожи».

        3. «В мире моды». К доске поочередно выходят пары детей, выбирают картинки и составляют рассказы-сравнения о своих любимых предметах одежды, обуви и головных уборах.

5. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов одежды, обуви и головных уборов.

Тема «Посуда»

1. Проведение беседы «Зачем нужна посуда?»

2. Называние размера, цвета различных предметов посуды и частей, из которых они состоят (у чайника есть донышко, стенки, ручка, носик, крышка...).

Название материалов, из которых сделана посуда (глиняный кувшин, стеклянный стакан, фарфоровая чашка, чугунная сковорода...).

3. Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений различных предметов посуды.

4. Объяснение значений многозначных слов и образных выражений: стенки, дно, крышка...; «вести себя, как слон в посудной лавке»; «блестеть, как начищенный самовар» и т.п.

5. Дидактические игры:

        1. «Один и много». На столе стоит чашка, а в буфете много чашек...

        2. «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Чашка, тарелка, блюдце. буфет.)

        3. «В гостях у Гнома». С парами картинок: у Гнома есть чашечка и тарелочка...

6.  Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картинному плану.

Тема «Продукты питания»

1. Проведение беседы «Какие продукты питания бывают?»

2. Узнавание по картинкам и называние продуктов питания:

   -в единственном и множественном числе (сыр - сыры, огурец - огурцы, хлеб - хлебы, ...);

  - ласково (колбаска, мяско, молочко, ...).   

      3. Дидактические игры:

        1. Речевая игра «Один — три — пять». Дети по картинкам с изображением продуктов питания и карточкам с цифрами 1, 2, 5 составляют предложение по образцу: У меня пять яблок. У меня два огурца. У меня две сосиски и пять котлет.

        2. Словесно-логическая игра «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор.

     3. «Что лучше?».

Сахар вкусный, а конфета еще …….(вкуснее).                      

Хлеб мягкий, а булка еще …(мягче).    

Яблоко сладкое, а груша еще …..(слаще).

Суп густой, а каша еще …(гуще).

Клюква кислая, а лимон еще …(кислее).

Лимонад холодный, а мороженое еще …..(холоднее).

     4. «Что из чего приготовлено?» (на образование относительных прилагательных).

Если котлеты из мяса, какие они? (мясные).

Если каша из молока, какая она?  (молочная).

…….кисель из фруктов - ……..

……суп из овощей - …….

Если масло из подсолнечника, оно подсолнечное.

…….из льна - …..

…….из сои - …..

Если каша из овса, то она овсяная.

…….из  пшена - …….

4. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений продуктов питания.

Тема «Поздняя осень. Перелетные птицы»

1. Проведение беседы о смене времен года, их взаимосвязи (после осени — зима, перед осенью — лето и т.д.). Повтор названий осенних месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь). Начало осени — ранняя осень, золотая осень, а конец осени - называют поздней осенью. Определить приметы поздней осени: на небе тучи, моросят дожди, уже бывают заморозки, на деревьях нет листьев и т.п.

2. Узнавание по картинкам и называние перелетных птиц, особенностей их внешнего вида (размера, цвета и строения) и образа жизни. Напоминание о том, что тело птиц покрыто перьями. Называние цвета оперения перелетных птиц.

3. Называние перелетных птиц:

— в единственном и множественном числе (скворцы, ласточки, грачи...); — ласково (скворушка, муравушка, лебедушка...).

      4. Дидактические игры:

        1. «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Скворец. грач, голубь. журавль.)

                2. «Объяснялка». Объяснение значений многозначных слов и образных выражений: крыло, хвост, перо, лапа; «поет, как соловей», «зоркий, как орел», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» и т.п.

5. Беседа по теме «Как выживают птицы в природе». Называние имеющихся у птиц приспособлений для охоты и защиты от хищников (у хищных (плотоядных) птиц — мощный клюв и лапы с острыми когтями, зоркие глаза...; у водоплавающих птиц — лапы с перепонками, широкий клюв...; у лесных птиц — оперение защитного цвета...).

Тема «Домашние животные и их детеныши» 

1. Проведение беседы «Что мы знаем о домашних животных?» (определение: размера, цвета, строения и особенностей образа жизни каждого животного,  того, чем покрыто тело каждого животного, чем оно питается и какую пользу приносит человеку). Называние домиков, которые человек строит для домашних животных (конура, коровник, свинарник, конюшня, козлятник, овчарня, крольчатник...).

2. Узнавание по картинкам и называние домашних животных:

-        в единственном и множественном числе

(коза — козы, корова — коровы...);         

-ласково (козочка, кошечка...).

-называние мамы, папы и детеныша в каждой семье домашних животных. Определение того, как домашние животные голос подают.

3. Объяснение значения многозначных слов и образных выражений: рога, хвост, лапа; «Здоровый, как бык»; «Темная лошадка»; «Живут, как кошка с собакой»; «Собака на сене»; «Кошки дома нет — мышам воля»; «Собака лает — ветер носит»; «Держи собаку на цепи, а язык на семи»; «Доброму слову и кошка рада» и т.д.

      4. Дидактические игры:

        1. «Какие животные вышли погулять во двор?» Во двор вышли коровы, козы, лошади...

        2. «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Корова, лошадь, лиса, коза.)

        3. «Кто в каком домике живет?» Собака — в конуре, коровы — в коровнике...

        4. «У кого какой детеныш?» Выбрать подходящие картинки и составить предложения по образцу: У коровы детеныш — теленок. У кошки есть котенок, а у лошади — жеребенок.

5. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений домашних животных по картинкам и пунктам картинного плана.

Тема «Домашние птицы и их птенцы» 

  1. Проведение беседы «Домашние птицы и их птенцы». Определение строения, цвета домашних птиц и пользы, которую они приносят.

2.Узнавание по картинкам и называние домашних птиц, особенностей их внешнего вида (размера, цвета и строения) и образа жизни. Напоминание о том, что тело птиц покрыто перьями.

3. Называние домашних птиц:

— в единственном и множественном числе (петухи,  утки, гуси ...);

— ласково (курочка, уточка...).

--- «Кто живет в птичнике?» Дети составляют предложения по образцу: В птичнике живут гусыня и гусыни, селезень и селезни...

4.Дидактические игры:

       1. «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Курица, утка, синица, гусыня.)

                2.  «Кто как голос подает?» Игра с мячом. Ведущий в центре круга. Он задает вопрос и бросает мяч, а ребенок дает ответ: «Как подает голос петушок?» — «Петушок кукарекает».

        3.  «Загадай загадку». Составление загадок о домашних птицах по опорным карточкам и самостоятельно.

5. «В мире домашних птиц». Составление рассказов о различных домашних птицах по картинкам и представлению.

Тема «Зима. Зимние месяцы. Новый год» 

1.         Проведение беседы «Русская зима». Повторение примет зимы (в неживой природе (сильное похолодание, короткий день, солнце светит, но не греет, все вокруг покрыто снегом, вьюги, метели, реки и озера сковало льдом, деревья стоят голые и т.д.); в живой природе (у большинства диких животных зима — сложный голодный период; некоторые дикие животные залегли на спячку в норы и берлоги, белка и заяц сменили шубки; зимующие птицы перемещаются ближе к человеческому жилью); в жизни человека (люди надевают теплую одежду, обувь и головные уборы, дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, лепят снеговиков и т.д.). Называние зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).

2. Игры с мячом: «Что за чем, что перед чем?»:  «За осенью — зима, за зимой — весна...; перед зимой — осень, перед осенью — лето...». По картинкам и без них. «Сложи в одно слово»: «Снег падает — снегопад, на лыжах катается — лыжник; машина, убирающая снег, — снегоуборочная машина» и т.д.

3.  Дидактические игры:

        1) «Наведи порядок». Установление по картинкам порядка следования времен года, начиная с зимы, и называние их основных примет.

        2)        «Четвертый лишний». Три картинки одного времени года, одна — другого времени года. Объяснить свой выбор.

        3) «Где прячется зима?» Выбор картинок с изображениями зимы, обоснование выбора.

4. - «Объяснялка». Объяснить смысл пословиц и поговорок о зиме. «Январь — году начало, зиме середина»; «Зима спросит, что летом, припасено»; «Лето собирает, а зима подъедает», «Холодная зима — жаркое лето».

- «Что изменилось?» Сравнение двух времен года: зимы и осени, зимы и лета, зимы и весны.

5. Составление рассказов-описаний зимы по сюжетным картинам и опорному картинному плану. Составление и распространение предложений о приметах зимы по картинкам. Разучивание стихов, загадок о зиме. Составление рассказов-сравнений времен года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану.

Тема «Зимующие птицы» 

1. Проведение беседы «Зимующие птицы». Объяснение того, почему этих птиц называют зимующими (они не улетают в теплые края, а остаются зимовать), и определение мест, где они обитают (в парках, лесах, рядом с домом человека...). Определение того, чем питаются птицы зимой (семенами деревьев и кустарников), и того, как можно помочь птицам (нужно строить для них кормушки зимой и подкармливать, особенно в сильные морозы).

2.        Определение строения и цвета оперения зимующих птиц. Рассказывание о строении, цвете оперения и особенностях каждой зимующей птицы.

3.        - «Кто бывает у кормушки?» Дети составляют предложения по образцу: У кормушки бывают ворона и вороны, синица и синицы...

        - «Назови ласково». Дети составляют предложения по образцу: У Гномика в доме живет воробышек, синичка...

4. Дидактические игры:

        1) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор: воробей, синица, грач, ворона.

        2) Составление загадок о зимующих птицах.

        3)        «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц по теме.

5.        «Посмотри и расскажи». Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений зимующих птиц.

Составление рассказов-сравнений зимующих птиц по опорному картинному плану.

Тема «Хвойные деревья» 

1. Беседа о лесе, хвойных деревьях, об отличии хвойных деревьев от лиственных.        Узнавание по картинкам и называние в единственном и множественном числе хвойных деревьев (ель – ели, сосна - сосны...).

2. Уточнение знаний о строении (ствол с ветками, кора, корни, почки, хвоя, крона, макушка, плоды...) и этапах развития дерева: семечко из плода — росток — молодое деревце — взрослое дерево с плодами.

3. Поиск различий между деревьями хвойными и лиственными.

4. Определение пользы, приносимой деревьями (выделяют кислород, необходимый для дыхания; дают прочную древесину для строительства домов, изготовления мебели; в жаркий день можно отдохнуть в тени деревьев; животные и птицы находят убежище в ветвях, дуплах и корнях деревьев и кустарников и т.д.)

5. Дидактические игры:

        1)  «Один — три — пять». Одна ель, три ели, пять елей...

        2) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор.

        3)  «Что изменилось?». Выставляются несколько картинок хвойных деревьев, дети запоминают их последовательность. Затем дети закрывают глаза, порядок картинок меняется, дети должны определить, что же изменилось?

6.  «В мире деревьев и кустарников». Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений деревьев по опорному картинному плану

Тема «Новый год» 

1. Проведение беседы о традициях и обычаях празднования Нового года и Рождества в России и в других странах.

- Составление новогодних пожеланий своим близким и друзьям, изготовление праздничных открыток, подарков и новогодних игрушек.

- «Наряжаем елочку». Дети наряжают елочку и составляют предложения по образцу: Я украшаю нашу елочку разноцветными бусами и шарами...

2. Обучение детей правильному согласованию имен существительных:

-        с именами прилагательными в роде и числе

(красивый шарик, яркая хлопушка, разно-цветные гирлянды...);

-с количественными именами числительными: один — одна — одно; два — две, три, пять (одна снежинка, один снеговик, одно заснеженное дерево, два мандарина, две конфеты, три игрушки, пять колокольчиков);

-        с местоимениями мой, моя, мое, мои (мой

карнавальный костюм, моя новогодняя открытка, мое праздничное платье, мои стеклянные бусы...).

3. Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: шарик, мишура, блеск; «Каковы гости, таков и праздник», «У лентяя каждый день праздник», «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет», «Рукам — работа, душе — праздник» и т.п.

4.  Дидактическая игра:

-         «Посчитай». Дети составляют предложения по образцу: Одна снежинка, три снежинки, пять снежинок...

5. Составление рассказов-описаний и творческих рассказов из личного опыта детей о новогодних праздниках и развлечениях.

Тема «Зимние забавы. Зимние виды спорта» 

1. Проведение беседы «Зимние забавы. Зимние виды спорта». Рассказ о зимних видах спорта: катание на лыжах, санях, фигурное катание, слалом, конькобежный спорт, ….

2. Называние по картинкам зимних видов спорта, принадлежностей для этих видов спорта. Называние людей, которые занимаются тем или иным видом спорта: лыжник, саночник, фигурист, …

3. Дидактические игры:

        1) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Плавание, фигурное катание, сноуборд, слалом.)

        2) «Найди по описанию». На доске 3-4 картинки с изображениями зимних видов спорта. Не называя вид спорта, ребенок по выбранной картинке описывает его, другие дети угадывают.

        3) «Что к чему подходит?». На доске изображение зимнего вида спорта. Дети из предметных картинок выбирают те, которые подходят к данному виду спорта: лыжный спорт - лыжи, палки, шапочка, перчатки, лыжня, …

4. Отгадывание загадок о зимних забавах и видах спорта.

5. Беседа о пользе спорта, зимних видов спорта, зимних забавах. Сравнение зимних видов спорта с летними: чем похожи, чем отличаются.

6. Составление творческих рассказов и рассказов-описаний о зимних видах спорта («Если бы я был лыжником», «Фигурное катание»).

Тема «Дикие животные и их детеныши» 

1. Проведение беседы «Дикие животные леса». Рассказ о том, что тело большинства диких животных покрыто шерстью. Называние животных, которые меняют свои шубки зимой и летом.

2. Определение размера, строения и пищи каждого животного леса. Рассказывание о размере животных, их строении и особенностях жизни в разные времена года. Называние того, чем питаются дикие животные и какие они по способу питания (хищные, травоядные, всеядные). Определение особенностей питания диких животных и их укрытий

- «Кто живет в лесу?» По картинкам: В лесу живут зайцы, белки, лисы...

- Узнавание по картинкам и называние диких животных леса в единственном и множественном числе (белка — белки, волк — волки, заяц — зайцы...)…

3. «У кого какой детеныш?» Дети должны по картинкам найти каждой маме детеныша и составить предложения по образцу: У лисицы детеныш — лисенок. У лисицы есть лисенок, а у медведицы — медвежонок. У волчиц детеныши — волчата. У волчиц есть волчата, а у кабаних — кабанята. Называние самца, самки и детеныша в каждой семье диких животных.

4. Дидактические игры:

        1) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Лиса, волк. овца,  заяц.)

        2) «Найди животное по описанию». На доске 3-4 картинки с изображениями диких животных. Не называя это животное, ребенок по выбранной картинке описывает его внешний вид, другие дети угадывают.

        3) «Найди длиннохвостое животное». Из ряда картинок выбрать животное с самым длинным хвостом и объяснить свой выбор: «Я выбираю волка. У зайца, лося и медведя короткие хвосты, а у волка длинный. Значит, волк — длиннохвостое животное».

        4) «Чья голова, чей хвост, чье туловище?» Закрыть часть изображений на картинках. Составить предложения: «На картинке виднеется медвежья голова, лисий хвост, волчье туловище...»

5. Составление  загадок и рассказов-описаний диких животных леса.

Тема «Как звери зимуют» 

1.Беседа о зиме, как времени года, о зимних переменах в природе (сильное похолодание, короткий день, солнце светит, но не греет, все вокруг покрыто снегом, вьюги, метели, реки и озера сковало льдом, деревья стоят голые и т.д.), и в жизни животных (у большинства диких животных зима — сложный голодный период; некоторые дикие животные залегли на спячку в норы и берлоги, белка и заяц сменили шубки; зимующие птицы перемещаются ближе к человеческому жилью).

2. Обучение детей правильному согласованию имен существительных и местоимений мой, моя, мои (мой лис, моя лиса, мои лисята...);

- правильному словоизменению (не стало медведя, волка...; спешит к лисице, к зайчихе...; дам траву лосю и зайцу...).

3. Объяснение значений многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц: хвост, нос (носик), норка; «Хитрый, как лиса»; «Неуклюжий, как медведь»; «Щелкать зубами от голода»; «Как волка ни корми, он все в лес смотрит»; «Трусливому зайке и пенек — волк»; «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

4. Дидактические игры:

- «Кому что дадим?» Детям выдают по одной или по две карточки с изображениями животных и спрашивают, кому что нужно дать на обед. Дети должны составить предложения по образцу: Травку и ветки на обед я дам лосю, а мясо и кости — волку.

- «Кто к кому спешит?» Перед детьми в два ряда выставляют картинки с изображениями детенышей и взрослых животных. Ребенок должен составить предложения по образцу: Волчонок спешит к волчице. Зайчонок спешит к зайчихе.

5. Составление творческих рассказов из личного опыта по темам «Кто как зиму проводит», «Почему белочка и зайчик шубки меняют» и т.п.

Тема «Мебель»

1. Беседа о мебели. Называние мебели:

      - по месту нахождения в доме (кухонная мебель, мебель для спальни, для гостиной, для детской комнаты...);

-по принадлежности (детская, кукольная,

взрослая).

- Называние размера, цвета различных предметов мебели и частей, из которых они состоят.

- Называние материалов, из которых сделана мебель (деревянный табурет, пластмассовый стульчик, стеклянный журнальный столик...)

2. Узнавание по картинкам и называние предметов мебели:

-в единственном и множественном числе (диван — диваны, диванов...);

-        ласково (стульчик, диванчик, столик...).

3. Обучение детей правильному согласованию имен существительных с именами числительными один (одна, одно), два (две), три и пять (один стол, три стола, пять столов...)

4. Объяснение значений многозначных слов и образных выражений: ножки, спинка, крышка, ручка...; «огромный, как шкаф», «разложить все по полочкам» и т.п.

5. Дидактические игры:

1) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор.

2) «Где что лежит?»: на столе лежит посуда, на стуле висят вещи и т.п. Употребление пространственных предлогов.

6. Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о различных предметах мебели.

Тема «Транспорт. ПДД» 

1. Проведение беседы «Такой разный транспорт». Определение видов транспорта, способов его использования и называние профессий людей, работающих на транспорте. Повторение правил дорожного движения.

2. Определение материала, из которого сделаны различные транспортные средства, их цвета и составных частей.

3. Дидактические игры:

1) «Назови один и много». В гараже одна машина, а на дороге много машин...

2) «В городе Гномов». У Гнома есть маленькая машинка, а у его друзей Гномов — маленькие машинки...

3) «Так можно делать или нет?!». Определение ситуаций на дороге: можно ли переходить улицу на красный свет? Незнайка играет с мячом на проезжей части. Можно так делать? Почему?

4) «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Автобус. поезд, машинист, самолет.)

5) «Да — нет-ка». У детей картинки с изображениями транспортных средств. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать транспорт.

4. Объяснение значений многозначных слов, образных выражений, пословиц и поговорок: кабина, баранка, крылья, хвост...; «Быстрый, как самолет»; «Тише едешь — дальше будешь».

5. Отгадывание и составление загадок о транспорте. «В мире волшебных машин». Составление рассказов о различных видах транспорта по представлению.

Тема «Защитники Отечества»

1. Проведение беседы «Наша Родина». Формирование у детей понятия Родины (это страна и место, где человек родился и живет).

Беседа о названии нашей страны, столицы. Воспитание уважения к символам страны, ее флагу, гербу. Знакомство детей с символическим значением цветов российского флага.

Формирование элементарных представлений о назначении герба, символическом значении его образов (орла и всадника).

Ознакомление детей с географическим расположением России, ее климатическими поясами, природными ресурсами.

2. Ознакомление детей: с историями великих сражений, с подвигами российских солдат и полководцев.

Воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества.

Пополнение активного словаря детей словами Отечество, полководец, патриот, подвиг.

3. Объяснение значений поговорок и пословиц: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха», «Родина — мать, умей за нее постоять», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Где кто родится, там и пригодится».

4. Дидактические игры:

- «Один и много». Один богатырь — много богатырей, один флаг — много флагов, одна страна — много стран и т.д.

- «Назови ласково». Флаг — флажок, река — речка, реченька, озеро — озерцо и т.д.

5. «Защитники Отечества». Составление коллективного рассказа о защитниках Родины по картинкам и фотографиям.

Тема «Профессии. Орудия труда» 

1. Проведение беседы о последнем месяце зимы - феврале: его приметы; о профессиях и орудиях труда. Определение места работы и рода деятельности человека каждой профессии.

2. Узнавание по картинкам и называние людей различных профессий в единственном и множественном числе (повар — повара, поваров...). Определение работы, выполняемой людьми разных профессий (ветеринар лечит зверей, повар готовит еду...).

3. Называние специальной одежды, головного убора и инструментов людей разных профессий. (Маляр на работе носит специальный рабочий комбинезон и обязательно надевает головной  убор: кепку, косынку или шапку из бумаги. Маляру для работы нужны кисти, валики и краски.)

4. Объяснение значений многозначных слов, поговорок и пословиц: «Труд человека кормит, а лень портит»; «Уменье и труд все  перетрут»; «С мастерством люди не родятся,  а добытым ремеслом гордятся»; «Дело мастера боится»; «За всякое дело берись умело»; «Не начавши — думай, а начавши — делай»; «Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»; «Семь дел в одни руки не берут»...

5. Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Повар, врач, ученик, шахтер. — «Лишняя картинка — ученик, так как на остальных картинках профессии людей»)

- «Да - нетка». У детей картинки с изображениями людей разных профессий. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать профессию.

6. Составление рассказов из личного опыта на темы «Кем я хочу быть, когда вырасту»; «Все работы хороши» и т.п.

Тема «Женский праздник – 8 Марта» 

1. Проведение беседы о женском празднике 8 Марта. Закрепление умения правильно называть имя и отчество своей мамы, бабушки; место работы и профессию мам.

2.  Рассказ воспитателя о появлении праздника 8 Марта, о традициях его празднования (с наглядной иллюстрацией).

3. Составление предложений по картинкам серия картинок «Как я помогаю маме»): «Дома я помогаю маме: я мою посуду, вытираю пыль, ….»

4. Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (картинки из серии «Первые весенние цветы»).

-  Речевая игра «Что можно подарить маме и бабушке?». Составление предложений по образцу: «Маме и бабушке можно подарить много цветов и улыбок».

- «Исправь предложение»:  «Я маленький помощник: я мусорю в квартире, пачкаю вещи. Нет, нужно сказать: Я маленький помощник: я убираю в квартире, подметаю пол. И т.д.».

 

5. Составление рассказов по представлению (из личного опыта) («Как мы поздравим мам и бабушек»).

Тема «Ранняя весна» 

1. Проведение беседы «Времена года. Весна»: смена времен года, их взаимосвязь (весна после зимы и перед летом и т.д.). Название весенних месяцев (март, апрель, май).

2. Называние примет ранней весны: приметы весны: в неживой природе (день становится длиннее, солнце припекает все сильнее с каждым днем, тает снег, бегут ручьи, появились проталины, иногда идут дожди с грозами, бывают заморозки, дует теплый весенний ветер, на деревьях набухают почки, распускаются первоцветы и т.д.); в живой природе (отогреваются и выползают насекомые, возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда, некоторые дикие животные проснулись от спячки и вышли из своих нор, линяют, заяц и белка меняют зимние шубки на летние и т.д.); в жизни человека (люди надевают легкую одежду и непромокаемую обувь, сажают семена овощей и цветов в специальные горшочки и ящички, отмечают праздник весны и женский день 8 Марта и т.д.).

3. Объяснение значений пословиц:

«Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта»;

 «Весна да осень — на дню погод восемь»;

«Красна весна цветами, осень — снопами»;

«Весной день год кормит».

4. Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого времени года.) 

- «Где прячется весна?» Выбор картинок с изображениями примет весны.

- «Что изменилось?» Сравнение двух времен года: весны и зимы, весны и лета, весны и осени.

5. Составление рассказов-описаний весны и рассказов-сравнений времен года.

Тема «Перелетные птицы» 

1. Проведение беседы «Такие разные перелетные птицы». Узнавание по картинкам и называние перелетных птиц, особенностей их внешнего вида (размера, цвета и строения) и образа жизни. Напоминание о том, что тело птиц покрыто перьями. Называние цвета оперения перелетных птиц. Беседа о том, как птицы устраивают свои жилища (вьют гнезда различного размера и формы). Определение того, чем питаются, где живут перелетные птицы.

2. Называние перелетных птиц:

-«Один и много»  в единственном и множественном числе На дереве сидит один скворец, а в стайке — много скворцов (скворцы, ласточки, грачи...);

   -«Назови ласково». Я видел скворушку, журавушку, лебедушку...

3. «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов и образных выражений.

4. Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Скворец, грач, голубь, журавль..

- «Угадай птицу». У детей картинки с изображениями птиц. По очереди каждому ребенку другие дети задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Дети должны угадать птицу. 

 

5. Беседа по теме «Как выживают птицы в природе» (о приспособлениях птиц для охоты и защиты от хищников).

6. Составление рассказов-описаний перелетных птиц по опорному картинному плану.

7. Обводка шаблонов и штриховка изображения.

Тема «День космонавтики. Животные холодных стран» 

1. Проведение беседы о космосе. Знакомство с названиями планет Солнечной системы,  с картой звездного неба. По карте звездного неба показывать и называть планеты Солнечной системы. По глобусу, атласу и сюжетным картинкам определение рельефа земной поверхности.

2. «Назови планеты» (игра с мячом). Воспитатель называет первый слог названия планеты; ребенок, которому передали мяч, — название планеты.

3. «Планета Земля. Какая она?». Объяснение того, почему нашу планету Земля называют «голубая планета». По предметным и сюжетным картинкам составлять распространенные предложения о том, чем знаменита планета Земля, какой у нее рельеф. 

4. Беседа о животных Севера, называние их по картинкам. Определение размера, цвета, строения и особенностей жизни каждого животного. Объяснение того, что помогает животным приспособиться и выживать в дикой природе. (Быстрые ноги, зоркие глаза, незаметная окраска, острые зубы и когти, рога и копыта...)

5. Определение того, чем покрыто тело каждого животного, чем оно питается и как называется его детеныш.

6.  Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Песец, зебра, морж, северный олень.)

7. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений животных Севера по картинкам и пунктам картинного плана.

Тема «Животные жарких стран» 

1. Проведение беседы «Животные жарких стран. Откуда они?». «Каких животных привезли в зоопарк?» По картинкам называть животных: «В зоопарк привезли слонов, бегемотов...».  «Кто где живет?» По парам картинок: «Белый медведь живет на Севере, а жираф — в жарких странах». Определение размера, цвета, строения и особенностей жизни каждого животного.

2. Определение того, чем покрыто тело каждого животного, чем оно питается и как называется его детеныш.

3. Объяснение того, что помогает животным приспособиться и выживать в дикой природе. (Быстрые ноги, зоркие глаза, незаметная окраска, острые зубы и когти, рога и копыта...)

4. «Кто чем питается?» Дети выбирают по две картинки и составляют предложения по образцу: «Зебра — травоядное животное. Она питается травой. А лев — хищное животное. Он охотится на копытных животных...»

5.  Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Среди картинок найти лишнюю и объяснить свой выбор. (Жираф, зебра, морж, лев.)

- «Объяснялка». Объяснить смысл поговорок и пословиц. Объяснение значений многозначных слов и образных выражений: рога, пятна и полоски, хвост; «Полосатый, как зебра»; «Огромный, как слон»; «Быстрый, как гепард»; «Плакать крокодиловыми слезами» и т.д.

- «Кто где живет?» По парам картинок: «Белый медведь живет на Севере, а жираф — в жарких странах».

6. Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений животных Севера и жарких стран по картинкам и пунктам картинного плана.

Тема «Животные водоемов. Сад. Огород» 

1. Проведение беседы «Такие разные рыбы». Узнавание по картинкам и называние животных водоемов. Называние размера, цвета различных рыб и частей, из которых состоит каждая рыба (голова с жабрами и двумя глазами, тело с плавниками и хвостом...).

2.  Рассказывание об особенностях жизни и внешнем виде пресноводных, морских и аквариумных рыб.  Определение стадий развития большинства рыб (икринка, малек, взрослая рыба). 

3. Называние рыб:

- в единственном и множественном числе

(карп — карпы, акула — акулы...);

— ласково (рыбка, ершик, щучка, окунек...). 

4. Объяснение значения многозначных слов, поговорок и пословиц: ершик, хвост...; «Молчать, как рыба»; «Чувствовать себя, как рыба в воде»; «Без труда не выловишь рыбку из пруда» и т.п.

5.  Рассказывание о том:

-какие работы проводят весной в саду и огороде (сгребают старые листья, перекапывают землю лопатами, разрыхляют ее граблями, производят обрезку некоторых деревьев и кустарников, защищают их от вредных насекомых: белят стволы плодовых деревьев известью, опрыскивают специальными жидкостями; сеют в небольшие теплицы семена различных растений, развешивают скворечники. И т.д.);

6.  Дидактические игры:

- «Кто больше назовет?» По сюжетным картинам называть как можно больше слов-действий о работах в весеннем саду.

- «Объяснялка». Объяснить смысл многозначных слов, поговорок и пословиц о труде.

7. Составление распространенных предложений  по картинкам о весенних работах в саду и огороде.

Тема «Наш город. Наша улица. Насекомые»

1. Проведение беседы «В какой стране (городе) я живу!». Закрепление умения называть свою страну, город, домашний адрес правильно.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения города Зернограда (с наглядными иллюстрациями).

3. Называние в единственном и множественном числе слов: город, улица, поселок, дом, … .

4. Рассматривание изображений различных домов (многоэтажных, частных). Называние частей дома по картинкам.

5. Проведение беседы «Такие разные насекомые». Узнавание по картинкам и называние различных насекомых: летающих, ползающих. Определение строения, цвета, способа питания и особенностей образа жизни насекомых. Называние размера, цвета различных насекомых и частей, из которых они состоят (голова с усиками, грудка, брюшко с насечками, три пары ножек...). Определение стадий развития большинства насекомых (яйцо, личинка или гусеница, куколка, взрослое насекомое). Называние мест обитания различных насекомых (луг, поле, болото, река, лес...).

6. Называние насекомых:

—в единственном и множественном числе (комар — комары, стрекоза — стрекозы...);

— ласково (жучок, пчелка, муравьишка, стрекозка...).

7.  Составление творческих рассказов по воображению на темы «Если бы я превратился в бабочку (муравья, пчелу...)», «Если бы насекомые могли говорить», «Чудесные превращения» и т.п.

Тема «День Победы»

1. Рассказывание детям о Второй мировой войне, о жертвах и лишениях, которые перенесли жители нашей страны. Проведение беседы «Эхо войны» о Второй мировой войне, празднике Победы. Называние и запоминание дат (когда началась война, сколько она длилась, когда закончилась; когда отмечают праздник Победы).

2. Слушание стихотворений и песен военных лет. Экскурсия к ближайшему мемориалу «Защитникам Родины», возложение цветов. Беседа о том, почему мы не должны забывать ужасы войны, подвиги воинов-героев, военных врачей и медицинских сестер.

3. Называние разных групп войск (пехота, танковые войска, артиллерия, авиация...).

 

4. Объяснение значений образных выражений, многозначных слов, пословиц и поговорок: автомат, слава; минута молчания, Родина-мать; «Один в поле не воин», «Автомат и лопата — друзья солдата», «В бою не без героя», «В бою побывать — цену жизни узнать», «Герой за Родину горой».

5.  Дидактические игры:

- «Скажи иначе». Солдат — воин, защитник...; воин отважный — смелый, храбрый...; война жестокая — беспощадная, кровопролитная...; ветеран — фронтовик, участник войны, победитель... 

- «Подбери действия». На войне — воюют, сражаются, защищают Родину...; люди Победе радуются, веселятся, ликуют...

 

6. Составление рассказа о том, как спасали раненых бойцов во время войны, по картинкам и фотографиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в средней группе по теме "Колобок"

Интегрированное занятие, объединяющее развитие речи, ознакомление с окружающим и лепку....

Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в старшей группе

Материал представляет собой подборку лексических и грамматических заданий по всем проходимым в старшей группе лексическим темам. Воспитатель использует эти задания для проведения ежедневных вечерних з...

Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе "Работа воспитателей по заданиям логопеда" в средней группе детского сада.

 Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, ...

Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в средней группе ДОУ

Файл содержит практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в средней группе ДОУ....

Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в младшей группе ДОУ

Файл содержит практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в младшей группе ДОУ...

Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в старшей группе ДОУ

Файл содержит практические задания по лексическим темам - игры, упражнения, стихи для заучивания наизусть....

Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Материал для организации взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем группы компенсирующей направленности...