Технология по артикуляционной гимнастике
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Большакова Оксана Владимировна

Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология28.08 КБ
Файл технология17.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД №3 «ЗОРЕНЬКА»

Технология развития артикуляционной гимнастики

(Пожиленко Е.А., Воронина

Л.П., Косинова Е.М. и др.).

                                                                   Лобня

Пояснительная записка

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

 Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

 Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубокопереживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель:

1. Выработка определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные.

2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.

4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Этапы работы

1.подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком создание положительного интереса к занятиям. Этому способствуют различные игровые персонажи. Занятие у зеркала, разнообразная наглядность. Отработка артикуляционных упражнений. Дети знакомятся с упражнением для губ, языка, челюсти, тренировка в правильном выполнении перед зеркалом.

2.Этап основной. Отработка правильной артикуляции звука состоящая из комплекса специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности и дифференцированности движения органов, участвующий в речевом процессе по постановке звука. Используются различные артикуляционные сказки о весёлом язычке, стихотворения, наглядные пособия такие как «Лягушонок», «Домик для звука», «Тучка».

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

  • рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
  • намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
  • поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.«Непослушные губки». Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.«Рыбки разговаривают»:

  • хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;
  • щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».

5.«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6.«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7.«Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы. Опускать нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

8.«Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.«Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

  • удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);
  • удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

  • помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;
  • вытягивание языка вперед и убирание его назад;
  • стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2.«Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3.«Накажем язычок». Губы в улыбке, легко покусывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4.«Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6.«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.«Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8.«Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.«Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.«Фасолька». При паретичном, вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.«Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.«Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.«Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17.«Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

18.«Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.

19.«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20.«Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21.«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22.«Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.«Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.«Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.«Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.

26.«Дразнилка». Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Предлагаем комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно , избегая резких движений.
  3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
  6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
  7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони.Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
  10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

 

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.«Спать хочется»:

  • позевывать с открытым и закрытым ртом;
  • позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2.«Горлышко болит»:

  • произвольно покашливать ;
  • хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;
  • покашливать с высунутым языком;
  • имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;
  • полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);
  • глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);
  • глотать капли воды, сока.

3.«Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

  • стону;
  • мычанию;
  • свисту.

6.«Силач»:

  • запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;
  • опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;
  • запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;
  • выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

  1. «Ишачок». Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

 9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплексы артикуляционной гимнастике.

Целенаправленные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

I.  Первый комплекс, включает основные упражнения, игры – общая артикуляционная гимнастика.

II.  Второй комплекс, включает упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

III. Третий комплекс, включает упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

IV. Четвертый комплекс, включает упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «л».

V.  Пятый комплекс, включает упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука «р».

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положения губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНТЕ

ДЕТСКИЙ  САД №3 «ЗОРЕНЬКА»

Технология развития мелкой моторики и общей моторики детей

(Косинова Е. М., Бардышева Т. Ю., Нищева Н. В., Кольцова М. М. и др.).

Лобня

Технология развития общей, мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому необходимо следить за здоровьем зубов, состоянием прикуса, до конца пролечивать заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык.

От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.д.), зависит правильное произношение большинства звуков. В артикуляционных упражнениях каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука или слога. При развитии артикуляционной моторики у ребенка вырабатывается выразительность мимических движений, что проявляется в четкости и правильности звукопроизношения, внятности речи. Мимика и артикуляция расширяют коммуникативную сферу ребенка, когда дети через движение и звукопроизношение изображают любой персонаж игры. При стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой моторики рук, так как центры, ответственные за движение руки и артикуляционные зоны губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга вблизи друг от друга.

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Важным средством развития тонкой моторики служат упражнения с предметами, поскольку именно предментно-манипуляционная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук. Для развития тонких координационных движений рук широко используется мелкий спортивный инвентарь: массажные и малые мячи, палочки, флажки, а так же различные другие предметы. Упражнения с предметами включаются в подвижные игры и спортивные эстафеты и проводятся на физкультурных и музыкальных занятиях. Действия с предметами, благодаря их наглядности и практической направленности повышают мотивацию к занятиям, у детей появляется осмысленность и целенаправленность, что позволяет дошкольникам достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики рук и ручной ловкости.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Немаловажным фактором в коррекции звукопроизношения может послужить гимнастика и массаж кистей рук с применением народных игр - потешек, где сопровождаемые звукопроизношением или речитативом движения будут развивать не только речь, но также мышление и психику ребенка.

Исследование детей, имеющих речевую патологию, в большинстве случаев свидетельствует о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это проявляется в виде недостаточной координации сложных движений, неточности, моторной неловкости, отставания от темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. По состоянию здоровья эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий и накладывает далеко не положительный отпечаток на его психике. У таких детей недоразвитие моторных функций проявляется в запоздании формирования основных двигательных навыков, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания. Существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действия с воображаемыми предметами.

При коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.

Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. Желательно использовать упражнения, в которых идет сочетание ритма и музыкального сопровождения, так как это будет оптимизировать мыслительные функции, внимание и память. Улучшение психоэмоциональной атмосферы детского коллектива за счет интеграции психогимнастики, музыко- и игротерапии в образовательном процессе позволит снизит уровень тревожности до оптимальных границ, улучшить эмоционально-аффективную сферу ребенка, что положительно отразится на усвоении учебного материала.

Дети в возрасте 5 – 7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством, которое проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребенка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых зон и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в данном возрасте преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика.

В систематизации основных направлений логопедического и физического коррекционно-воспитательного процесса ставятся две основные задачи: - развитие, формирование и коррекция невербальных функций – координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации. Выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш). Занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации.

- коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе и мелкой моторики) и ног. Коррекция особенностей моторного развития детей, имеющих речевые нарушения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений, физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка. Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развития чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

При всем сказанном, необходим комплексно-индивидуальный подход к правильному формированию двигательных функций и развитию речи. Такой комплекс мероприятий будет целенаправленно и планомерно способствовать оптимизации как двигательных, так и речевых функций, воздействовать на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, развитие мелкой и общей моторики, поможет внедрять музыкотерапию и психогимнастику в повседневную жизнь ребенка. Дошкольный период характерен анатомическим созреванием речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарный запас. В это период родителям и педагогам следует уделять ребенку как можно больше внимания для общения, игр, массажа, физических упражнений, также следует обратить внимание на правильное речевое дыхание, которое обеспечивает внятность и четкость звукопроизношения.

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук.

Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проводятся с детьми третьего года жизни. Цель занятий: развитие мелкой и общей моторики у детей с органическими нарушениями. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть разная: с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.

Практика показывает, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Данное пособие поможет развитию мелкой и общей моторики, а также речи у детей раннего возраста, расширить их кругозор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Доклад на тему: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...

Технология развития артикуляционной гимнастики

Влияние артикуляционной гимнастики на речевое развитие дошкольников...

Технология проведения артикуляционной гимнастики, основанная на сочетании пения с движениями языка, под аккомпанемент металлофона в работе учителя — логопеда.

Аннотация: в статье раскрывается суть артикуляционных упражнений, в которых сочетаются пение и движение языка одновременно. Эта технология обеспечивает выработку правильных и точных артикуля...