Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Завершинская Татьяна Ивановна

В данной разработке представлен алгоритм коррекционно-воспитательной и образовательной работы, предлагаемый воспитателям старшей логопедической группы в рамках изучения лексической темы. Система игровых упражнений включает актуализацию, активизацию словаря, практическое усвоение лексико-грамматических категорий, формирование и развитие связной речи, развитие у детей внимания и памяти,  формирование и совершенствование словесно-логического мышления,  координацию речи с движением посредством подвижных игр, развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59»

(МБ ДОУ «Детский сад №59»)

Взаимодействие  учителя-логопеда с воспитателями

 старшей группы №5

на 2019-2020 учебный год

(I период обучения)

Учитель-логопед:          

                                                                                  Завершинская Т.И.

Новокузнецкий городской округ, 2019

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) будет эффективным только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошкольного учреждения.

В группах компенсирующей направленности деятельность воспитателя имеет свою специфику, которая определяется имеющимися у детей речевыми недостатками и недостаточной сформированностью психических процессов. В первую очередь, страдают внимание, память, словесно-логическое мышление. Нарушена или недостаточно сформирована общая, мелкая, артикуляционная моторика.

Одним из принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи является принцип концентризма, согласно которому речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.

В данной разработке представлен алгоритм коррекционно-воспитательной и образовательной  работы, предлагаемый воспитателям старшей группы в рамках изучения лексической темы. Система игровых упражнений включает актуализацию, активизацию словаря; практическое усвоение лексико-грамматических категорий; формирование и развитие связной речи; развитие у детей внимания и памяти; формирование и совершенствование словесно-логического мышления; координацию речи с движением посредством подвижных игр; развитие мелкой моторики.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством логопедизации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Задачи:            

- помочь воспитателям групп для детей с ТНР в отборе дидактического материала при изучении лексической темы;

- уточнить лексический материал с целью обогащения  и активизации словаря детей в рамках изучаемой лексической темы;

- способствовать коррекции и дальнейшему развитию лексико-грамматических компонентов в речи детей посредством игровых технологий;

- формировать связную речь детей, соблюдая преемственность в работе  учителя-логопеда и воспитателей при отборе приёмов и технологий;

- развивать общую, мелкую моторику детей;

- продолжать работу по развитию и совершенствованию у детей внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных функций.

По мере решения данных задач, наряду с другими, предполагается объединение процессов обучения и воспитания в единый коррекционно-образовательный процесс.   

Планируемые результаты:

В результате проведённой работы дети могут общаться в пределах данной лексической темы:                                                                             

- актуализируется и обогащается словарь детей: ребята используют в речи обобщающие слова; усваивают значение новых слов, в том числе многозначных; умеют подбирать антонимы, синонимы к данным словам;

- правильно употребляют грамматические формы слов, усваивают словообразовательные модели;

- умеют составлять простые распространённые предложения, простые виды сложносочинённых предложений;

- развивается связная речь детей: составляют различные виды описательных рассказов, опираясь на мнемотаблицы; пересказывают небольшие по объёму литературные произведения с опорой на иллюстративный материал (фотографии, картины, картинки).

Комплексно решаются задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Показывает его выполнение.
  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

Упражнения, развивающие артикуляционную моторику.

Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3 – 5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.

        Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая речевой дефект и особенности строения органов артикуляции.

        Артикуляционные упражнения показываются и выполняются вначале со зрительным контролем (перед зеркалом) по показу логопеда, а по мере усвоения – по словесной инструкции без зрительного контроля, с опорой на кинестетические ощущения самого ребенка.

Упражнения для губ:

        Выполняются упражнения медленно и четко. Губы удерживаются в заданном положении под счет до десяти.

  • «Улыбочка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  • «Заборчик» Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.
  • «Хоботок». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.
  • «Окошко». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» – «Хоботок», «Улыбка» – «Окошко»), меняя порядок. Артикуляционные упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.

Статические упражнения для языка:

        Выполняются с раскрытым ртом (губы в улыбке, передние зубы видны) и неподвижной нижней челюстью. Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8 –10 раз. Удерживать положение на счет до пяти – десяти. Выполняя любое упражнение, необходимо следить, чтобы ребенок не производил дополнительных движений губами, нижней челюстью.

  • «Блинчик». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта и положить на нижнюю губу (боковые края языка касаются уголков рта).
  • «Иголочка». Язык высунуть изо рта вперед и напрячь – сделать узким.
  • «Чашечка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта, поднять к верхней губе (верхним зубам), не прикасаясь к ним, среднюю часть языка прогнуть, одновременно загнув кверху боковые края.
  • «Киска сердится».  Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх – вперед спинку языка.
  • «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Помогая губами, удерживать полученный желобок.

Динамические упражнения для языка:

        Отрабатывая представленные ниже динамические упражнения, логопед добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему, ритмичного выполнения движений.

        Упражнения выполняются с широко раскрытым ртом и неподвижной нижней челюстью. Сопутствующие движения нижней челюсти и губ не допускаются. Каждое упражнение выполняется четко, медленно под счет логопеда 10 – 15 раз.

        Для выработки хорошей переключаемости движений сначала проводят чередование упражнения «Блинчик» с другими статистическими упражнениями («Блинчик» – «Иголочка»; «Блинчик» – «Чашечка» и т.д.). Затем выполняют следующие ниже упражнения.

  • «Накажем непослушный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя – пя – пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
  • «Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движения языком из стороны в сторону; затем – вверх – вниз.
  • «Часики». Высунуть узкий язык изо рта и тянуться им попеременно то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.
  • «Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.
  • «Лошадка». Присасывая язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно.
  • «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта.
  • «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения вперед – назад.
  • «Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед – назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл – бл – бл…  Постепенно убыстряя темп.
  • «Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое небо, производя движения вперед – назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку).


Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям старшей группы для детей с ОНР

Лексическая тема: Овощи и фрукты

1. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.

Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму

        

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ и щек:

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до пяти).

Толстячки- худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки; лук, чеснок, стручок гороха - «худышки».

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку

Упражнения для языка:

«Лопатка». Надо накопать картофель, приготовьте лопаты (Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии под счет до 10).

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язычок. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «колышком» потом

Потянем тонким острием.

Качели. В саду мы увидели качели. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

На качелях я качаюсь

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

вверх - вниз, вверх - вниз.

3. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

4. Развитие речевого дыхания и голоса

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обижено). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!». Огурец: «Пы-бы, по-бо».Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!, «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Разговоры фруктов. Яблоко сердится на гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты»

Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»

5. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит горох. Помидоры «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук; «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель; «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещетка, бумага и т.д.

2. Игра «Кто как голос подает?»

3. Игра «Узнай инструмент»

7. Развитие связной речи

Игра «Волшебный мешочек» (развитие осязания)

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребенка, который, опустив руку в мешочек, находит один  из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу, например: «Это овощ. Он растет на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью»

«Расскажи о фрукте или овоще по плану»

1. Назови фрукт (овощ)

2.Какой он формы?

3. Какой он по размеру?

4. Какого цвета?

5. Какой он на ощупь?

6. Какой он на вкус?

7. Где его выращивают?

8. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Скажи ласково»

Капуста - капусточка

Морковь - морковка

Огурец - огурчик

Помидор - помидорчик

Картошка - картошечка

Лук - лучок

Чеснок - чесночок

Баклажан - баклажанчик

Укроп - укропчик

Фрукт - фруктик

Яблоко - яблочко

Груша - грушечка

Лимон - лимончик

Апельсин - апельсинчик

Мандарин - мандаринчик

Яблоня- яблонька

Дерево - деревце

«Один - много»

Помидор - помидоры - много помидоров

Огурец - огурцы - много огурцов

Баклажан - баклажаны - много баклажанов

Перец - перцы - много перцев

Овощ - овощи - много овощей

Фрукт - фрукты - много фруктов

яблоко - яблоки - много яблок

Грука - груши - много груш

Лимон - лимоны - много лимонов

Апельсин - апельсины - много апельсинов

Мандарин - мандарины - много мандаринов

Абрикос - абрикосы - много абрикосов

Плод - плоды - много плодов

Яблоня - яблони - много яблонь

Дерево - деревья - много деревьев

Ветка - ветки - много веток

Урожай - урожаи - много урожаев

«Сосчитай до шести» (С выделением окончания голосом)

Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров.

Одна морковь, две….

(Огурец, кабачок, баклажан, тыква, горошина, перец, яблоко, фрукт, груша, лимон, апельсин, мандарин, абрикос, плод, яблоня, дерево, ветка)

«Скажи какой или какая

Морковь (какая?) - сочная, вкусная, оранжевая

Огурец (какой?) - зеленый, маленький, сочный

Помидор (какой?) - красный, спелый, мясистый, сочный

Картофель (какой?) - крупный, вкусный, рассыпчатый

Груша (какая?) - сочная, вкусная, сладкая, мягкая

Яблоко (какое?) - сладкое, твердое, сочное, ароматное

Абрикос (какой?) - сладкий, оранжевый, сочный, вкусный.

Мандарин (какой?) - кислый, круглый, полезный, ароматный

«Скажи наоборот»

Апельсин большой, а мандарин…(маленький)

Лимон кислый, а персик …(сладкий)

Яблоко круглое, а банан… (длинный)

Груша твердая, а персик …(мягкий)

«Закончи предложение»

(Начало предложения и вопрос проговаривает воспитатель)

Земледельцы собирают (что?) …урожай.

Земледельцы собрали в поле много (чего?) …урожая.

Земледельцы рады богатому (чему?) …. урожаю

Земледельцы делятся богатым (чем?) …урожаем

В следующем году фермеры мечтают (о чем?) … о богатом урожае.

(Воспитатель читает предложение, а ребенок называет его последнее слово)

Мама купила на базаре (что?)…яблоко.

В доме не было (чего?) … яблока

Мама дала Тане (что?) …яблоко

Таня наслаждалась (чем?) …яблоком.

Дети мечтали (о чем?)… о яблоке

«Что из чего»

Сок из яблок (какой?) - яблочный

Варенье из груш (какое?) - грушевое

Джем из мандаринов (какой?) - мандариновый

Сок из апельсинов (какой?) - апельсиновый

9. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

(Координация речи с движением, развитие мелкой моторики)

Хозяйка однажды с базара пришла,                        «Шагают» пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,                                                                  Загибают по одному пальцу на строчку      Капусту,                                                                     на обеих руках

            Морковку,

                   Горох,

                        Петрушку и свёклу.

                                                     Ох!..                      Хлопок

Вот овощи спор завели на столе                            Попеременные удары кулаками и 

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:               ладонями.

Картошка,                                                                Загибают пальцы на обеих руках

      Капуста,

            Морковка,

                   Горох,

                        Петрушка иль свёкла?

                                                     Ох!..                     Хлопок

Хозяйка тем временем ножик взяла                     Стучат ребром правой ладони по столу.

И ножиком этим крошить начала:                        Загибают пальцы на обеих руках

Картошку,

      Капусту,

            Морковку,

                   Горох,

                        Петрушку и свёклу.

                                                     Ох!..                     Хлопок

Накрытые крышкою, в душном горшке              Ладони складывают крест-накрест на

Кипели, кипели в крутом кипятке:                       столе

Картошка,                                                               Загибают пальцы на обеих руках

      Капуста,

            Морковка,

                   Горох,

                        Петрушка и свёкла.

                                                     Ох!..                     Хлопок

И суп овощной оказался не плох!                         Показывают, как едят суп

Пальчиковая гимнастика «Компот»

(Координация речи с движением, развитие мелкой моторики)

Будем мы варить компот,                        Левую ладонь держат «ковшиком», указательным 

Фруктов много нужно. Вот.                    пальчиком правой руки «мешают»

Будем яблоки крошить,                           Загибают пальцы по одному, начиная с большого 

Грушу будем мы рубить.                         пальца

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.

Варим, варим мы компот.                        Опять «варят» и мешают

Угостим честной народ.

10. Динамическая пауза

Как-то вечером на грядке                                  Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Репа, свекла, редька, лук                                   В центре круга водящий с завязанными 

Поиграть решили в прятки,                               глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                                Останавливаются, крутят водящего

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,                       Разбегаются, приседают, водящий ищет

Ну а ты иди искать.

Загадки

Есть загадка для ребят:

Про меня так говорят,

Что я старый дед,

Что в сто шуб одет,

Что все плачут от меня,

Что сердитый очень я. (Лук)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу.

«Кушай, мамочка», - скажу. (Яблоко)

В шкуре желтой,

Кислый он,

Называется… (лимон).

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву. (Груша)


Лексическая тема: Грибы

1. Мимические упражнения

Наше настроение. Покажите, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Представьте, что вы увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти: Спокойное открывание и закрывание рта. Удерживать рот открытым под счет до пяти.

Упражнения для губ: «Улыбка» - «Трубочка»

Упражнения для языка: «Лопаточка» (удержание языка под счет до десяти).

Покусывание языка - расслабление языка (шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя).

 Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем  через  бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

3. Развитие физиологического дыхания

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «один», «два», «три» выдох ртом.

Эхо в лесу.

1 — сложить руки рупором у рта (вдох);

2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»;

3 — сложить руки рупором у рта (вдох);

4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза.

4. Развитие слухового внимания, чувства рифмы

Упражнение «Доскажи словечко»

Что за грибы опасны эти,

Знают взрослые и дети.

Разбежались по полянке

Эти белые…(поганки)

Этот крепкий рыжий гриб

В ельнике расти привык,

Средь настила из иголок

И в тени колючих елок.

Подойди поближе!

Видишь, это…(рыжик)

5. Речевая зарядка

«За грибами». Импровизация движений:

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, ау! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещетка, бумага и т.д.

Игра «Поймай звук». Дети хлопают в ладоши на заданный звук, например, на звук А.

Игра «Выдели звук». Выделить первый звук в словах: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

7. Развитие связной речи

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

8. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Один — много»

Гриб (в лесу растут что? ) — грибы (много чего?) — грибов.

Ножка — ножки — ножек.

Шляпка — шляпки — шляпок.

Трава — травы — трав.

Боровик — боровики — боровиков.

Лисичка — лисички — лисичек.

Мухомор — мухоморы — мухоморов.

«Скажи ласково»

Гриб — грибок.

Шапка — шапочка.

Мухомор — мухоморчик.

Боровик — боровичок.

Корзина — корзиночка

Трава — травка.

«Это чей?»

Это (мой, моя, мои) ... лукошко, гриб, лес, дом, корзинка.

«Сосчитай до пяти»

(С выделением окончания голосом.)

Гриб, ножка, мухомор, лисичка, сыроежка, груздь, подберезовик — один гриб, два гриба, три гриба и т.д.

«Большой маленьким»

Дерево большое, а гриб (какой?) — маленький.

Лукошко большое, а мухомор (какой?) — маленький.

Человек большой, а насекомое (какое?) — маленькое.

«Почему так называется?»

Объяснить смысл слов: подберезовик, подосиновик.

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Этот пальчик в лес пошел,               Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.                       Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках

10. Динамическая пауза

Мы в лесок пойдем,                       Маршируют.

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной,                     Изображают шапочку.

светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,                      Закрывают лицо руками

Под листок свой бок!                     Руки на поясе.

Лексическая тема: Осень

1. Мимические упражнения

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый осенний день.

Любуемся красивым нарядом Осени:»О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для мышц шеи:

«Повернись и приглянись». Что мы увидели в лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. при повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

«Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Упражнения для губ и щек:

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка:

Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

 3. Развитие физиологического дыхания

  • Статическое  упражнение. Вдыхаем аромат  леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
  • Идем по лужам

1 — ходьба на месте (вдох);

2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»;

3 — ходьба на месте (вдох носом);

4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

4. Развитие речевого дыхания и голоса

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и .носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на потомках висят, осенние листочки с нами говорят:  «А-о-у-и ».

5. Логопедические пятиминутки

Упражнение « Что лишнее?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времен года.

воспитатель называет четыре признака разных времен года:

1. Птицы улетают на юг.

2. Расцвели подснежники.

3. Пожелтели листья на деревьях.

4. Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

Учить давать характеристику звука У, с опорой на  различные виды контроля: звук У - гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его красным кружочком.

7. Развитие связной речи

Расскажи об осени по плану:

1. Какое время года наступило?

2. Какого цвета листья на деревьях?

3. Что стало с цветами на клумбе?

4. Что делают птицы?

5. Как ведут себя звери в лесу?

6. Что делают земледельцы на огороде и в саду?

8. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Один-много»

Дождь - дожди - много дождей

Сад - сады - много садов

Лужа - лужи - много луж

Листок - листки - много листьев

Ветер - ветры - много ветров

Дерево - деревья - много деревьев

Огород - огороды - много огородов

Туча - тучи - много туч

Птица - птицы - много птиц

Фрукт - фрукты - много фруктов

Овощ - овощи - много овощей

«Скажи ласково»

Дождь - дождик

Сад - садик

Лужа - лужица

Солнце - солнышко

Лист - листик

Ветер - ветерок

Дерево - деревце

Огород - огородик

Туча - тучка

Птица - птичка

Лес - лесок

«Скажи со словом осенний» (с выделением окончания голосом)

Небо (какое?) - осеннее

Ветер (какой?) - осенний

Погода (какая?) осенняя

Лес (какой?) - осенний.

«Скажи какой или какая

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? Дождливая.

…если дует ветер - ветреная,

…если пасмурно - пасмурная,

…если светит солнце - солнечная,

…если часто идут дожди и сыро - сырая.

«Закончи предложение»

Начало предложения и вопрос проговаривает воспитатель.

Люди осенью одеты (во что?)…в теплую одежду.

Школьники идут с портфелями (куда?)…в школу.

Листья на деревьях стали (какими?)… желтыми.

Птицы улетают (куда?) … в теплые края.

Земледельцы собирают на огородах (что?)… урожай.

«Скажи наоборот»

Тепло - холодно,

Пасмурный день - солнечный день

Длинный день - короткий день

Сухой - мокрый

Ранняя осень - поздняя осень,

Листья вырастают - листья - опадают,

Прилетают - улетают.

«Загадки»

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Всех наградила, всё загубила.

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Пока он не уйдет. (Дождь)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют. (Листья)

9. Пальчиковая гимнастика

Дождь по лужам звонко скачет,                     «Здороваются» большие пальцы рук, потом 

                                                                           указательные, потом средние, потом безымянные

Целый день сегодня скачет,                           «Здороваются» мизинцы, потом безымянные

                                                                           пальцы, потом средние, затем указательные.

Наклонил цветы и травы,                               Пальцы «здороваются», начиная с больших пальцев

Стали новыми канавы,                                    Пальцы «здороваются», начиная с мизинцев

Намочил он все подряд.                                  Ритмичные хлопки ладонями по столу.

Ну-ка, дождь, полей ребят                              Беспорядочные удары пальцами по столу

10. Динамическая пауза

Капля раз, капля два -                                    Дети прыгают на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.                                Прыгают (8 раз)

Мы зонты свои раскрыли,                             Разводят руки в стороны.

От дождя себя укрыли.                                  Поднимают  их полукругом над головой.


Лексическая тема: Сезонная одежда и обувь.

1. Мимические упражнения

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для мышц шеи:

Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Упражнения для губ и щек:

«Улыбочка»- «Трубочка»

Большие пуговицы, и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка:

Лопаточка (удержание языка под счет до 10)

Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

Лопаточка - Иголочка

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

3. Развитие речевого дыхания

Застегиваем молнию на куртке

И.п.: о.с. 1 — правой рукой застегивать куртку (вдох); 2 — на выдохе произносить: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3—4 раза.

Укололи пальчик иголкой

И.п.: о.с: указательные пальцы соединить перед грудью. 1 — резко раздвинуть пальцы (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ой-ой-ой!»; 3 — вдох; 4 — подуть на «больное» место. Повторить 3— 4 раза.

4. Речевая зарядка. Развитие интонационной выразительности речи.

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь.

- Здравствуй, пальчик,

Как живешь? (Н. Саконская)

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).

Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.

Определить место звука А в словах: Аня, акула, арбуз, акробат и т.д. Закрепить ответ: звук находится в начале слова.

6. Развитие лексико-грамматического строя речи

Один - много

Футболка - футболки - много футболок

Носок - носки - много носков

платье - платья - много платьев

Фартук - фартуки - много фартуков

Юбка - юбки - много юбок

Блузка - блузки - много блузок

Рубашка - рубашки - много рубашек

Шуба - шубы - много шуб

Плащ - плащи - много плащей.

Сапог - сапоги - много сапог

Туфля - туфли - много туфель

Валенок - валенки - много валенок

Чешка - чешки - много чешек

Полусапожок - полусапожки - много полусапожек

Ботинок - ботинки - много ботинок

Пинетка - пинетки - много пинеток

Кроссовка - кроссовки - много кроссовок

Калоша - калоши - много калош

Сандалия - сандалии - много сандалей.

Скажи ласково

Футболка - футболочка

Колготы - колготочки

Носки - носочки

Юбка - юбочка

Блузка - блузочка

Рубашка - рубашечка

Шуба - шубка

Брюки - брючки.

Сапоги - сапожки

Туфли - туфельки

Чешки - чешечки

Босоножки - босоножечки

Ботинки - ботиночки

Пинетки - пинеточки

Кроссовки - кроссовочки

Тапки - тапочки.

Скажи по образцу 

(С выделением окончания голосом)

Саша надел рубашку, а дети надели …(рубашки)

Таня купила платье, а девочки купили…(платья).

Петя погладил брюки, а дети погладили (брюки).

Сережа постирал плащ, а дети постирали… (плащи).

Скажи со словами один, одна, одни, одно

Одна футболка…..колготы, …платье и т.д.

Носки, фартук, юбка, блузка, рубашка, пальто, шуба, брюки, плащ.

Скажи какой, какая или какое?

Платье (какое?) - красивое, нарядное, шелковое, короткое.

Брюки (какие?) - льняные, чистые, короткие, маленькие, грязные.

Колготы (какие?) - девчачьи, мальчишечьи, хлопковые, постиранные.

Пальто (какое?) - демисезонное, шерстяное, женское, мужское.

Назови по материалу

Платье из шерсти - шерстяное.

Плащ из кожи - кожаный.

футболка из трикотажа - трикотажная.

Блузка из шёлка - шёлковая

Колготы из хлопка - хлопковые.

Обувь из кожи - кожаная,

- из резины - резиновая,

- материи - матерчатая,

- из замши - замшевая,

- из войлока - войлочная,

- из вельвета - вельветовая,

- из меха - меховая,

- покрытая лаком - лакированная.

Назови «часть-целое»

Брюки: передняя часть, задняя часть, пояс, шлёвка.

Платье: подол, передняя полочка, задняя полочка, застежка, рукава.

Пальто: спинка, передняя полочка, задняя полочка, рукава, подол, застежка.

Футболка: передняя полочка, задняя полочка, горловина, вырез.

Подбери однокоренные слова

Обувь - обуваться, обувной, обувщик, обутый.

6. Развитие связной речи

Расскажи об одежде по плану

1.Назови одежду.

2. Назови ее части.

3. Кто ее носит?

4. Когда ее носят?

5. Из какого материала она сделана?

Опиши обувь

Описание проводится по следующей схеме: цвет, величина, форма, материал, детали, время года или сезон, когда ее носят.

Например, кожаные сапоги - черные, высокие, сделаны из кожи, у них есть каблук, подошва, голенище; носят повседневно, в холодное время, как в дождливую, так и в солнечную погоду.

Описать: тапочки, валенки, сандалии, чешки.

8. Пальчиковая гимнастика

В магазине много есть                                Показывают «домик»

Обуви хорошей,                                           Идут пальчиками по столу.

Есть сапожки и ботинки,                            Соединяют пальчики друг с другом, 

Босоножки, валенки, галоши.                    начиная с мизинца

***

Маша варежку надела.                               «Надевают»                      

- Ой, куда я пальчик дела?                         Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

Нету пальчика, пропал,                              Загибают и большой пальчик

В свой домишко не попал!                        Показывают «домик»

Маша варежку сняла                                  «Снимают»

- Поглядите-ка, нашла!                              Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

9. Динамическая пауза

Туфельки нарядные,                                    Правая нога вперед, на носок.

Туфельки парадные,                                    Левая нога вперед, на носок.

Лаковые, с ремешком,                                 Правая нога вперед, на пятку

И подошва с каблучком.                             Левая нога вперед, на пятку

Туфли Маше в самый раз                            Руки на пояс и «пляшут»

Можно выходить и в пляс


Загадки

Шутовский колпак

С головы снят,

На ноги надет, бубенцов нет.

Кто его надевает.

Тот холода не знает

(Колготы)

Нужен он в любой сезон,

В снег и в дождь…

(Комбинезон)

Дождь идет такой, хоть плач.

Я надену новый …

(Плащ)

Что наденут дети летом

С сарафаном и жилетом?

с юбкой, шортами и платьем?

Что на ножки надевать им?

(Носки или гольфы)

Если дождик, мы не тужим -

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.

(Ботинки)


Лексическая тема: Перелетные птицы.

1. Мимические упражнения

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюстей: Спокойное открывание и закрывание рта.

«Голодные птенчики» - максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу» - сглатывание слюны.

Упражнения для губ и щек: Поцелуй губами. (Кубы вытянуты вперед трубочкой).

Упражнения для языка: «Лопаточка» (удержание языка под счет до семи);

«Аист» - вытянуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать под счет до 6-8.

«Птенчики ждут пищу» - сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до 6.

3. Развитие речевого дыхания и голоса

Далеко-высоко

— Куда, птицы, летите?                          Дети делают глубокий вдох носом.

— Далеко-о-о!                                 Слова произносят на максимально длительном выдохе.

 

— Как, птицы, летите?                           То же.

— Высоко-о-о!

Журавли: И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Курлы-курлы!». Повторить 3—4 раза.

Грач : И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Крак-крак!». Повторить 3—4 раза.

4. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Выдели звук». Учить детей выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д.; давать звукам характеристику (Звуки гласные, потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду).

Учить детей обозначать звуки А и У фишками красного цвета в схемах слов.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Узнай птицу по описанию» Воспитатель описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребенок называет ее.

Игра «Улетает - не улетает». Воспитатель называет птицу, а дети машут руками, если улетает, и приседают, если остается зимовать.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Журавль - журавушка

Скворец - скворушка

Голова - головушка

Лебедь - лебёдушка

Птенец - птенчик

Шея - шейка

Крыло - крылышко

Гнездо - гнёздышко

Игра с мячом «Кто как голос подает»

Ласточка щебечет

Грач грает

Соловей заливается, свистит, щелкает

Кукушка - кукует

Журавль курлычет

Жаворонок звенит

Игра «Скажи какая стая?»

Стая лебедей - лебединая

Стая журавлей - журавлиная

Стая уток - утиная

Стая грачей - грачиная

Стая соловьев - соловьиная

Игра с мячом «Один - много»

Грач - грачи - много грачей

Стриж - стрижи - много стрижей

Жаворонок - жаворонки - много жаворонков

Скворец - скворцы - много скворцов

Журавль - журавли - много журавлей

Гусь - гуси - много гусей

Утка - утки - много уток

Селезень - селезни - много селезней

Ласточка - ласточки - много ласточек

Соловей - соловьи - много соловьёв

Птенец - птенцы - много птенцов

Игра «Четвертый лишний»

Ворона, грач, голубь, воробей.

Ласточка, кукушка, соловей, синица.

Петух, индюк, курица, ворона.

Журавль, аист, цапля, грач.

6. Развитие связной речи

Расскажи о птице по плану.

1. Кто это?

2. Какая это птица (перелетная или зимующая)?

3. Внешний вид (размер, окраска перьев, строение).

4. Чем питается?

5. Как поет?

6. Где зимует?

7. Какие у нее птенцы?

Например:  Ласточка чаще бывает в воздухе, где питается насекомыми, пьет на лету. Шея у нее короткая, клюв также короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на вилку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.

У лебедя тело вытянутое, шея длинная, клюв длинный и красный. Живет эта птица на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в камышах. По цвету оперения лебеди бывают белыми и черными.

9. Пальчиковая гимнастика

Летят лениво журавли.                             Взмахи перекрещенными кистями рук.

Летят они прощаются:

С елками зелеными,                                  Загибают по одному пальчику, начиная с большого

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами

10. Динамическая пауза

Опустел скворечник,                              Машут руками, как крыльями

Улетели птицы,

Листьям на деревьях                               Приседают

Тоже не сидится.

Целый день сегодня                                Встают, идут по кругу и машут руками

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку                            Бегут по кругу

Улететь хотят

Загадки (Отгадать загадки и выучить понравившуюся)

На шее - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик и певец.

(Скворец)

Мал конек за морем бывал:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце.

(Ласточка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

камнем падает с высот,

А весной в полях поет.

(Жаворонок)

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

(Грач)


Лексическая тема: Дикие животные готовятся к зиме.

1. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди.

Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы

2. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти: Спокойное открывание и закрывание рта. «Расчесывание» нижней и верхней губ зубами.

Упражнения для губ и щек: Многократное произнесение звука П (Пыхтит паровоз)

Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молоко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

Ежик фыркает. Вибрация губ.

Упражнения для языка:

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Упражнение «Маляр» (красим небо кончиком языка)

3. Развитие речевого дыхания и голоса

  • Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
  • Еж

Вот свернулся еж в клубок,                  Дети сидят на корточках (вдох).

Потому что он продрог.

— Ох-ох-ох!                                           Произносят на выдохе жалобно.

Лучик ежика коснулся.

Ежик сладко потянулся:                           Потягиваются (вдох).

— Ай-ай-ай!                                           Произносят на выдохе весело.

4. Речевая зарядка

Разговор Лисы и Зайца:

- Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су,

Зайка, где ты был?

- В лесу.

За-са-за-са

Ты не съешь меня, лиса?

5. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Выдели звук». Учить детей выделять последний звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб, тулуп…

Учить детей давать характеристику звуку: звук П – согласный (воздух встречает преграду (губы)), обозначаем его фишкой синего цвета.

Обозначение места звука в схеме: закрасим последний квадратик синим цветом, потому что звук П находится в конце слова.

Звуковой анализ слогов АП, УП.

6. Развитие лексико-грамматического строя речи

Дикие животные и их детеныши

Медведь, медведица – медвежонок, медвежата

Волк, волчица – волчонок, волчата

Лиса, лис – лисенок, лисята

Заяц, зайчиха – зайчонок, зайчата

Ёж, ежиха – ежонок, ежата

Лось, лосиха – лосенок, лосята

Олень, олениха – олененок, оленята

Барсук, барсучиха – барсучонок, барсучата.

Кто как голос подает?

Волк воет.

Лиса тявкает.

Медведь ревет.

Рысь рычит.

Кто где живет?

Медведь в берлоге.

Волк в логове.

Лиса в норе.

Белка в дупле.

Кто чем питается?

Медведь – ягодами, медом, овсом, мясом, рыбой.

Волк – мясом.

Лиса – мясом, рыбой, мышами.

Заяц – капустой, корой, ветками, морковкой.

Ёж – мясом, яблоками, молоком.

Белка – орешками, семечками, грибами, шишками.

Скажи ласково

Лиса – лисичка

Заяц – зайчик, зайчонок.

Волк – волчонок.

Медведь – медвежонок.

Белка – белочка.

Ёж – ежик.

Один – много

Белка – много белок. В дупле много…(бельчат)

Волк – много волков. В стае много… (волчат)

Заяц – много зайцев. Зайцы защищают своих …(зайчат)

Лиса – много лис). В лисьей норе много …(лисят)

Ёж – много ежей. Ёж учит ловить мышей своих…(ежат)

Медведь – много медведей. В цирке много …(медвежат)

Сосчитай до шести

Один бурый медведь, два бурых медведя, три бурых медведя, три бурых медведя, четыре бурых медведя, пять бурых медведей, шесть бурых медведей.

Рыжая лиса, белый заяц, злой волк.

Это чей? 

(Образование притяжательных прилагательных)

У лисы хвост (чей? – лисий, морда – лисья, лапы лисьи.

У волка хвост – волчий, морда – волчья, лапы  - волчьи

У зайца хвост – заячий, морда – заячья, лапы – заячьи.

У медведя хвост – медвежий, морда – медвежья, лапы – медвежьи.

Сравни зверей

Например: медведь больше зайца.

Кто больше: медведь или волк, заяц или лиса, лось или медведь, белка или заяц?

Кто меньше: волк или лось, лиса или белка, ёж или мышь, волк или медведь?

Кто из зверей больше зайца, но меньше медведя? (Лиса, волк)

7. Развитие связной речи

Расскажи о диком животном по плану

  1. Назови животное
  2. Опиши его внешний вид
  3. Какую пользу оно приносит людям?
  4. Как проводит зиму?
  5. Какие животные делают запасы на зиму?
  6. Какие животные впадают в зимнюю спячку?
  7. Какие животные зимой меняют цвет своей шкурки?

8. Пальчиковая гимнастика

Скачет белка шалунишка,                      «Бегают» пальцами по столу

Рвет с сосновых веток шишки,              Сжимают в щепоть пальцы на 

                                                                  правой, затем на левой руке.

Лапками сжимает ловко                         Поочередное сжимание в кулак

                                                                  пальцев на правой, затем на левой руке

И несет в свою кладовку.                      «Бегают» пальцами по столу

9. Динамическая пауза «Маленький кролик»

Маленький кролик, пушистенький кролик,    Скачут по кругу, сделав «ушки» из ладоней и 

                                                                             двигая ими вперед-назад

Всех нас заставил смеяться до колик:             Останавливаются, держатся за животики.

Прыгал за белкой, за уткой скакал,                 Сначала прыгают на прямых ногах, потом вприсядку

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.           Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу

Ах, как смешно его уши торчали!                   Делают «ушки» из ладоней.

Мы хохотали, души в нем не чая,                   Опять держатся за животы

Но, на опушке заметив лису,                           Смотрят из-под руки

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.             Подмигивают, разбегаются

Загадки

Родились зимой в берлоге,

Подрастали понемногу.

В шубках темных и мохнатых.

Как зовут их? (Медвежата)

Как в лесу осеннем тихо!

Попастись идет лосиха.

А за нею меж сосенок

Скачет маленький… (лосенок)

В чаще леса у норы

Много рыжей детворы.

Очень шустрые ребята.

Назовите их …(лисята)

Под кустами на опушке

Вижу серенькие ушки.

Из травы они торчат,

Ушки маленьких…(зайчат)


Лексическая тема: Сказка в гостях у детей

  1. Мимические упражнения

Мы ладошки растираем и лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются, губки улыбаются.

Подбородок разотрем, дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок, пусть погреется дружок.

  1. Артикуляционная гимнастика

Испекла бабушка колобок и поставила его на окошко остудить. Колобок печеный и язычок у него запечённый непослушный. Мы должны колобка научить говорить.

Сначала язычок лопаткой широкой, тонкой, очень гладкой положи.

Как сосчитаю до пяти, язык за губы убери – 1,2,3,4,5.

Снова язычок лопаткой, начинаю счет опять – 1,2,3,4,5.

А теперь у язычка поднимаются края.

Лопатка ухитрилась и в чашку превратилась

Розовая чашка – хрупкая бедняжка.

Чашка непростая, чашка расписная.

А над ней пчела летит, жалом грозит («жало»)

В травке змейка извивается, то прячется, то появляется.

Вот котенок, словно игрушку катает от ниток катушку.

Вот болтушки – белобоки разболтались две сороки.

Вот лошадка мчится, цокают копытца.

Цок-цок-цок-цок – стал послушным язычок.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов
  • Научился колобок говорить, скучно стало ему лежать на окошке, и стал он зевать: А-а-а (руки вверх, через стороны вниз) – 3-5 раз.
  • Он спрыгнул с окошка и покатился по тропинке к лесной полянке. На ней росли замечательные белые ромашки: О-о-о – восхитился колобок (руки от плеч вверх)
  • Восхищаясь красотой цветов, колобок не заметил, как докатился до леса. В лесу росли огромные вековые деревья: У-у-у – удивился колобок (руки от плечей  вперед)
  • Игра «Выдели звук». Выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой.
  • Звуковой анализ слога ОП
  • Игра «слушай, повторяй» Ап-оп-уп; уп-ап-оп. И т.д.

  1. Динамическая пауза «Теремок»

Стоит в поле теремок,                    (Поднимают руки вверх – домиком)

Он не низок, не высок.                   (Приседают, руки вниз – поднимаются на носочки, руки вверх)

На двери висит замок,                    (Сцепляют пальцы в «замок» делают полуприседания)

Кто его открыть бы смог?              (Постукивают ладонью о ладонь, вращают ладонями)

Постучали, покрутили                    (Потягиваются, поднимая руки вверх, разжимают пальцы

Потянули и открыли.                       и опускают руки через стороны вниз)

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре

Колобка мы все лепили.                                           Сжимать кулачки.

Муку сеяли, сеяли, тесто мяли, мяли.

После колобка катали                                               Имитация движений

Получился колобок – колобок румяный бок.         Пальцы согнуть, подушечки соединить

Брюшко – подушка, по бокам – ушки.

  1. Развитие лексико-грамматического строя речи

  • Посмотри и назови героев сказок

  • Игра «Подскажи словечко»

Испекла бабушка…(колобок)

Положила остудить на окошко.

Надоело лежать…(колобку)

Прыг с окна и нет..

И покатился…

Старуха со стариком побежали за …

Но быстро катился…

Не догнали старики…

Долго потом грустили о …

  • Скажи по-другому (подбор слов похожих по смыслу)

Замесила баба тесто (перемешала)

Испекла баба колобок, пошел по избе дивный аромат(чудесный, чудный, приятный, удивительный, замечательный)

Старики долго грустили о колобке (печалились, тужили, страдали и т.д.

  • Отгадай, о ком речь (по описанию узнать героя сказки, сначала описывает педагог, затем дети)

  • Образование притяжательных прилагательных

Терем-терем-теремок, он не низок не высок.

В нем зверушки живут, каждый день блины пекут.

Любят все они трудиться и, конечно, веселиться.

Много в тереме окошек, не найдете там вы кошек,

Кто сумеет по хвостам назвать живущих там.

(заячий хвост – у зайца, лисий – у лисы и т.д.)

  • Доскажи словечко

Много сказок есть на свете, все их очень любят дети.

Ну-ка, сказки вспоминайте, нужное слово добавляйте.

Доктор…., спящая…, мороз…, крошечка…, принцесса на…, Кощей… и т.д.

  • Пересказ прочитанных сказок, разыгрывание по ролям.

Лексическая тема: Игрушки.

1. Развитие артикуляционной моторики

«Серая кошка»

Кошка серая гуляет, в прятки язычком играет (показать широкий язычок и спрятать)

Сладко-сладко так зевает (позевывание)

Ловко хвостиком виляет («часики»)

Под забором пролезает (просовывать язычок между стиснутыми зубами)

Кошка весело играет, мяч в ворота загоняет (кончиком языка давим то в правую, то в левую щеку)

Язычок свой охлаждает (поддувание на кончик языка)

Молоко она лакает («Чашечка»)

Губки кошка облизала («Вкусное варенье»)

Зубки кошка показала («Оскал»)

И «Спасибо» нам сказала.

2. Развитие речевого дыхания и голоса

Качели. И.п.: ноги слегка расставлены. 1 — руки вверх-вниз, выполнить перекаты ног с пятки на носок (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кач-кач! Кач-кач!». Повторить 3—4 раза.

Неваляшка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — переносить тяжесть с одной ноги на другую (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дили-дили-дили-дон!». Повторить 2—3 раза.

Надуй воздушный шарик. И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, как бы держат воображаемый шарик. 1 — сделать плавный выдох через нос; 2 — на выдохе, под счет до 4-х, произносить звук [ш]. Повторить 3—4 раза.

3. Развитие фонетико-фонематических процессов

Деление слов на слоги: машина, медведь, зубы, Ваня. Определение количества слогов (сколько раз хлопнули).

Звуковой анализ слогов: АП, ОП, ИП.

Игра «Хлопай, не зевай». Педагог произносит ряд звуков, а затем слогов. Ребенок должен хлопнуть на звук И (на слог со звуком И)

Закрепление понятий: гласный, согласный звуки, слоги, слово.

4. Развитие лексико-грамматического строя речи

Скажи ласково

Мяч – мячик

Кукла – куколка

Мишка – мишенька

Пирамида  - пирамидка

Матрешка - матрёшечка

Коляска – колясочка

Пистолет – пистолетик

Игрушка – игрушечка

Один-много

Мяч – мячи – много мячей

Кукла – куклы – много кукол

Кубик – кубики – много кубиков

Мишка – мишки – много мишек

Машина – машины – много машин

Собачка – собачки – много собачек

Пирамида – пирамиды – много пирамид

Матрешка – матрешки – много матрешек

Флажок – флажки – много флажков

Коляска – коляски – много колясок

Сосчитай до шести (с выделением окончания голосом)

Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей.

(Кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамида, юла, матрешка, мозаика, флажок, коляска, пистолет.)

Скажи какой или какая?

Мяч (какой?) – резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, маленький, твердый, гладкий.

Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, маленькая, пластмассовая, резиновая.

Машина (какая?) – грузовая, красивая, большая, маленькая, пластмассовая, железная.

Это чей?

Это (мой, моя, мои) …мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамида, юла, матрешка, мозаика, флажок, коляска, пистолет.

Скажи по образцу (С выделением окончания голосом)

Машина стоит – машины стоят.

Кукла спит – куклы спят.

Мяч прыгает – мячи прыгают.

Мишка ревет – мишки ревут.

Собака лает – собаки лают.

Коляска едет – коляски едут.

Флажок висит – флажки висят.

Игра «Узнай игрушку по описанию»

Воспитатель описывает игрушку, ребенок должен угадать ее. Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

5. Развитие связной речи

Составь описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

1. Что это?

2. Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

3. Из какого материала сделана?

4. Как с ней можно играть?

Например: Это кукла, она большая, красивая, у нее желтое платье. С ней можно играть в дочки матери.

6. Пальчиковая гимнастика « На прогулку»

Раз, два, три, четыре, пять,                                Сжимают и разжимают кулаки

Мы во двор идем гулять.

Мы во двор идем гулять.

Что с собой мы будем брать?                             Пожимают плечами

Раз – лошадка, два ведерко,                               Загибают по одному пальцу на каждое 

Три – ушастый пес Трезорка,                             название игрушки

А четыре – грузовик,

В нем возить я все привык.

Пять – любимый красный мячик,

Он катается и скачет,

Шесть – сестренкина скакалка,

Что порвал ее я, жалко.

Семь – резиновый котенок,

Восемь – розовый утенок,

Девять – формочек гора,

Десять – новая игра.

Я хочу тебя спросить:                                        Вновь пожимают плечами.

«Как все это выносить?»

7. Динамическая пауза

Я люблю свою лошадку,                             Скачут на воображаемой лошадке.

причешу ей шерстку гладко,                       Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Гребешком приглажу хвостик                    «Гладят хвостик».

И верхом поеду в гости.                              Скачут на воображаемой лошадке.

11. Загадки (отгадай загадки и выучи понравившуюся)

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

Но ударишь – нипочем

Не угнаться за…(мячом)

В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые …(матрешки)

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…(шары)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он – веселая игрушка,

А зовут его…(Петрушка)


Используемая литература

1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логопедической группе. –М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.

2. Нищева Н.В. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

4. Сидорова У.М. Учим  слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. - М.:ТЦ Сфера, 2018.

5. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...