Создание учителем-логопедом атмосферы эмоционального комфорта у детей в процессе образовательной деятельности с использованием песка.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Пятецкая Полина Григорьевна

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, со­вок - первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Давайте мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в разви­вающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая раз­личные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего ми­ра. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внут­реннего Ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_143_pesochnaya_terapiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание учителем-логопедом  атмосферы эмоционального комфорта у детей в процессе образовательной деятельности с использованием песка.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143»

г. Воронежа,

учитель-логопед  Пятецкая П.Г.

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что мы приобретаем ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Давайте мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.        

Педагоги интуитивно подошли к таинству «песочной   терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды, но не используют их для решения определённых задач, так как считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом и играть с ними даже не надо — они это делают сами.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность ребёнка «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею - идею «терапии песком».  Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу и многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

      Уникальные возможности песка с обучающими и психотерапевтическими   целями стали использоваться в России с 90-х годов прошлого столетия.

С 2000-х годов он стал более широко применяться в педагогической практике.

С 2004 года я стала применять в собственной практике элементы нетрадиционных форм работы и обратилась к песочной игротерапии.  Почему песочная игротерапия? Потому что, как говорилось выше, – это естественная игровая среда для ребёнка, которая является естественной формой самовыражения для каждого малыша, она освобождает его  творческий потенциал,  внутренние чувства, восприятие, даёт возможность переноса имеющегося опыта в существующую действительность, обеспечивает непосредственно игру.

Песок – это замечательный сенсорный материал,  удивительная по своим возможностям предметно-игровая среда, прекрасный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования, способствующий развитию «тактильной» чувствительности, как основы развития «ручного интеллекта».

   А способность песка снимать отрицательную энергию особенно актуальна в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основе положительного эффекта песочной игротерапии лежат в совокупности  графомоторные занятия с песком при создании определённых картин-сюжетов  и получаемое малышом при этом удовольствие. Ребёнок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления концентрации внимания, развития памяти, воображения,  любознательности, увлечённости, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры  и коммуникативных навыков. Целенаправленная игра с песком способствует не только совершенствованию имеющихся у детей практических приёмов и навыков, но и предупреждению речевых и неречевых отклонений. Учитывая, что мышление дошкольников преимущественно наглядно-образное, занятия с песком дают возможность широкого применения наглядных зрительных опор, позволяющих сделать процесс обучения более интересным.  В современных условиях, связанных с информационной пресыщенностью дошкольников, качественным изменением состава детей в ДОО,  применение  элементов «песочной терапии» в работе с детьми остается  актуальным. Использование ее в коррекционной работе приобретает  особую значимость, так как на протяжении ряда лет отмечается снижение эффективности традиционных форм работы, обусловленное быстрой утомляемостью дошкольников, особенно детей  с нарушениями речи, снижением их познавательной активности и работоспособности. «Песочная терапия» уменьшает утомляемость детей, поддерживает их познавательную активность на занятиях и повышает эффективность  коррекционной работы в целом.

Исходя из собственного опыта,  могу сказать: «Игры с песком – это  удивительная   мотивация к логопедическим занятиям и залог успеха в развитии речевой  деятельности».

Как же  проходила работа по применению песка? Сначала игра с песком была одним из этапов  индивидуально-подгруппового занятия в форме игры-путешествия  в     страну звуков и букв, в основном для автоматизации изолированных звуков.

Получив небольшой опыт использования игр с песком,  я стала практиковать подгрупповые  игры-занятия, включавшие работу над развитием фонематических процессов, лексико-грамматические упражнения, связную речь. Форма проведения – путешествие. Тема занятия определялась сюжетом игры. Так в рамках работы центра педагогического мастерства на базе нашего д/с были показаны занятия: «Путешествие в Звукоград», «На планете волшебницы Речи», «На острове игрушек», «Путешествие в  Лилипутию и Великанию», «В гостях у Кота Учёного» и другие.  В ходе игры,  дети выбирали для построек на песке игровой материал по заданию логопеда и располагали его в песочнице по предложенному плану или по речевой инструкции,  рассказывали о  своих действиях.

  Игры и упражнения, используемые для создания сюжета на песке, способствуют также решению поставленных педагогических задач.

Например: «Узнай по схеме» - подобрать игрушку по предложенной на карточке схеме слова и разместить её на песке по желанию или по инструкции взрослого; в  игре  «Где чей дом?», схема слова располагается взрослым сразу на песке;

 - «Звуковые полянки». Детям предлагается отметить на песке буквами место для «полянок» и  разместить на них фигурки или предметы с заданным звуком в названии, выбранные из предложенных. Рассказать о получившемся;

- «Узнай по описанию». Детям предлагается узнать игрушку или предмет, о которой педагог говорит, найти её среди предложенных и разместить потом на песке. В зависимости от поставленных задач игра может быть направлена на обогащение словаря, если описание включает называние частей предмета или на закрепление родовых понятий.  

- «Сравни, где больше?» Игра направлена на упражнение в согласовании существительного и числительного. Детям предлагается  пересчитать предметы на каждой «полянке», определить, с каким звуком предметов больше;

-«Найди братца». Определить первый звук в слове-названии найденной в песке фигурки подобрать к нему слово-пару по принципу твёрдости-мягкости согласного.

          При организации игр-занятий с песком я использовала сшитую  куклу, названную мною «Звукарик», но может быть использована обычная кукла, которую можно назвать  «Песочная фея», «Королева песочного мира», «Хозяйка песка» и т.п. Кукла предъявляется детям только при игре в песок, так как через неё можно объявлять все правила поведения в песочнице, запреты и поощрения.

В работе секций на  мастер-классе я познакомлю вас с  примерным перечнем игр и упражнений для занятий с песком, а также мы поиграем.

Что же нужно для организации игры с детьми в песочнице?

1. Согласие и желание ребёнка.

2. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, порезов и ссадин на руках, отсутствие кожных заболеваний.

3. Творческий подход педагога к проведению занятий в песочнице.

   Для оборудования песочницы необходимы:

 - деревянный или пластмассовый ящик, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта небо).  Высота бортов  не менее 10см. Для групповых занятий используется ящик размером не менее 90 х 70 см, песок в нем можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий подойдут несколько пластиковых прямоугольных контейнеров;

 - чистый песок жёлтого или светло-коричневого цвета, заполняющий песочницу на 1/3 объёма. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в духовке или подвергнуть кварцеванию). Песок необходимо кварцевать не реже одного раза в неделю с указанием даты кварцевания на бирке, прикреплённой к внешней стороне песочницы;

 - набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах):

а) лопатки, широкие кисточки, сита, воронки, разнообразные пластиковые формочки (изображающие овощи, фрукты, животных, транспорт, геометрические фигуры), формочки для теста;

 б) миниатюрные игрушки (высота 5-10см), изображающие людей, животных и растения, транспорт и т.д.;

в) наборы маленькой игрушечной посуды и мебели;

г) различные здания и постройки;

д) бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.

Правила игры в песок.

1.Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2.Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3.После игры надо помочь убрать все игрушки на свои места.

4.После игры в песке надо помыть руки.

Использование кинетического песка имеет такой же мотивационный эффект, как и применение обычного, но возможности кинетического песка значительно ниже.  

Список использованной литературы

1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» СПб., 2002г.

2. Сакович Н.А.  «Технология игры в песок. Игры на мосту» - СПб., 2006г.

3. Толстова Н.П., Потеева А.Ю. «Игры с кинетическим песком в практике логопеда», журнал «Логопед»  №5,  2016 г.  

4. Васильева Е.В., Васильева Н.А. «Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи», журнал «Логопед»  №1, 2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143»

г. Воронежа,

учитель-логопед  Пятецкая П.Г.

МАСТЕР -  КЛАСС

Дидактические игры – упражнения

 Для закрепления изолированного произношения звука могут быть использованы следующие игры:

-скользить, по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук. Например: «Тигр рычит: р-р-р;  жук жужжит: ж-ж-ж, и т.д.;

-«Следы на песке», «Ползут змейки» - ребёнок пальцами делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки–паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, произнося при этом изучаемый звук;

- «Лесенка» - проговаривая изучаемый звук, рисовать пальцем или  выкладывать на песке из счётных палочек лесенку, проговаривая закрепляемый слог, затем «пройтись» по лесенке каждым пальчиком правой и левой руки поочерёдно, снова проговаривая на каждый шаг определённый звук или слог;

-«Звуковые дорожки», «Слоговые дорожки», «Слоговые ряды» - скользить пальцем или игрушкой с определённым звуком в названии по песочным дорожкам-лабиринтам, проговаривая речевой материал;

Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

- «Что изменилось?» или «Кого (чего) не стало?» - после завершения постройки детям предлагается закрыть глаза, а через несколько секунд открыть их снова и определить, что изменилось в песочнице.

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи может проходить как параллельно с созданием сюжета на песке, когда дети оречевляют действия,  так и в отдельной игре. Например, в играх «Кого не стало?», «Один-много» в речи ребёнка закрепляется форма родительного падежа существительных, игра «Что изменилось?» направлена на закрепление в речи ребёнка предлогов.

«Узнай по описанию»- детям предлагается узнать игрушку или предмет, о которой педагог говорит, найти её среди предложенных и разместить потом на песке. В зависимости от поставленных задач игра может быть направлена на обогащение словаря, если описание включает называние частей предмета или на закрепление родовых понятий.  

-«Назови ласково» - закрепление уменьшительно-ласкательной формы существительных.  

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

- «Узоры на песке» - педагог предлагает украшать  песочный дом узорами на песке (можно из геометрических фигур, букв, цифр и т.д.) или продолжить  рисунок педагога.

Развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

- «Маленькие волшебники – мы создаём мир» -  педагог показывает способы построения  - в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - это город, деревня, лес, река, озеро и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка самостоятельно и по инструкции создавать разнообразные постройки. ( «Лес, поляна и их обитатели»; «Море, река, озеро и их обитатели»; и т.д. в соответствии с тематическим планированием.

Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

- «Песочные строители» - педагог просит детей помочь построить домики для жителей песочной страны только в определённом месте и определённой формы. Например, для колобка в правом верхнем углу и только круглый. Дети «строят» с помощью формочек, делая нужный отпечаток. Узоры можно выкладывать на песке из камешков, желудей, пуговиц и т.д.

- «Песочные прятки» - прячутся сказки или сказочные герои (заламинированные картинки с сюжетами из сказок закапываются в песок, нашедший узнаёт сказку и рассказывает её)

Снижение психофизического напряжения.

- «Здравствуй, песок!» - педагог предлагает детям «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка:

1.Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Ребёнок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3.Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной её стороной. Старшие дети рассказывают о своих ощущениях, сравнивают их.

4.Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

- «Необыкновенные следы»:

1. «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребёнок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, - «жучки здороваются»).

5. «Кулюмулюндия» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация детей в процессе образовательной деятельности по ФЭМП

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Тренинт для воспитателей "Создание благоприятного психологического микроклимата способствующего эмоциональному комфорту всех детей".

Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям. Задачи: выработать позитивное отношение к ребенку; выработать эмоционал...

Условия создания в группе эмоционального комфорта в период адаптации детей

Эта статья поможет воспитателям комфортно адаптировать детей к условиям детского сада....

Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности  «Ребенок открывает мир природы»...

Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....

Мастер-класс для воспитателей «Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек»

Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек....