Биоэнергопластика
учебно-методический материал по логопедии

Евсикова Татьяна Геннадиевна

Биоэнергопластика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь. В дошкольном возрасте особый период – возраст до 3х лет.

Успешность логопедической работы во многом зависит от грамотной организации коррекционной работы, умения педагога вовлечь ребенка в разнообразную деятельность, стимулирующую интерес и высокую познавательную активность. Много лет имея возможность заниматься с детьми младшего дошкольного возраста я обратила внимание на то, что дети, выполняя артикуляторные упражнения показывают лучший результат и более внимательны, если задействуют движения кистей рук. («Кошка лакает молоко»). Постепенно сложилась система сочетания артикуляторных упражнений, движения кистей рук, звукоподражаний. Я разместила этот материал на своем сайте в 2014г.  В прессе стали появляться публикации логопедов о применении этих приемов для детей старшего дошкольного возраста. И, наконец, кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна опубликовала свои исследования, подвела научную базу и является автором метода биоэнергопластики.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек, как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения рук и тела.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику (по данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко)

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.

Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.  Можно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Ребятам больше нравится выполнять артикуляторные упражнения, сочетая их с движениями кисти в игровой форме. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания. Особое внимание я уделяю использованию биоэнергопластики для детей с диагнозом дизартрия, гиперактивностью, дефицитом внимания.

Биоэнергопластика позволяет:


1. Стимулировать действие зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью.
3. Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость.
4. Развивать координацию движений руки.

Я занималась с гиперактивным  ребенком, у которого артикуляторные упражнения вызывали отторжение, он не мог сосредоточиться на выполнении какого либо действия. Но включение этих действий в игру помогли овладеть ему недоступными для него заданиями На фотографиях видно как этот ребенок старается как можно лучше выполнить упражнения.                 Большие проблемы с выполнением артикуляторных упражнений возникают у детей различными степенями дизартрии. Включение в занятия метода биоэнергопластики помогает справиться с трудностями, повышает эффективность занятий.

На протяжении ряда лет я занимаюсь с детьми младшего дошкольного возраста.На занятиях я совмещаю сказочный сюжет с методом биоэнергопластики. Я рассказываю сказки, которые сама придумываю, в процессе занятия дети показывают движениями кисти, пальчиков, и артикуляторными позами героев сказки, их жилища, чем питаются, особенности строения тела.

                Далее в процессе занятий я добавила графу «Кто как говорит», что позволило тренировать слуховое внимание, фонематическое восприятие, дифференцировать глухие и звонкие звуки,  вызывать трудные для ребенка звуки

 Я предлагаю Вашему вниманию схему для проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста с использованием  биоэнергопластики. Эт схема опубликованы на моем сайте. В процессе занятий выбираются согласно сюжету герои сказки и показываются соответственно схеме. Через некоторое время дети  научаются выполнять эти движения , дети выполняют их с удовольствием, что повышает качество занятий.

Целью данных занятий является:

-активизация речевой деятельности

-формирование знаний о животных

-развитие артикуляционной моторики

-тренировка мелкой моторики.

- развитие фонематического восприятия

- формирование слоговой структуры.

Схема упражнений «Лесные обитатели», «Домашние животные».

Животное

обитатель

пальч. упр.

Звукоподр.

Слуховое

восприятие

Питание.

Пальчик.

упражнен

Артикул.

упражне-

ние

Жилище

Пальчик.

упражн.

Ёжик

Медведь

Белка

Волк

Кошка

Корова

Собака

Утка

«Иголки у

ежа.»

«Лапы

медведя»

«Белка крепко дер-

жится за ветки лапками»

«Лапы волка»

«Коготки»

«Рога»

«Лапы собаки»

«Клюв утки»

Фу-фу-фу

Фа-фа-фа

Фо-фо-фо

Фа-фо

Ы-ы-ы

Ца-ца-ца

Цо-цо-цо

Цу-цу-цу

Ца-цу

Ац-ац

У-у-у

Мяу-мяу

Мур-мур

Мяу-мур

Му-му-му

Мо-мо-мо

Ма-мо

Ав-ав-ав

Ов-ов-ов

Ав-ов

Кря-кря

Яблоки

Мёд

Орехи

Косточка

Толстая, тонкая.

Блюдце с молоком

Травка качается на ветру

Косточка

Червячки

«Надуем

щечки»

«Лижем медок»

«Орешки

за щечкой»

«Грызем косточку»

Толстую, тонкую.

«Лакаем молоко»

«Чашка с молоком»

«Грызем косточку»

«Клюв утки»

Под

Кустиком

Берлога

Дупло

Логово

Мягкий коврик

Крыша фермы

Конура

Крыша фермы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние биоэнергопластики на речь

Биоэнергопластика То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости....

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...