Диалоги для развития интонационной выразительности.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Муравьева Мария Григорьевна

В материале представлены диалоги для развития интонационной выразительности, которые можно использовать на занятиях по  разным лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialogi_dlya_razvitiya_intonatsionnoy_vyrazitelnosti.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Капуста.

-Обвязала голову,

Ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно?

Закуталась капуста?

- От солнца я нашу чалму.

Жара мне вовсе не к чему.

Яблоня.

-Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!

Обновка.

Кто купил в горошек ситцу?

Папа- вот кто.

Сшила что за мастерица?

Мама - вот кто.

Кто в обновку нарядится?

Чья дочурка, баловница?

Маша - вот кто.

-Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы ручки работали?

- Мы грибочки собирали.

-А вы, глазки, помогали?

- Мы искали, да смотрели -

Все пенечки оглядели.

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил.

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

Елочка.

-Елочка, елка,

Колка иголка,

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- что в лесу?

- Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи -

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Медведь.

- Ты куда идешь медведь?

- В город, елку поглядеть.

- Да на что тебе она?

 - Новый год встречать пора.

 - Где поставишь ты ее?

- В лес возьму, в свое жилье.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

- Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали?

Что вы видали?

- Мы видали волка:

унес он гусенка,

Да самого лучшего,

Да самого большего.

- Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щиплите вы волка,

Спасайте гусенка.

- Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

За чем идешь7

 - За водой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!

Веселый магазин.

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?

 - Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупатели еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

- Две копейки огурец!

- Дайте нам по огурцу!

- Заплатите продавцу.

Почтальон.

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

Паровоз.

- Паровоз,  паровоз,

Что в подарок нам привез?

 - Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

- Эй. жук!

Наш друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

- А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом...

Дождь.

Кто там топает по крыше?

 - Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

- Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли -

- Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

- Топ-топ-топ.

Носорог.

- Какой же ты неряха, Носорог!

Все время у тебя ужасный вид:

Измята шкура, съехал на нос рог -

И как тебе от мамы не влетит?

- Кисонька-мурысонька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна! Не ешь одна!

"Все здесь"

Надя с бабушкой пошли в поле.

Колосьев в нем видимо-невидимо.

И все немного усатые. Надя спросила:

- Бабушка, а что тут растет?

- Хлеб, внученька.

- Хлеб? А булки где?

 - И булки здесь, внученька.

- А баранки?

- И баранки здесь.

- А пряники?

- И пряники здесь.

Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

Портниха.

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одежка!

Курица с цыплятами.

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

- Мы с тобой шли?

- Шли.

- Подберезовик нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- Так где же он?

- Кто?

- Подберезовик.

- Какой?

- Мы с тобой шли?

- Шли....

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

след собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень. Только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Что случилось с зимой?

Ну и ну! Зима промокла!

В дождевых дорожках стекла.

Елки зябнут под дождем,

И гулять мы не идем.

Эй, зима, довольно плакать!

Надоели грязь и слякоть!

Где мороз, и снег, и лед?

Дождь все льет, и льет, и льет...

Что с тобой, зима, случилось?

Ты, быть может, заблудилась?

Может, сбилась ты с пути

И не можешь нас найти?

У окошка мы сидим,

Без тебя, зима, грустим...

Песня машиниста.

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Только я и паровоз -

Мы не спим.

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым.

К небу дым.

         

Воробей

– Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

– Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Мышонок и хрустальный кувшин.

Однажды, укрывшись в буфете старинном,

Шептался мышонок с хрустальным кувшином:

- Я чуть было в лапы коту не попался!

А ты? Почему ты в потемки забрался?

Ведь ты не съедобный, нарядный и звучный!

Что делаешь тут, одинокий и скучный?

Кувшин отвечал, запинаясь от злости:

 - Меня достают, когда в доме есть гости,

А гости бывают два раза в году...

Два раза в году я стою на виду.

Дедушка Рох

Посеял горох

Землю пахал -

Тяжко вздыхал.

Когда убирал,

Пот утирал.

Когда молотил -

По пальцу хватил.

Зато, когда ел,

Язык проглотил -

До того вкусно было.

  • Солнце, солнце,

Ты откуда?

  • Я из тучки золотой!
  • Дождик, дождик,

Ты откуда?

  • Я из тучи грозовой!
  • Ветер, ветер,

Ты откуда?

  • Я из дальней стороны!

ЗОНТИКИ

  • Как сделать триста зонтиков?

Спросил у мамы мальчик.

Она ему ответила:

  • Подуй на одуванчик.

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

  • Как ты могла?

Пчела в ответ:

  • А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:

Я берегла его на ужин.

М. Бородицкая

БЕЛОЧКА
– Где ты, белочка, была?
– В роще жёлуди рвала!
– А ещё где побывала?
– Под сосной грибы искала!
– Набрала орешков где?
– Возле берега в воде!
– Разве там они растут?
– Нет, они скатились в пруд!

                 

             ЁЖ
– Ах ты, ёж – две пары ножек
И колючий мячик! –
Почему от нас ты, ёжик,
Чёрный носик прячешь?
– Оттого, что я, ребятки,
Обожаю игры в прятки!

У кого длиннее хвост? –
Мой вопрос совсем не прост!
– У меня, – сказала мышка, –
В два шажка длиною, с лишком!
– А вот мой, – мурлычет кошка, –
Мышьих трёх длинней немножко.
– Мой длинней, – залаял пёс, –
Утереть могу им нос!
– А у нас, – пищит зайчонок, –
Он пушистый, и не тонок!
– Замолчите! – рявкнул волк, –
Да какой от ваших толк?
Поглядите на лису, – 
Всех пышнее хвост в лесу!
Заревел медведь:
– Вы зря! –
Хвост в полтела у угря!
– Нет! – ответила змея, –
Хвост длиннющий – это я!

ПОЧЕМУ ЧЕРЕПАШКА
НЕ БЫВАЕТ В ОСТЯХ?
Кто сказал, что черепашка
Гостевала у барашка?
А затем в лесу у заек?
Возле скал морских у чаек,
У налима – в водоёме?
Нет! 
В своём – повсюду доме!

ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ
Не пойму никак спросонок:
– Кто в постель залез? – Котёнок!
– Кто ползет, дрожа от страха,
За котёнком? – Черепаха!
– Кто там трётся возле ног?  –
Барсик – маленький щенок!
– Кто уселся на кровать?
– Эй, сынок! Пора вставать!
Все пришли за угощеньем. –
У тебя ведь день рожденья!

МЫШЬ И КОТ
Возле норки села мышь:
– Где ты в доме, котик, спишь?
Рядом с норкой на полу,
Иль на коврике в углу?
Что на завтрак ешь, дружок –
Рыбку или творожок?
Что лакаешь из стакана –
Молоко или сметану?
Где твой стул, и где твой стол?
Котик молвил: 
– Это – пол!
На полу я просыпаюсь,
Чищу шёрстку, умываюсь.
На полу я ем в углу
И играю на полу.
По нему бродить люблю
И на нём мышей ловлю!

У меня в кармане ёж

— У меня в кармане ёж!

— Ну и что ж!

— У меня в кармане ёж!!

— Ну и что ж!

— У меня в кармане ёж!!!

— Ну и что ж!

— Ну и что же?!

Скажешь тоже!

Как из этого кармана

Я теперь его достану?!!

КОТ МОРСКОЙ
– Расскажи, ты кто такой?
– Житель моря – кот морской!
– Котик, где твой пышный хвост,
Где усы и мягкий нос?
– Мы, подводные коты,
Носим плоские хвосты,
И шершавые носы,
И колючие усы!

ЗВЕРЬ НА БУКВУ Ю

– У   него   длиннющий хвост?

– Да.

– У   него   огромный   рост?

– Да.

– У   него   густая   шерсть?

–  Да.

– У   него   копыта   есть?

– Нет.

– Зубы    острые   у   зверя?

– Да.

– Я   боюсь   его   тогда.

– А   этот   зверь   совсем   не   страшен.  Это   просто   кошка наша.

– Почему   она   на “Ю?

– Юлькой   кошку   звать   мою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста

Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с дизартией.

Система работы по формированию просодических компонентов речи у детей логопедических групп....

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов

Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи....