Развитие интонационной выразительности речи у детей с дизартией.
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Система работы по формированию просодических компонентов речи у детей логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestv_harakt._rechi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интонационной

выразительности речи у детей с дизартрией.

Сейчас в школах практикуются научные конференции.  Дети,  начиная с начальной школы, готовятся, защищают свою работу, выступая с докладами и сообщениями. Если работа будет отлично подготовлена, но ребёнок не сможет выразительно прочесть её, то она потеряет свою силу и даже смысл, этого человека сложно слушать, такие люди теряют аудиторию.

        Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

У детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, даже если все звуки поставлены и введены в самостоятельную речь,  к сожалению, при связных высказываниях мы наблюдаем смазанную, невыразительную речь, ребёнок не владеет интонацией, не моделирует голосом.

Становление связной устной речи базируется на:

  1. сформированных просодических компонентах (темп, ритм, интонация, голос, четкость звукопроизношения, дикция);
  2. плавности изложения высказывания (диафрагмальное произвольное дыхание);
  3. умение использовать смысловое (логическое) ударение

 

Нормализация мышечного тонуса.

Общая моторная сфера детей со стёртой формой дизартрии  характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

         Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. Ребёнок со стёртой формой дизартрии плохо воспринимает состояние напряжённости или расслабленности мышц.

Чтобы дети могли свободно говорить, необходимо научить их преодолевать избыточное мышечное напряжение. Напряжённое состояние его нервной системы препятствует интонационной выразительности речи. Поэтому включаем в систему занятий, комплекс расслабляющих упражнений по методике  доктора Д. Джекобсона, основанный на сравнении напряжения и расслабления мышц способствует нормализации мышечного тонуса детей. Упражнения по релаксации помогают создавать у детей спокойное настроение, расслабленное состояние мускулатуры, что необходимо для исправления звукопроизношения.

Воспитание дыхания и развитие голоса.

 От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса.  Нами был разработан  комплекс дыхательных упражнений с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания:

  1. Статические дыхательные упражнения, основная задача которых – воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.
  2. Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации.
  3. Фонационные дыхательные упражнения.

Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный выдох, частые доборы воздуха ртом. Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних рёбер, развитию носового дыхания. На подготовительном этапе занятия начинаем со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки. Упражнения начинаем  лёжа, что способствует смещению центра тяжести вниз, ребёнка просят подышать одна рука логопеда на груди, вторая на животе (в области желудка). Ребёнок надувает животик, при выдохе просим ребёнка произнести щелевой звук, который ребёнок поизносит чисто. Для лучшего усвоения упражнений используем игровые моменты и схематические изображения. («Надувайся пузырь», «Покачаем игрушку», «Войдём в благоухающий сад». После установлении ровного ритмического дыхания, переходим к формированию навыков дыхания во время двигательной активности. Динамические дыхательные упражнения укрепляют организм, развивают фонационное дыхание, подготавливают обучающих к интенсивным голосовым нагрузкам. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук и шеи. Основная цель тренировки достигается за счёт изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения выполняем медленные и плавные движения. В комплекс упражнений для воспитания правильного дыхания включаем активизирующие и релаксационные упражнения, что позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность. Многократно повторяемые упражнения становятся стереотипными и автоматизированными, в результате чего изменяется характер и ритм дыхания. Взамен поверхностного и частого дыхания формируется более спокойное и глубокое, которое обеспечивает оптимальное звучание. Наряду с традиционными упражнениями мы используем компьютерную программу «Игры для Тигры», модуль «Дыхание».

        Работу над фонацией начинают с глухих щелевых согласных, которые не вызывают трудностей. Выполнение этих упражнений осуществляется статически или динамически (медленное разведение рук в стороны, наклоны и повороты головы и туловища, движение ног и т. д.), тренируется длительный выдох. Занятия начинаем с массажа гортани, лёгкое постукивание в области груди, в это время попеваем гласные звуки.  Далее отрабатываем артикуляцию гласных, используя звуковички с рисунком артикуляции губ. Систематически включаем в работу упражнения для развития полётности голоса. Полётность голоса определяется таким качеством, как сила звука. Полётность голоса – умение послать голос, не переходя на крик, на необходимое, даже большее расстояние. Плавное длительное произнесение гласных звуков закрепляется в играх с мячом, дети бросают мяч взрослому, при этом произносят гласные звуки с одинаковой громкостью. Представляя, что звук как будто «летит» вместе с мячом. Плавное длительное пропевание гласных звуков, способствует отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над интонационной выразительностью речи.

Развитие артикуляционной моторики.

У детей с дизартрией артикуляционная моторика отличается истощаемостью, нарушением скорости и плавности переключения поз, дискоординированностью, нарушением статики и динамики. Зачастую звуки у детей поставлены, но их речь отличается монотонностью, смазанностью, нечётким произношением гласных и согласных звуков...  

Поэтому считаем необходимым продолжить работу над развитие артикуляционного праксиса. В работу включаем артикуляционную гимнастику с одновременным движением кистей рук (предложенные А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, 1999), проводится по подгруппам. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения, челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки (биоэнергопластика).   Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественные распределения биоэнергии в организме. При этом особое внимание детей обращается на необходимость чёткого выполнения каждого движения. Это очень важно, небрежность недопустима. Если у ребёнка в силу каких – либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально. Индивидуально проводиться работа и по коррекции  звукопроизношения.

Развитие мимики.

Устное общение является основополагающей деятельностью человека в любой жизненной ситуации. Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это понять? Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая, понимая мимику и жесты мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность мимики и жестов – важная составляющая такой связи. Задания, в которых дети должны уметь выразить мимикой и жестом различные оттенки эмоциональных состояний, вводятся по мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности – от простого к сложному.

В процессе реализации всех типов заданий мы активизируем инициативу детей на создание ими тех или иных ситуаций как по сюжетам известных им сказок, так и жизненных ситуаций.  На первых  занятиях детям  показывают как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ и т. д. Затем дети по фотографиям и рисункам определяют эмоциональное состояние.  

        Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста. Какие бы эмоции человека не выражались посредством мимики, мы всегда стараемся закончить упражнения на положительной ноте. ( потерялся – нашёлся, поссорились – помирились, расстроился – улыбнулся).

        

Развитие ритма и темпа речи.

        Одной из важнейших характеристик речи является её ритм и темп. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.  Восприятие и воспроизведение ритма подготавливает ребёнка к восприятию интонационной выразительности и способствует её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

На первом этапе развитие темпо-ритмических структур проводится на неречевом материале.

Логоритмические упражнения мы включаем во все занятия с дошкольниками в форме физкультминуток. Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребёнок сопряжено со взрослым, на каждый слог  синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушения темпа речи, смазанность, нечёткость звукопроизношения.

Формирование интонационной выразительности речи.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому, который они выражают.

Работа над интонационной выразительностью начинается при выполнении этюдов: предлагается один и тот же речевой материал без интонационного оформления и с интонационным оформлением и выясняется, какое чтение больше нравится. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной. Сочетаем интонацию с графической моделью и движением руки. Сначала учим определять интонацию в посторонней речи, затем в собственной.

Учим детей отрабатывать интонационные конструкции:

  1. Повествовательного предложения. Дошкольникам предлагаются игры типа: «Подскажи словечко», «Скажи по цепочке», «Придумай предложение».
  2. Вопросительного предложения. Резкого повышения тона в конце вопросительного предложения: «Мама дома?»; «У нас гости?» и т.д. Выделение интонацией вопросительного слова: « Какой сегодня день?, Кто дома?...».  Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
  3. Восклицательного предложения. Проводятся на материале междометий с использованием картинок, стихов. Далее отрабатываются фразы, выражающие обращения, требования, восклицания (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно). Восклицательная интонация закрепляется в стихах.

Дифференциация интонационной структуры предложения проводится на материале считалок, чистоговорок, поговорок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям.

Инсценировки.

        Участие детей с дизартрией в инсценировках даёт возможность  перевоплощаться в различные образы и тем самым побудить говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. В условиях логопедической группы игры-драматизации для детей мы осуществляем по следующему плану: подготовка к инсценировке, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры-драматизации, выступление на утренниках, в гости к малышам.

На подготовительном этапе детей знакомим с выбранным для инсценировки текстом.  Одной из ведущих ролей на данном этапе  принадлежит логопеду. Речь логопеда служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах.  Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенное оборудование. Это могут быть маски персонажей. К этой работе привлекаются родители, некоторые детали костюмов дети выполняют сами или с помощью взрослых. Во время инсценировки маски надевают на голову как шапочки. Лицо остаётся открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть собеседника и по возможности точнее передать мимикой эмоциональное состояние своего героя. Забавные костюмы и декорации помогают детям лучше ощутить себя и перевоплотиться в соответствующий образ.

Распределяя роли, логопед учитывает речевые возможности ребёнка. Предоставляется возможность каждому ребёнку выступить хотя бы с маленькой ролью, пусть будет произнесено одно слово, но ребёнку дается возможность, перевоплотиться в героя и проявить все свои лучшие качества.

Поскольку игры-драматизации используются для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки логопед постоянно организует общение детей. Во время репетиции детям напоминается, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно, ровно, не опускали голову. Детей учат свободно перемещаться по сцене, изображая сказачного героя. (Как передвигается лисичка, волк, петух и т.д.?)  По ходу самой игры  педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребёнка следить за своим игровым поведением, действовать согласовано с партнерами. Ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

В играх-драматизациях шлифуется навык правильной интонационно выразительной речи. Затем эти инсценировки включаются в программу праздничного концерта или утренника, где артисты получают возможность выступать в более сложных условиях. Для исполнения роли на большой сцене ребёнок закрепляет навык владения разнообразными  средствами  языка: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.

Для формирования интонационной выразительности речи и непринужденного эмоционального общения необходимо создать специальные условия, то есть организовать полноценную речевую среду.

Очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей с дизартрией. . Также нужно заметить, что некоторым детям очень сложно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки губ, широко раскрыть или закрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Однако нужно заметить, что сказочные представления  положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети, увлекшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить, нахмуривать брови.

Список литературы

  1. Алмазова Е. С.  О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. – М., 1973.
  2. Артёмов В. А. Психология речевой интонации. (интонация и просодия). – М.: Наука, 1976.
  3. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс канд. пед. наук. - М., 2005.
  4. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004
  5. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. М. – 1999.
  6. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  7.  Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
  8. Лопатина Л.В. Приёмы логопедического обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. – 1986.
  9. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб: Дельта, 1997.
  10.  Орлова О. С. Нарушение голоса у детей. – М. Астрель, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Нами был изучены и проанализированы методики формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанные разными авторами....

«Развитие интонационной выразительности речи у детей ОНР в процессе активного усвоения средств родного языка»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"

Недостаточно развитая  интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...