Потенциал сенсорно-интегративной технологии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Провоторова Светлана Чеславовна

Вданной статье рассмотрена эффективность полисенсорного подхода в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno-integrativnaya_tehnologiya.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал сенсорно-интегративной технологии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Провоторова Светлана Чеславовна

Учитель-логопед  

МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида»

 

В данной статье рассмотрена эффективность полисенсорного подхода в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

 Физиологической основой восприятия и речи является деятельность межанализаторных комплексов нервных связей. Исходя из этого, мы на практике пришли к выводу, что логопедические занятия, включающие элементы сенсорного воспитания, становятся более плодотворными. Знания, не подкреплённые чувственным опытом, неотчётливые, непрочные, зачастую искажённые. Сенсорная стимуляция способствует формированию речевой деятельности.

Сенсорное воспитание состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения; слуховое восприятие.

При нормальном развитии сенсомоторной системы, целостный образ предмета складывается на основе комплекса зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вкусовых ощущений. Достаточная сформированность сенсомоторного образа предмета или явления вызывает возможность появления у ребёнка чувственных концептов, необходимых для появления слова и понятия. Поэтому, с помощью разнообразного сенсорного материала мы даём детям новый сенсорный опыт.

В играх и занятиях с сенсорным материалом устанавливается эмоционально-положительный контакт между педагогом и ребёнком, следовательно, этот инструмент можно использовать для преодоления речевого негативизма.

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получить чувственный опыт, ощущения.

Сенсорные игры являются привлекательным видом деятельности для детей, обеспечивая, эмоциональный фон логопедического занятия. А это в свою очередь ведёт к повышению мотивации у ребёнка, что является залогом успешной работы в целом. Важным эффектом при использовании сенсорного материала в логопедической работе является момент перевода новых знаний и поставленных звуков в долговременную память. Так как в долговременную память мозг переводит только особо значимые для человека знания, умения, навыки. С помощью сенсорных игр гораздо быстрее можно увести звук в подсознание, отвлекая ребёнка, тем самым уводя его от эффекта кабинетной речи.

Таким образом, сенсорное воспитание – эффективная основа коррекционно-логопедической работы и личностного развития. Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, то есть в работу включаются все органы чувств. Полисенсорный подход способствует более успешной актуализации речи.

Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми рассматривали многие авторы

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей с общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков.

А.Н.Гвоздев в своих работах обращает внимание на факторы, определяющие усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. При овладении слоговой структурой ребёнок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передаётся только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует овладению входящих в них звуков. Поэтому овладение ребёнком этих звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры слова.

Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н.Гвоздева «Вопрос изучения детской речи», формирование слоговой структуры слова проходит по следующим этапам:

1год 3месяца – 1год 8месяцев – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, чаще ударный или два одинаковых слога: га-га, ту-ту…

1год 8месяцев – 1год 10месяцев – воспроизводятся двусложные слова. В трёхсложных словах часто опускается один из слогов: мако – молоко…

1год 10месяцев – 2года 1месяц – в трёхсложных словах всё ещё опускается слог, чаще предударный: кусу – укушу…

2года 1 месяц – 2года 3месяца – в многосложных словах опускаются предударные слоги, иногда приставки – ципилась – прицепилась…

2года 3месяца – 3года – слоговая структура нарушается главным образом в малознакомых словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи ЛЕГО-технология – это новая успешно развивающаяся педагогическая технология. Отличительной ...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...