Главные вкладки

    Применение лэпбука в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
    учебно-методическое пособие по логопедии

           В последнее время симпатии педагогов, родителей и детей завоевывает лэпбук.  Педагогам он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком, заинтересовать и привлечь к работе родителей. Родителям нравится возможность поиграть с детьми в полезную и развивающую игру. А для детей лэпбук – это и книжка, и игрушка, и интересное занятие.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ЛЭПБУКА

    В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

    РАБОТЕ  УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ДОУ

            В связи с внедрением ФГОС  ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и  методы обучения для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

           В последнее время симпатии педагогов, родителей и детей завоевывает лэпбук.  Педагогам он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком, заинтересовать и привлечь к работе родителей. Родителям нравится возможность поиграть с детьми в полезную и развивающую игру. А для детей лэпбук – это и книжка, и игрушка, и интересное занятие.

            Предлагаю разобраться, что же означает  данное понятие («лэпбук»).

            Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского языка означает «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).

           Лэпбук – это тематическая интерактивная папка. Представляет собой  книжку-раскладушку или самодельную бумажную папку с множеством разнообразных деталей: кармашками всевозможной формы, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок по своему желанию может открывать, перекладывать, складывать. В этой папке собирается материал по определенной теме.

        Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

    • информативен,
    • полифункционален,

        - обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка,

    • вариативен,

    - его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

            Зачем нужен лэпбук?

    1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности.

    2.У каждого ребенка появляется возможность проявить себя!

    3. Лэпбук помогает детям лучше понять и запомнить информацию.

     4.  Ребенок может самостоятельно закрепить полученные знания, выполняя задания с помощью различных игр, рисунков, карточек.

    5. Это просто интересное и творческое занятие!

           Чем привлекательна данная форма работы?

     1. Лэпбук помогает  организовать, систематизировать  и сохранить  информацию по интересующей  теме.

    2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

    3. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому воспитаннику.

    4. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

    5. Способствует творческой самореализации педагога.

        Исходя из выше изложенного, лэпбук позволяет учителю-логопеду совместно с воспитателями, детьми и их родителями творчески подойти к решению коррекционно-развивающих задач.

             С чего начать создание лэпбука?

       1. Определиться с темой будущего лэпбука.                                                                                      Тема может быть любая.                                

        2.  Составить план.

    Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

        3.Разработать  макет.

    Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. (То есть нарисовать макет).  И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.

        4. Практическая работа по созданию лэпбука.

     В  традиционном варианте лэпбук состоит из папки формата А3 или А4, в которую вклеиваются различные детали  с наглядной информацией по теме.

         5. Материалы для лэпбука:

     1). Лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой папки. Может подойти  любая картонная папка.

    Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками.

    2).Шаблоны – детали.

    3).Ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч…

            Каково же воплощение данной идеи?

           Предлагаю вашему вниманию  тематическую интерактивную папку - лэпбук «Рычалочка».

        Лэпбук  предназначен для работы с детьми 5-6 лет и может быть использован в разных вариантах:

    • как наглядно-дидактический  материал в коррекционно-развивающей  работе  учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
    • в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда);
    • в самостоятельной и совместной деятельности детей;

    • в совместной деятельности родителей и ребенка в домашних условиях.

           В лэпбуке «Рычалочка» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Р] на всех уровнях (изолированное произношение, прямые и обратные слоги, слова, предложения, текст), но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа, просодической стороны речи, грамматики, связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию  памяти, внимания, мелкой моторики.

            Содержание лэпбука состоит из 15 заданий на автоматизацию звука [Р], расположенных на 4 листах.  Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации у детей интереса к познавательной деятельности.

    C:\Users\Елена\Desktop\IMG_0316.JPG

           

            Перед началом работы с данным лэпбуком  педагог предлагает ребенку отправиться в путешествие по стране Рычалочке вместе с тигром и щенком Роми, чтобы научиться «рычать».

            Автоматизация звука проводится по традиционной в логопедии схеме.

    1.  «Гимнастика для язычка». 

    2. Артикуляционный профиль звука  [Р] .

    Игры и упражнения:

    1.«Ветерок путешествует».

    2.«Заведи мотор».

    3. «Громко-тихо».

    4. «Песенки-рычалочки».

    5. «Лабиринты».

    а) «Живое-неживое в лабиринте».

    б) «Звуковые лабиринты с проговариванием».

     в)  «Загадки в лабиринтах»

    г) «Зоркий глаз».

    6) «Посчитай-ка».

    7) «Один-много».

    8) «Подбери словечко».

    9) «Звуковая гармошка».

    10) «Придумай предложение».

    11) «Чистоговорки и скороговорки».

    12) «Пересказ с картинками»

            Результатом  использования  данного  лэпбука  является  осмысление ребёнком - логопатом необходимости правильного произношения звука [Р]  в речи.  Такая  необычная  подача  материала    привлекает  внимание ребёнка,  и  он  ещё  не  раз  возвратится  к  этой  папке,  чтобы  поиграть в неё,  незаметно для себя повторить пройденный материал.

            В заключение можно сказать, что лэпбук своего рода творческая  лаборатория, меняющая своё содержание  в зависимости от целей и задач, присущих данному этапу обучения. Взяв в руки папку, ребёнок учится находить интересующую его тему, работать самостоятельно, проявлять инициативность, творческие способности.  Наша задача поддерживать этот интерес, направлять его в нужное русло.

           Список использованной  литературы:

    1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга», Журнал «Обруч» № 4, 2015 год. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2007

    2.Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.

    3.Комарова Л. А. Автоматизация звука Р в игровых упражнения. Альбом дошкольника.- М.:  ООО «Издательство Гном и Д», 2009.

    4. Лазаренко О. И.  Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    5. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг!.Звуки Р, Рь: ИЦ «Вентана-Граф», 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

    В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....

    Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда

    Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фо...

    Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

    Информационно-коммуникационные технологии учитель-логопед может использовать- в научно-методической деятельности учителя-логопеда;- в коррекционно-развивающей работе с детьми;- во взаимодействии с пед...

    Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

    Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

    Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

    В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

    Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

    Анализ коррекционно-развевающей среды кабинета....

    Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

    Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...