Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР 5-7 лет по теме «Родственные слова».
статья по логопедии

Ирина Владимировна Хораськина

В статье представлены игры по теме «Родственные слова». Работая, со словами по каждой лексической теме, мы возвращаемся к пройденному материалу и знакомим с новыми, тем самым расширяя словарь ребёнка. Подготавливаем детей к усвоению состава слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР 5-7 лет

           по теме «Родственные слова».

И.В.Хораськина

МГОПУ им. М.А.Шолохова, г.Чебоксары, irishkahor14@gmail.com

В статье представлены игры по теме «Родственные слова». Работая, со словами по каждой лексической теме, мы возвращаемся к пройденному материалу и знакомим с новыми, тем самым расширяя словарь ребёнка. Подготавливаем детей к усвоению состава слова.

Ключевые слова: словотворчество, родственные слова, активный словарь, словообразование.

У детей с ОНР процессы словотворчества протекают не так активно, а чаще всего практически отсутствуют. В результате у них накоплен небольшой словарный запас.  Целенаправленное развитие словообразовательных навыков позволит обогатить словарь и повысить грамотность в школе. Хотелось остановиться на теме «Родственные слова», так как логопедическая работа в этом русле  очень важна.

  Во втором классе начальной школы учащиеся проходят такие темы, как «Безударные гласные в корне слова», «Парные звонкие и глухие звуки в корне слова».Чтобы правильно написать те или иные  слова, нужно их проверить, то есть  верно подобрать  однокоренное слово или его  изменить. Логопедическая работа начатая в дошкольном возрасте, непременно даст положительный результат в школьном. Такие речевые игры, как «Назови ласково» (дуб- проверяемое слово, слышится  [п], а дубок –проверочное, так как слышим звук «б»), «Один –много»(поезд слышится [т] –поезда слышим  [ д        ]), «Братец ИК и братец ИЩ» (домик-домище), «Приставочные глаголы», «Относительные прилагательные», «Притяжательные прилагательные» и др.обогащают словарь ребёнка и его  понятийное наполнение, быстрее проходят мыслительные операции. Чем богаче у малыша активный словарь дошкольника, тем легче ему будет подобрать проверочные слова к проверяемому слову. Приступая к работе по теме «Родственные слова» следует помнить, что выбирать нужно только доступные пониманию ребенка слова и необходимо учитывать возраст малыша. Например, слова лесополоса, лесопилка можно давать детям 6-7 лет и  после того, как логопед объяснит значение этих слов.

Поскольку суффиксальный способ словообразования особенно распространён в именах существительных, то этот способ изучается раньше, чем приставочный способ словообразования. В процессе игр у дошкольника постепенно формируется усвоение такого понятия, как корень.  

Вот некоторые из них.

   

Стихотворение « Как растут слова»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым-

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Логопед: Из какого слова «выросли» другие слова? (сад)

.       «Игра « Родственные слова»

Логопед: А теперь ,ребята, предлагаю вам  подобрать родственные слова к слову-корню лес.

1.Как слово лес назовём ласково? (лесок, лесочек)

2.Назовите сказочное существо, которое живёт в лесу? (лесовичок)

3.Звери, живущие в лесу, они какие? (лесные)

4.Как называется человек, который рубит (валит) лес? (лесоруб)

5. Место, где валят лес? (лесоповал)

6.Человек, ухаживающий за лесом? (лесник)

   Логопед: Молодцы, ребята, вот как много новых слов мы нашли с вами.

 В практике можно использовать так же игру «Четвёртый лишний» с целью

отыскивания, выделения и запоминания слов из другой группы, несвязанных по смыслу.

Игра «Четвёртый лишний»

Круг, кружиться, красота, кругом.

Вода, веснушки, водоём, подводный.

Игра «Приставочные глаголы» (по всем лексическим темам)

Её целью является практическое использование глаголов в речи.

Например, машина ехала, ехала и  в гору въехала, с горы съехала, мост переехала, овраг объехала, к дому подъехала и в гараж заехала.

Составление предложений с приставочными глаголами.

Работа с детьми ОВЗ по формированию словообразовательных навыков поможет избежать специфических ошибок в устной и письменной речи ребёнка. Все речевые игры имеют чёткую коммуникативную направленность.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Коноваленко, В.В. Родственные слова.-М.: ООО «Издательство Гном и Д» 2004, 24 с.

2.Филичева, Т.Б. Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.: «Гном –       Пресс» 1999, 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Формирование словообразовательных операций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в системе работы над понятием «родственные слова»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР для профилактики дисграфии

Основная цель данной методической разработки состоит в определении путей повышения эффективности коррекционного воздействия на развитие детей с ОНР посредством использования наглядных опор. Формирован...

Дидактическая игра на формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Слова из одного корня»

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет дошкольникам  в овладении закономерностей словообразования на...

Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»

Выступление из опыта работы «Формирование первичных навыков взаимодействия детей посредством организации культурных практик по теме «Игрушки»...