Профилактика дизграфии у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Евсикова Татьяна Геннадиевна

В материале перечислены виды дизграфии , причины возникновения, пути профилактики удетей старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizgrafiya_prezentatsiya.doc594 КБ

Предварительный просмотр:

          Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

 Ребенок может быть талантливым, сообразительным и при этом делать глупые, с точки зрения родителей и учителей, ошибки. В таких случаях, как правило, родители обвиняют ребёнка в невнимательности. И такие реакции ни к чему хорошему не ведут. Ребёнок и вовсе может отказаться писать и у него может возникнуть негативное отношение к такому нужному предмету, как «русский язык»». Поэтому, прежде, чем ругать ребёнка необходимо проанализировать его ошибки. Если нелепые ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае, ребёнка стоит отвести к специалисту – логопеду. Дело в том, что наличие стойких ошибок-опечаток говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – а это дисграфия. И не исключено, что дисграфию удастся только скорректировать, а вот добиться абсолютной грамотности уже, вряд ли, получится. Это особенность ребёнка.  последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфйические трудности в овладении письмом и чтением.  Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.

 

Дисграфия у детей и взрослых— это своеобразное нарушение письма, вызванное проблемами в тех структурах головного мозга, которые отвечают за письменные навыки. Дисграфия может развиваться у взрослых как следствие травм или опухолевых заболеваний мозга, но значительно чаще встречается у школьников

  Чтобы понять механизм развития дисграфии, нужно начать издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха.

 Первый слух — физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, а также гул авиалайнера, перестук колес поезда.

 Вторая разновидность — музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов.

 Третий вид — речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха обращенная речь воспринимается искаженно. Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

 Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Дисграфия – диагноз на всю жизнь?

         В ходе психического развития ребёнка письмо появляется позже других навыков. В отличие от устной, письменная речь формируется только с помощью специального обучения, она более произвольна и сознательна, потому что требует непрерывного звукового анализа. Первые упоминания о нарушениях письма встречаются ещё в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» - отрицание, «графо» - пишу) появился только в 1865 благодаря французскому врачу В.Бенедикту. В дальнейшем это название стали применять только по отношению к взрослым пациентам, у которых письменная речь когда-то была сформирована, но вследствие какого-либо заболевания нарушилась. По отношению же к детям используют термин «дисграфия». 

          Нейропсихологи и психофизиологи обнаружили в своих исследованиях, что процесс письма осуществляется посредством совместной работы нескольких участков мозга. Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь:

           1.   Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса письма. За это ответственны лобные доли головного мозга.

           2. Процесс звукоразличения, с помощью которого производится анализ фонетического состава слова. За это важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухо-речевой памяти, которая необходима ребёнку, чтобы запоминать то, что он хочет написать.

           3. Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение невозможно без участия затылочных отделов мозга.

            4. Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами головного мозга.

Пораженные участки мозга при дисграфии и дислексии

             Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребёнка могут возникать проблемы с письменной речью.

 

 Иными словами, эта проблема поддаётся коррекции, если ребёнок вовремя попадает в руки специалиста - логопеда или нейропсихолога. Но даже пройдя курс специальных занятий, необходимо постоянно помнить, что такой школьник больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении. В некоторых американских штатах существуют законы, защищающие права детей, имеющих трудности в письме и чтении. Так, школьным учителям запрещается зачитывать перед всем классом «перлы» из тетрадей дисграфиков и заставлять читать вслух дислексиков. Законы не случайно объединяют детей с этими расстройствами письменной и устной речи в одну группу. По статистике, «чистые» дисграфики встречаются очень редко. Поскольку разные виды речи тесно связаны между собой, дисграфия часто сочетается с дислексией.

 

              

Причины дисграфии

            Можно выделить несколько групп детей, предрасположеных к появлению дисграфии.

 

Это  дети, имеющие проблемы со зрительной или слухо-речевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психических функций. Несформированность  высших психических функций – памяти, мышления, внимания  являются отправными точками для возникновения дисграфии или различными минимальными дисграфическими расстройствами.

 Для массовых детских садов яркие проявления дисграфии  - явления нечастые, но минимальные проявления требуют работы воспитателей и логопедов, понимания того, что в процессе упражнений  на развитие памяти , внимания, мышления  мы осуществляем профилактику дисграфии.

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах или некоторые болезни, которые ребёнок перенёс в раннем детстве. 

 Дисграфия у школьников в большинстве случаев является следствием родовых травм черепа (лобных костей). Соответственно, остеопатическая коррекция дисграфии  заключается в устранении самой родовой травмы.

  В нашем черепе больше 20 костей, и каждая из них подвижна (особенно у детей) в определенной степени. При родовой травме, когда череп ребенка еще мягкий, может происходить смещение костей, в результате чего возникает давление на лобные доли мозга, ответственные за накопление и использование опыта. Раньше детей с дисграфией приучали писать правильно буквально из-под палки. Сейчас остеопатическое исправление дисграфии позволяет справиться с нарушением любой сложности, просто устранив его причину и восстановив правильное функционирование головного мозга.

 Кроме этого, причиной дисграфии даже может стать двуязычие в семье или, например, раннее изучение иностранного языка.

 

Освоение письменной речи нелегко даётся левшам и, в особенности, переученным левшам. В отличие от правшей, они от природы имеют менее чёткое распределение функций между двумя полушариями мозга. В этой ситуации переучивание на правую руку вносит ещё больший хаос в психическую деятельность.

 Другая группа риска - так называемые двуязычные дети, которым приходится осваивать письменную речь на чужом языке, в то время как думают они на родном.

Как ни странно, к дисграфии также склонны дети, рано освоившие грамоту по методикам, обучающим слоговому чтению, минуя звуко-буквенный анализ (например, кубики Зайцева и другие). Но поскольку эти проблемы в письменной речи связаны не с особенностями функционирования мозга, а с противоречиями в разных методиках обучения, они быстро устраняются после нескольких коррекционных занятий.

Но встречаются и совсем, казалось бы, не относящиеся к письму, причины – например, авторитарное воспитание. Если ребёнка насильно кормят, одевают, словом, постоянно заставляют делать что-то против его воли, тогда он привыкает сопротивляться и переносит эту привычку на обучение – он сопротивляется всему новому. 

Важно и то, как у ребёнка обстоят дела с глазными мышцами. Если в младенчестве мама развлекала малыша при помощи мультиков, и он часто (лёжа или в какой-нибудь неудобной позе) смотрел телевизор, то есть вероятность, что глазные мышцы привыкли к хаотичному движению. В итоге, уже в школьном возрасте ребёнку будет сложно при чтении следить за строчкой.        

Существуют мнение нейропсихологов и дефектологов, что дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ). А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом. Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И это правда.

По результатам 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ — синдром дефицита внимания. В свою очередь, по статистике г (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

 

                              Типы дисграфии и симптомы.

            Существует несколько классификаций дисграфий, но все их можно свести к пяти основным формам.

  1. Артикуляторная.

            При этом виде дисграфии ребёнок допускает ошибки на письме из-за своего неправильного произношения - то есть пишет так, как говорит. Например, если в устной речи школьника отсутствуют чёткие звуки «ш» и «щ», то и при написании они будут смешиваться.

 

            2. Акустическая.

           Данная форма возникает из-за того, что ребёнок пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т.д.), твёрдые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо»), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»).

 

, При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).             

 

  1. Оптико-пространственная.

           Это наиболее распространённый вид дисграфии, связанный с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов. Типичными ошибками для данной формы являются зеркальное написание букв, недописывание их элементов, перестановки букв и слогов, смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове (к примеру, из слов «ясный» и «день» может получиться «ядный сень»), слитное написание предлогов или, наоборот, отдельное написание приставок («при коснулся»). Ребёнку, испытывающему описанные трудности, помогут упражнения, закрепляющие представления о структуре букв и составе слова. Легко выделяя элементы трудных графем, конструируя их из пластилина или спичек, находя приставку, корень или окончание в словах, школьник уже не допустит таких ошибок. Также будут полезны «вспомогательные» игры, направленные на коррекцию пространственных представлений: например, можно попросить ребёнка разделить длинное слово на правую и левую части, посчитать количество букв, слогов в каждой из них,составить другие слова из тех же букв.

 

  1. Аграмматическая.

           Основные трудности при данной форме дисграфии связаны с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой.  При этом устная речь ребёнка бедная, состоит из простых предложений, – то есть ребёнок избегает употребления сложных грамматических конструкций. Чтобы решить эту проблему, ребенку необходимо больше  пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к тексту. Полезно заучивать стихи и песни, так как вместе с ритмом или мелодией будут запоминаться различные грамматические конструкции. 

 

  1. Моторная.

Как видно из названия, эта форма дисграфии связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов. С одной стороны, моторная дисграфия является следствием нарушения контроля за собственными движениями, но довольно часто указанные ошибки оказываются следствием неврологических нарушений: повышенного, сниженного или неустойчивого тонуса руки, быстрой утомляемости и т.д. Если наряду с ошибками на письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменения в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с моторной дисграфией справиться с имеющимися трудностями.

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его

 Стоит помнить, что дисграфия и дислексия не возникают внезапно, на пустом месте, «из ничего».

                                                                                                                                                                         Закладываем        здоровье


Как ни странно, профилактику подобных проблем хорошо бы начинать еще во время беременности: прогулки по 3–4 часа в день и правильное питание сведут к минимуму риск внутриутробной гипоксии (кстати, число гипоксий у детей сегодня увеличилось). Важно и грамотное отношение к родам. Конечно, не обязательно все дети с родовой патологией получают впоследствии проблемы с речью, чтением и письмом, но лучше не рисковать. Кесарево сечение без медпоказаний, исключительно по желанию матери, – тоже риск. Во время естественных родов ребенок «заводит» все механизмы, проходя по родовым путям; каждый позвонок «включается в работу». «Кесарята» этого не получают – поэтому и отличаются от малышей, появившихся на свет естественным путем.

Очень важный период – с рождения до года, когда закладывается фундамент будущего развития. Год взрослого человека и грудничка по насыщенности не сравнить: малыш за первые 12 месяцев стремительно развивается; к году он утраивает свой вес, вырастает на 20–25 см. Подобными темпами растет и его мозг. Каким вырастет ребенок – живым и любознательным или вялым и сонливым – во многом зависит от того, как он провел первый год своей жизни. Это значит, что до того, как малышу исполнится год, родителям следует сделать очень много.
Желательно, при отсутствии противопоказаний, провести малышу курс массажа.
Очень полезна пальчиковая гимнастика. Используйте любую возможность для общения с ребенком: укладываем спать – поиграли с пальчиками, проснулся – снова поиграли.


Особенно значимый этап – ползание. Во время ползания запускается очень важная функция – межполушарное взаимодействие. Если ваш малыш миновал этап ползания, а сразу встал и пошел, не спешите радоваться. Не сдерживая искусственно его желание ходить, придумывайте игры, которые заставят малыша встать на коленки; встаньте рядом, ползайте наперегонки, чередуйте ходьбу с ползанием. Можно придумать много разных упражнений или взять их из книг и журналов. Все это в будущем поможет малышу избежать проблем при обучении чтению либо (если они все же появятся) снизить их проявления.

                                Успеть до школы.        
Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

На что именно должна быть нацелена работа, направленная профилактику нарушения дисграфии.

развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)

  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим и речевым занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);

  • коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука)
  • развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);
  • развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);
  • развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);
  • развитие связной речи (развитие навыка с).

          Для младших дошкольников предлагаются следующие игры

Игры на различение и узнавание неречевых звуков.

Цель: учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки

.

Игра "Назови звуки, которые слышишь"

 Предложить  закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин.)

Игра "Тихо - громко".

Предлагаем детям сказать текст с разной интонацией.

Игра "Путешествие".

 Предлагаем послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.) уточняем, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра "Отгадай -  что я делаю?"

Взрослый за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком, хлопает в ладоши. (Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра "Кто живет у Саши в деревне?"

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро? Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра "Оркестр"

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

Игры на различение  одинаковых слов, звукосочетаний.

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игры "Отгадай, кто сказал слово"

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их (вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Логопед: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Логопед: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Логопед раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Логопед: мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Логопед: ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра "Письмо от Незнайки "

Логопед: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. "Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Логопед: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Разделы работы по профилактике дисграфии

 Работа по профилактике дисграфии должна вестись по следующим направлениям

  • развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления)
  • развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим и речевым занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).
  • формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);

 Устранение предпосылок артикуляторно-акустической  дисграфии.

При коррекции письма учитываются основные принципы коррекционно-развивающей работы (Р.И.Лалаева), а также общие дидактические принципы: доступность, сознательность, конкретность, наглядность, личностно-ориентированный подход. В специальных исследованиях ученых, в частности Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой, Р.Е. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н.Ефименковой- разработаны теоретические и практические основы и методы коррекции письменной речи. Ими доказано, что нарушение речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей.

Несформированность зон головного мозга в частности речеслухового анализатора, обуславливает  нарушение дифференциации звуков речи. Дети  затрудняются в проведении анализа звучащего слова и сохранение в памяти результатов проведённого анализа. Также отмечается вялость и неполный объём движений артикуляционного аппарата.

При овладении правильным письмом  детям мешает:

  1. недоразвитие фонематического слуха;

  1. недостаточно точное проговаривание;

  1. недоразвитие фонематического восприятия.


Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  1. Установить творческие доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка, где доминирующим условием и средством станет ситуация успеха;

  1. Развивать моторику органов артикуляционного аппарата, направленную на
  2. совершенствование двигательных функций и динамическую организацию движений этих органов.

  1. Развивать умение слышать и дифференцировать звуки родного языка по акустическим признакам.

  1. Совершенствовать функции фонематического восприятия, через закрепление операций слогового и звукового анализа слов.


Во время занятий, речевых игр дети учатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что способствует преодолению фонематического недоразвития речи.

Работа с детьми, имеющими недоразвитие фонематических процессов, проводится в соответствии с причинами, в результате которых имеются нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-развивающая помощь в первую очередь направлена на устранение имеющихся недостатков.

Система преодоления фонематического недоразвития предполагает два взаимосвязанных направления работы:

акустическая форма дисграфии

Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у детей. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

Надo научить ребенка преoдoлевать звукoвые замены в речи, сфoрмировать кинестетические oбразы звукoв, чтoбы при внутреннем прoгoваривании прoисхoдила oпoра на правильную артикуляцию звукoв. При акустической форме дисграфии замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. При этом ведущим является нарушение слуховой дифференциации звуков.

Кoррекция нарушений слoгoвoй структуры -  этo oдна из причин вoзникнoвения дисграфии и дислексии у шкoльникoв.

Прoведение  углубленнoй рабoты пo звуковому анализу и синтезу

Фoрмирoвание у детей прoчных грамматических стереoтипoв, кoтoрые являются oтправнoй тoчкoй в деле пoстепеннoгo oвладения ребёнкoм грамматическими нoрмами языка.

Развитие зрительнo- прoстранственных представлений.

Прoведение анализа сфoрмирoваннoсти психoлoгическoй базы речи.


При планирoвании рабoты пo прoфилактике дисграфии и дислексии  oпираемся на

- принцип учёта «зoны ближайшегo развития ребёнка» пo концепции психoлoга Льва Семёнoвича Выгoтскoгo. В зoну ближайшегo развития вхoдят те психические свoйства, кoтoрые ещё тoлькo мoгут быть реализoваны ребёнкoм пoд рукoвoдствoм взрoслoгo, в сoтрудничестве с педагoгoм.

- принцип максимальнoй oпoры на вoзмoжнo бoльшее кoличествo функциoнальных систем, на различные анализатoры,

-принцип oпoры на сoхраннoе звенo нарушеннoй психическoй функции.

- принцип системнoсти,

- принцип пoэтапнoгo фoрмирoвания психических функций,

-принцип учёта симптoматики и степени выраженнoсти нарушения чтения и письма,

-принцип учёта психoлoгическoй структуры прoцесса чтения и письма.

Предупреждение оптической дисграфии

Проявление зеркальности

Что это такое? Думаю, многие педагоги  отмечали у  детей написание печатных букв и цифр в обратную сторону, т. е. зеркально. . Сначала разберемся, в чем причина нарушения.

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей. У этих малышей могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д. Конечно же, нельзя утверждать, что абсолютно все левши будут с трудом осваивать письмо. Все это очень индивидуально. Очень часто встречаются левши  с прекрасным почерком и с оценкой «отлично» по русскому языку.

Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Отделы головного мозга, отвечающие за этот процесс, созревают к семи, а иногда и к восьми годам. «Незрелый» же ребенок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок, и ему будет абсолютно все равно, в какую сторону «смотрят» буквы «К», «Я», «Э», «С» или цифры «6», «4», «9».

Да, наше время диктует другие правила. Детей берут в школу с шести с половиной лет. Но если ребенок в шесть лет читает, это не значит, что он готов к обучению. Не надо спешить.

И еще: нарушение зрительно-пространственных представлений тоже влияет на формирование навыка письма и проявление зеркальности.

Вот некоторые примеры, как пишет слова и цифры ребенок с нарушением зрительно-пространственных представлений: «яма» – «Rма», «это» – «Єто». У этих детей с трудом формируется образ буквы.

Развитие пространственных представлений начинается с накопления ребенком практического опыта определять у себя правую и левую руку. Полезно использовать маркировку левой руки: надеть часы, браслет или любую яркую повязку. Далее учим детей навыку ориентировки «на себе» использовать в играх при определении местоположения игрушек в пространстве. Что слева? справа? между? Постепенно накапливая опыт ориентировке на плоскости. Предлагаем использовать пуговицы разного цвета и размера, геометрические фигуры или карточки, детали конструктора «Лего», кубики.

В процессе работы по ознакомлению с буквой используем короткие сказочные сюжеты, в которых раскрываем мотивацию и процесс построения буквы из элементов. Закрепление и уточнение сформированных представлений проводится с помощью таких игр, как: «Куда смотрит буква?» Дети по заданию логопеда показывают буквы пальчиками.

«Исправь буквы». Логопед показывает буквы, написанные влево и вправо и предлагает зачеркнуть неправильные буквы.

 Таким образом, у ребенка формируется четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии

Устранение предпосылок аграмматической дисграфии

Основным способом профилактики данного вида дисграфии является неустанная забота о том, чтобы у ребенка своевременно сформировались рассмотренные выше грамматические системы. О правильности и своевременности их формирования будет свидетельствовать своевременное исчезновение «детских аграмматизмов» в его устной речи. Особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых речь появилась с опозданием и у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны. При этом одно дело, когда трехлетний ребенок говорит, что ест «ложком» (по аналогии с «режу ножом»), и совсем другое — когда он говорит «ем ложкая». Если первый случай полностью укладывается в рамки нормального речевого развития, поскольку ребенок здесь употребляет хотя и неправильную, но все же типичную для русского языка форму творительного падежа, то второй случай явно выходит за эти рамки. Вполне естественно, что особо пристальное внимание в рассматриваемом плане нужно проявлять по отношению ко второму ребенку.

В дошкольном возрасте речь может идти об изжитии аграмматизмов лишь в устной речи ребенка, но при успешном решении этой задачи они уже не появятся и при письме.

Для обеспечения полноценного формирования грамматического строя речи у детей с предпосылками аграмматической дисграфии необходимо решить следующие задачи:

1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы, например:

ПРИбегать, ПРИходить, ПРИлетать, ПРИплывать, ПРИползать — значение приближения;

ПЕРЕбегать, ПЕРЕходить, ПЕРЕлетать, ПЕРЕплывать, ПЕРЕползать — значение преодоления преграды;

столИК, домИК, ключИК — значение уменьшительности и т. п.

2. Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы, в том числе и в малознакомых словах, по заданному образцу, то есть по аналогии. Например, от данных существительных образовать новые слова со значением уменьшительности:

ДОМ — домИК, КЛЮЧ — ...; ШИШКА — шишЕЧКа, КОШКА — ...; ЖУК — жучОК, ПЕТУХ -  .
Это очень важно для усвоения грамматических закономерностей.

3. Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчит для него их усвоение (именно этим объясняется большое количество приводимых ниже конкретных примеров на каждую из грамматических форм).

4. За счет многократных повторений воспитать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм (без предварительных их «поисков» и долгого припоминания).

Особое внимание хочется еще раз обратить на необходимость использования в упражнениях не только часто встречающихся в речевой практике ребенка слов, но также и мало знакомых и даже вообще не знакомых ему слов. Мы часто наблюдаем такое явление: дети заучивают правильные грамматические формы каких-то вполне определенных слов, даваемых им для «проработки», но оказываются полностью беспомощными перед любыми другими словами с совершенно однотипными грамматическими формами. Например, ребенок правильно образует «выученные» притяжательные прилагательные типа ЛОШАДИНАЯ, КУРИНАЯ, ПЕТУШИНАЯ, но на вопрос о том, чья голова у льва, ответить не может.

В том-то и состоит особенность и своего рода «легкость» овладения грамматикой, что здесь не требуется специального усвоения грамматических форм каждого конкретного слова. Так нужно «действовать» только в процессе работы по обогащению словарного запаса детей, где действительно необходимы запоминание каждого слова и усвоение его значения. Например, если ребенок знает слова БЕРЕЗА, ЕЛЬ, СОСНА, ТОПОЛЬ, ДУБ, то, услышав их в речи окружающих или встретив на страницах книги, он сразу поймет, о чем идет речь. Однако если он не знаком со словами ОСИНА, ПЛАТАН, ПИХТА и другими конкретными словами, он скорее всего даже не поймет, что здесь также говорится о разных породах деревьев. При изучении грамматических норм языка дело обстоит совсем иначе. Здесь необходимо усвоение общих закономерностей, а ни в коем случае не запоминание окончаний или каких-то других грамматических форм конкретных слов. Здесь большие группы слов будут иметь совершенно одинаковые суффиксы и окончания, например: голова курИНАЯ, петушИНАЯ, лошадИНАЯ, совИНАЯ, змеИНАЯ, лебедИНАЯ и т. д.

Но вместе с тем есть и другой тип образования притяжательных прилагательных — с использованием другой разновидности суффиксов, например: китОВАЯ, моржОВАЯ, слонОВАЯ, ужОВАЯ, ежОВАЯ, кротОВАЯ, ершОВАЯ и т. д. И любое впервые встретившееся ребенку слово он должен суметь «подвести » под одну из этих общих моделей, а не изобретать для каждого отдельного слова какие-то свои, якобы характерные только для него формы. Иными словами, не может быть «совичиной» или «змеюшной» головы, не вписывающейся в общую языковую закономерность! В целях более отчетливого доведения до сознания родителей этой основной цели занятий с ребенком нам иногда приходится приводить даже такой пример: «Нужно, чтобы Ваш ребенок усвоил эти общие правила настолько, что если бы я спросила его, чья голова у не существующего в природе «трынтрына», то он ответил бы мне: «Трынтрыновая»!

Ребенок с нормально развивающейся речью обычно усваивает эти закономерности самостоятельно и непроизвольно, без всякого специального «зазубривания» грамматических форм. Однако если по каким-то причинам этого не произошло и ребенок вплоть до старшего дошкольного или даже школьного возраста так и «не чувствует» правильных грамматических форм, а строит свою речь аграмматично, то в этом случае остается единственно возможный путь — путь специального обучения. И на этом пути мы должны «вложить» все эти закономерности как бы извне, сначала показав их ребенку в «сгруппированном» виде, а затем путем многочисленных и специально (с определенной логикой) подобранных упражнений довести до почти автоматического употребления в речи, (Правда, для детей самого раннего возраста используется гораздо более предпочтительный «материнский» метод обучения, как бы «включающий» ребенка в ход нормального онтогенетического развития, однако в отношении рассматриваемой нами возрастной категории детей «поезд уже ушел»).

Необходимость дать все основные грамматические формы в системе, неоднократно повторив при этом многие из них, диктуется нашим довольно печальным практическим опытом. Не только дети, но даже и некоторые родители иногда «впадают в сомнение» по поводу правильности или неправильности различных грамматических форм (например, некоторым из них кажется, что о головах кита и ежа правильнее говорить «китиная» и «ежиная», чем «китовая» и «ежовая»). Таким образом, приведенные здесь многочисленные примеры явятся своего рода справочником и помогут избежать ошибок.

Итак, чтобы оказать ребенку действенную помощь в формировании у него правильного грамматического строя устной речи, нужно не просто «поправлять» допускаемые им ошибки в окончаниях слов, а целенаправленно работать над совершенно определенными (трудными для данного ребенка) грамматическими формами, используя для этого как можно больше однотипных примеров.

Даже если ребенок с выраженным отставанием в речевом развитии в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов, предлогов и пр. А это даст ему возможность относительно благополучно усвоить школьную программу по русскому языку

Устранение предпосылок артикуляторно-акустической  дисграфии.

При коррекции письма учитываются основные принципы коррекционно-развивающей работы (Р.И.Лалаева), а также общие дидактические принципы: доступность, сознательность, конкретность, наглядность, личностно-ориентированный подход. В специальных исследованиях ученых, в частности Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой, Р.Е. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н.Ефименковой- разработаны теоретические и практические основы и методы коррекции письменной речи. Ими доказано, что нарушение речи связаны с отклонениями в анализаторной деятельности детей.

Несформированность зон головного мозга в частности речеслухового анализатора, обуславливает  нарушение дифференциации звуков речи. Дети  затрудняются в проведении анализа звучащего слова и сохранение в памяти результатов проведённого анализа. Также отмечается вялость и неполный объём движений артикуляционного аппарата.

При овладении правильным письмом детям мешает:

недоразвитие фонематического слуха;

недостаточно точное проговаривание;

недоразвитие фонематического восприятия.


.Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

Установить творческие доброжелательные взаимоотношения педагога и ребенка, где доминирующим условием и средством станет ситуация успеха;

Развивать моторику органов артикуляционного аппарата, направленную на

совершенствование двигательных функций и динамическую организацию движений этих органов.

Развивать умение слышать и дифференцировать звуки родного языка по акустическим признакам.

Совершенствовать функции фонематического восприятия, через закрепление операций слогового и звукового анализа слов.


Во время занятий, речевых игр дети учатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что способствует преодолению фонематического недоразвития речи.

Работа с детьми, имеющими недоразвитие фонематических процессов, проводится в соответствии с причинами, в результате которых имеются нарушения устной и письменной речи. Коррекционно-развивающая помощь в первую очередь направлена на устранение имеющихся недостатков.

В настоящее время дисграфия – очень распространенное явление. Дисграфию легче предупредить, чем исправлять.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии


      Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:

  • анализ звукового состава слова,
  • перевод фонем в графемы, графические знаки,
  • перевод графемы в движения необходимые для записи.


Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.


Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 10 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

Упражнения: 
"Что за буква?" Ребёнок узнает буквы на ощупь.
"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4.Развитие слухового восприятия.


Развитие фонематического анализа. «Домик для звука.» Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове.

 
"Найди отличия?"

Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка. 


"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово. 


"Звонкое слово". 
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5.Развитие восприятия времени и пространства

Совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

"Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках  расположены буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.


"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.

.Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений.
Использование  речевого материала при разной силе голоса.

  1. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитиевсех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа

  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи


Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Упражнения:


"Дополни предложение"


Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.

"Что за слово?"

Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.

Звуко-буквенный анализ слов

 Эта работа на первых этапах обучения должна проходить осознанно. Если процессу не уделять должного внимания, то формирование навыка письма может не произойти. Анализируя ошибки на письме, логопеды отмечают, что большая часть их связана с недостатками проведения звуко-буквенного анализа на уроках.  Добукварный период в 1 классе продолжается 2-3 недели , что недостаточно  для формирования процессов звукового анализа и синтеза.

Написание слов под диктовку

Хочется порекомендовать учителям и родителям требовать от детей сопровождать написание слов диктовкой. Это очень важно. Но диктовать надо так, как ребенок будет писать, то есть орфографически. Диктуя, произнося звуки и представляя те буквы, которые необходимо написать, ребенок будет учиться писать грамотно.

Кроме того, повторяя все слово целиком, а потом произнося его по слогам и звукам, ребенок избегает ошибок, связанных с пропуском и перестановкой букв и слогов.      Позднее проговаривание вслух ребенок заменит диктовкой «про себя». Это даст свой положительный результат – сформирует грамотное письмо.

От того, как ребенок будет себе диктовать, правильно ли будет выговаривать все звуки, тоже зависит характер ошибок на письме. Если на момент поступления в школу у дошкольника нечеткая артикуляция или же нарушено звукопроизношение, то это тоже отразится на письме. Вместо буквы «р» он напишет «л», а вместо «ш» – букву «с» – и увидит учитель в тетради не «красную шапочку», а «класную сапочку».

Как помочь ребенку с дисграфией?

Повторимся, что при первых же признаках нарушения письма необходимо обращаться к логопеду.

– Если не проводить коррекцию «глупых» ошибок, надеяться, что все исправится само собой, то дисграфия «превратится» в дизорфографию (неспособность применять орфографические правила на письме, что опять же приведет к безграмотности).

– Речевые нарушения играют большую роль в формировании письменной речи. Тем не менее если специфические ошибки в письменных работах единичны, это не является дисграфией. Причиной таких ошибок могут быть усталость, напряжение, невнимательность и плохое самочувствие.

– Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ и т. д.) и хорошо развитая мелкая моторика способствуют успешному освоению написания букв.

– Лепка, работа ножницами, штриховка, шнуровка обуви, правильное удержание ложки и вышивание помогут развить мелкую моторику. Занимайтесь этим до школы, и ваш ребенок будет радовать вас и учителей красивым каллиграфическим почерком.

– Требуйте от ребенка сопровождать письмо диктовкой. Это поможет избежать таких ошибок на письме, как пропуски и замены букв, слогов и слов.

– Не заставляйте детей с нарушением письма многократно переписывать работу. Положительного результата это не дает.

– Детям-дисграфикам нельзя следовать принципу «безотрывного» письма (при написании слов ручка не отрывается от строки в тетради).

– Не подгоняйте ребенка с медленным темпом деятельности. Это приведет к увеличению количества специфических ошибок на письме.

– Следуя моде, не заменяйте письмо от руки печатанием на клавиатуре. Такая замена негативно отразится на развитии головного мозга. Кроме того, письмо ручкой гораздо эффективнее развивает моторику, чем рисование.

– Знайте, что письмо – это интеллектуальное упражнение. В нем участвуют различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой.

– Помните, что все трудности преодолимы, но в одиночку с ними не справиться: требуются совместные усилия родителей, учителей, логопеда, психолога, возможно, невролога. Но больше всего вам будут 

1. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и  не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («дом» + «ик» = «домик»);

6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи

8.  «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

11. Кроссворды, филлворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;

12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).

1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука: в начале, в середине и в конце слова.

 

2. Кроме того можно предложить ребенку определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона)

 

Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Для этого ребенку предлагаются сначала парные картинки с изображением одного и того же предмета, потом картинки с 2-3-мя отличиями (типа домиков), Предлагаются задания на различение геометрических фигур по форме и величине и цвету, а также задания на различение зашумленных предметов. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.

 

Если ребенок неправильно выполнил задание, то необходимо объяснить ему основные различия в фигурах, позволяющие научиться безошибочно различать их. При этом очень важно провести работу по уяснению ребенком таких понятий как “вверх - вниз”, “выше - ниже”, “справа - слева”

3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных:

 

  1. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:

6. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?

7. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями:

9. Восстанови слоги:

Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные):

Очень полезны прописывания смешиваемых букв в воздухе. Это позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия.

10. Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

ЖО

ОЖ ХО ОЖ ЖО КО НО ВО ЖО ЗО ЭО ОК ОЖ ЖО

ЧА

ТЯ ЩА ЧА ЧА АЧ ЦА СЯ ЩА ЧА ЦЯ УА ТЯ НЯ

ОВ

ВО ОФ КО ФО ОВ ОХ ОБ ОВ ОТ ОЗ ОВ АВ АФ

ТЯ

ТЯ ЦА АТ ЯТ ГЯ ТЯ ТА ТИ ГА ЦЯ ДЯ ТЯ ТЯ

ГДЕ

ДЕГ ГЕД ГДО ГЕД ЕГД ГДЕ ГДО ДОГ ГЕД

НИЗ

НИЗ ИНЗ НИВ НЦВ ИНЗ НИЗ ЗИН АНЗ ЗНИ

КОТ

ТОК ОТК ЕОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ

МАК

КМА МОК КАМ КАШ ЛАК НАК КАМ МАК ЖАК

 



РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Комплекс упражнений из программы способствует развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи, устранению дислексии.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак – ребро – ладонь


Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо – нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка

Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка


 Упереться языком во рту в зубы. Расслабить язык. Повторить 10 раз.
 Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.
 Удерживать кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.


 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Игры, помогающие предотвращать конфликты в группе...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста

Подробное описание мероприятий по профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. Даны рекомендации по формированию функционального базиса навыков чтения...

Игровая терапия для профилактики школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Представлены игры направленные на спочение коллектива, знакомство и умения взаимодействовать....

Педагогический проект "Нам на улице не страшно" по профилактике ДДТТ для детей старшего дошкольного возраста

Недельный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста...