Работа с неговорящими детьми с РДА
план-конспект занятия по логопедии

Динельт Светлана Ивановна

Конспект занятия коррекционной направленности по развитию речевой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_autistamidokument_microsoft_word.docx254.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Работа с неговорящими детьми с РДА

Занятие №1  Тема:  «Наше лицо»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме с помощью   картинок, напечатанных слов, разрезного алфавита;  
Задачи:
развивать эмоциональный контакт; слуховое и зрительное восприятие; навыки глобального чтения,  общую и артикуляционную моторику.

Ритуал приветствия.

1.Игра  «Что это?» (лото)
Цель: уточнить и расширить словарь.
Подобрать картинки и соответствующие надписи. Предварительная работа: разрезать и заламинировать картинки.
 Ребенок сидит напротив логопеда
- Покажи  где …? (добиваться от ребенка показа  указательного жеста «Вот»)
- Дай мне картинку…(Дай мне картинку-язык….)
- А я дам тебе смайлик (конфетку… то, что ребенок любит…)
- У меня есть язык (находит картинку язык и соотносит ее с картинкой «лото»
              Лото                                                                                                           Разрезать на картинки

aJferD-q1o8          aJferD-q1o8

Разрезать и сделать карточки

ЯЗЫК

ЗУБЫ

ГУБЫ

ГЛАЗА

РЕСНИЦЫ

ВЕКО

БРОВЬ

УСЫ

СКЛЕРА

ЗРАЧОК

ВОЛОСЫ

БОРОДА

 2. Упражнение «Делай это»
Цель: учить выполнять инструкции логопеда.

 Попросим  ребенка: «Делай это» и одновременно покажем сами. В начале помогаем .При показе движений можно использовать зеркало ( если  он сам захочет! )У ребенка может быть негативное отношение к зеркалу).  Сядьте напротив ребенка, пусть ребенок смотрит сразу и на вас и в зеркало:

Открыть рот

 

 

 

Высунуть язык

 

 

 

Сложить губы вместе

 

 

 

Постучать зубами

 

 

 

Подуть

 

 

 

Улыбнуться

 

 

 

Сложить губы в трубочку

 

 

 

Поцелуй

 

 

 

Упереть язык в верхние зубы

 

 

 

Прикусить нижнюю губу верхними зубами

  • Возможно, необходима стимуляция ребенка.

3.  Выполнение артикуляционной гимнастики

Упражнение 1. «Домик открывается»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Ротик широко  открыт,

Язычок спокойно спит.        

Упражнение 2.
Чередование  «Хоботок» - «Улыбка»,  «Домик открывается»
Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание:  Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Стимулировать ребенка на звукоподражания.

  Улыбается ребёнок,

 Хобот вытянул слонёнок.

 Вот зевает бегемот,

 Широко открыв свой рот.

Упражнение 3.
Чередование «Толстячки – Худышки»

Цель: Укреплять мускулатуру щёк.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

 Вот толстяк — надуты щёки.
 
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка — щёки впали:
Видно, есть ему не дали.

Упражнение 4 .
«Шарики»
  Поочередное надувание щёк

Цель: Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

«Самовар»  («Паровозик»)

Упражнение 5.

Цель: Укреплять мускулатуру губ и щёк.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

Усложнение:
1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).
2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Щёки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

4. «Дорисуй рисунок»

Цель: развивать навыки чтения (составь слова из букв: Н.О.С И.К обведи слова НОС, НОСИК. У папы и мамы-нос, у ребенка-носик
- Давай дорисуем рисунок- нос иносик.

src

  • Возможно, необходима стимуляция ребенка.

5. Упражнение. Физкультурники

Цель:   развивать координацию движений, обучать ребенка навыкам работы с пооперационными картами.

        Логопед объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.

Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Логопед и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:

image010

После того, как заготовлены схемы (в зависимости от возможностей ребенка), логопед  кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится выполнять схему, предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.

Ритуал прощания.  Стимуляция ребенка.

Домашнее задание родителям. Повторять все упражнения дома по буклету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к работе с неговорящими детьми

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи мо...

Работа с неговорящими детьми

Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....

Презентация "Как работать с неговорящими детьми".

1. Тщательная  подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. 2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения. Оптимальная и...

Работа с неговорящими детьми (2 часть)

Данная презентация - продолжение коррекционной работы с неговорящими детьми. Она подразумевает - вызывание и пропевание  гласных звуков. Во время демонстрации презентации можно включить запись, ч...

Лицензионные электронные образовательные ресурсы в работе с неговорящими детьми раннего возраста.

На  современном  этапе  общество  пришло  к  пониманию  необходимости  оказания  ранней  помощи  детям  с  нарушениями  в  ра...

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...