Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Людмила Владимировна

Конспект логопедического занятия при паретической форме дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_kuznetsova_l.v._431_gr.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия при паретической форме                псевдобульбарной дизартрии. Подготовительный этап.

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха   по  лексической теме: «Одежда».

Выполнила 

                                                                                                     

                                                                                                      Кузнецова Людмила                          

                                                                                                         Владимировна

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха   по  лексической теме: «Одежда».

Цель занятия:

Осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда».

Задачи занятия:

Обучающие задачи занятия:

        обучение навыкам самообслуживания;

        уточнение, активизация, обогащение словаря существительных по лексической теме «Одежда».

Развивающие задачи занятия:

        развитие общей, ручной, мелкой моторики;

        развитие моторики артикуляционного аппарата;

        развитие тембра, высоты, интонации и силы голоса;

        развитие длительного плавного выдоха, дифференцированного ротового вдоха и выдоха и фонационного дыхания.

Воспитательные задачи занятия:

        воспитание интереса к содержанию занятия;         

        воспитание трудолюбия, настойчивости.

Коррекционные задачи занятия:

• устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука «Ш» в словах и           предложениях;

• преодоление речевого негативизма.

Оборудование.

Наглядный материал «Одежда», «Шнуровка», таблицы для развития силы и высоты голоса, зеркало, листочек рябины с божьей коровкой.

Речевой материал.

Шуба, шарф, рубашка.

Этапы

Занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1.Орг. момент

1

-Здравствуй,Оля!

- Сегодня нас ждёт интересная работа. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать!

-Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф)

-От холода и снега Согреет, где б ты ни был! Пусть в ней похож ты на мишутку, Зимой наденешь что ты? (Шубку)

-Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди — кармашки. Что это? (Рубашки)

-Молодец! Как это можно назвать одним словом?
-О чём мы сегодня будем говорить?

- Да, об одежде и звуке «Ш».

-Здравствуйте!

-Хорошо

-Шарф

-Шубку

-Рубашки

-Одежда

-Об одежде

2.Снятие напряжённости со всех групп мышц

2

А сейчас я предлагаю тебе встать на ножки и вместе со мной выполнить упражнения:

- поднять плавно руки до уровня плеч и опустить;

- поднять плавно руки до уровня плеч и опустить без напряжения,

как пустые рукава;

-Молодец, у тебя хорошо получается!

А теперь следующее упражнение вместе со мной «Маятник».

( В положении полунаклона,  руки совершают движения влево-вправо, вперед-назад (попеременно) - имитация колыхающего белья на ветру.)

-Ты просто умничка!

Ребенок выполняет упражнения

Выполняет упражнения

3.Нормализация общей моторики

3

-Сейчас мы с тобой попробуем сделать Позу Ромберга (обычно это положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками).

-Замечательно!

-А вот теперь мы с тобой поиграем.

-Представь, что ты плохо вымыла руки и замарала полотенце, чтобы оно стало опять чистым нам нужно его постирать.«Стирка»

Трем кулачек о кулачек – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.

-Умница!

Ребенок выполняет

Выполняет

4.Развитие ручной и мелкой моторики

3

А сейчас давай зашнуруем пуговки на рубашке.

«Шнуровка»

Молодец, хорошо!

Дальше мы будем выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

В понедельник я кроила,

А во вторник — платье шила

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

Все свои платочки

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

-Замечательно!

Выполняет

Выполняет действия под слова стихотворения

5.Развитие навыка  самообслуживания

6

Ой, Оля, посмотри, у тебя шнурок развязался на ботинках. Давай ты его завяжешь, а то можно запнуться и упасть.

Завязывает шнурок

6.Устранение саливации

1

А сейчас мы с тобой будем пить минеральную воду, только не как обычно, а маленькими глоточками.

-Хорошо?

-Молодец!

 А теперь представь, как будто ты кушаешь конфетку.

-Давай вместе пожуем ее.

-Хорошо!

-Ой, представь, что на нас «напал» кашель, давай покашляем.

-Молодец!

-Оля, мы с тобой конфетку пожевали, минеральную воду попили, покашляли, а теперь давай представим, что нам захотелось спать.

-Когда нам хочется спать мы, что начинаем делать?

-Правильно, мы начинаем зевать.

(Зевают)

-Замечательно!

Пьёт маленькими глотками.

Жует

Кашляет

Зеваем

Зевает

7.Массаж

Общий массаж

Массаж лица

2

- Чтобы нам правильно произносить названия  одежды нам надо сделать массаж.

  1. Общий массаж

Массаж межреберных мышц: Организуются поглаживающие движения грудной клетки ладонями обеих рук. Движения начинаются от пояса вперед, затем вверх. 

-Молодец!
Массаж шеиПоглаживание шеи ладонями обеих рук, с 
верхним захватом подбородка. Массаж щитовидного хряща. (3-4 раза)

-А теперь массаж лица.

  1. Массаж лица

При паретической форме псевдобульбарной дизартрии 
рекомендуется  тонизирующий массаж, выполняются активные
поглаживающие, вибрирующие и постукивающие  движения пальцами обеих рук.

-Умничка!

-А теперь мы с тобой на лице, пальчиками «порисуем яблочки».

Самомассаж «Рисуем яблочки». (Лёгкие круговые движения пальцев от середины лба к вискам, а как же по всему лицу.)

Выполняет

8.Развитие артикуляционной моторики

Активная артикуляционная гимнастика

6

Гимнастика для губ., (2 статич., 3 динамич. упр.)

-Теперь выполним упражнения  для губ

1.«Заборчик» (статическое). Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10 с.
2.
 «Окошко» Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Зубы почти сомкнуты, губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 сек.
3.Вращательные движения губ собранных в «Хоботок». Упражнение выполняется 5 раз.
4. Чередование упражнений «Хоботок», «Бублик». Упражнение выполняется 5 раз.

-Молодец!

-А теперь гимнастику для языка. (выполняются под счёт до 5(2 статич., 3 динамич. упр.)
1.Упражнение «Чашечка» (стат). Рот широко открыт, передний и боковой край широкого языка подняты, но не касаются зубов. Упражнение выполнять 5 раз, продолжительностью 10 сек.
2. Упражнение «Лопаточка» (стат.) Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Упражнение выполнять 5 раз, продолжительностью 10 сек.

3.Упражнение «Лошадка» (динамическое). Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 5 раз.
4. Упражнение «Маляр» (динамическое).Ц е л ь. Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и Кратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5 раз.
5.
Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое). Ц е л ь. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5 раз.

Активная гимнастика для мышц мягкого неба.

1.Давай представим, что мы опять жуем вкусную конфету.(имитировать жевание);

-Молодец!

2.А теперь мы захотели спать (позевывать)

(Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его)

- Запрокинь голову назад

Гимнастика для нижней челюсти

(Логопед, расположив руку под  челюстью ребенка, просит открыть рот).

-Оля, открой рот.

-Молодец!

Ребёнок выполняет совместно с учителем под  отстукивание.

Жует

Зевает

Запрокидывает голову с преодолением сопротивления

Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления

9.Формирование дыхания

5

а) Формирование диафрагмального дыхания.

Положение стоя

-Давай сделаем «арбузик» из живота

(1) Сделать полный выдох, набрать воздух медленно

через нос, следя за тем; чтобы передняя брюшная стенка

все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличив; объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 с .задержать воздух, ( начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.)

-Молодец, хорошо!

б) формирования целенаправленного ротового выдоха

-Оля, сейчас мы с тобой немного поиграем.

-Божья коровка приземлилась на листочек рябины и не может лететь дальше. Помоги ей улететь.

-Сдуй божью коровку с листочка.

-Замечательно, молодец!

Формирование дифференцированного ротового вдоха и вдоха

-А теперь мы с тобой будем выполнять следующие упражнения.

Вдох носом, выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох ртом, выдох ртом.

-Хорошо!

Формирование речевого дыхания

-Сейчас мы с тобой будем произносить гласный ряд, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шёпоте и громко)

а-о-у-ы-э;   а-о-у-ы-э;   а-о-у-ы-э;   а-о-у-ы-э;   а-о-у-ы-э;

па-по-пу-пы-пэ;  та-то-ту-ты-тэ; ка-ко-ку-кы-кэ; фа-фо-фу-фы-фэ; ша-шо-шу-ши-ше.

Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - я флажком машу.

Шу-шу-шу - шапку новую ношу.

Шин-шин-шин - за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол - дождь покапал и прошел.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

-Молодец!

Надувает живот

Ребёнок выполняет упражнение для формирования целенаправленного ротового выдоха.

Выполняет

Произносит

10. Развитие голоса

5

-Сейчас мы с тобой будем читать  стихотворение с постепенным изменением силы голоса, т.е. громко, тихо, очень тихо.

1.Три Катюшки А. Строило

В деревушке

Три Катюшки(очень тихо)

 Взяли в руки три катушки

Шуре сшили сарафан, (тихо)

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет, (громко)

Сшили дедушке жилет.

А девчонкам и мальчишкам —(громко)

Всем Андрюшкам и Наташкам —

Сшили яркие штанишки, (тихо)

Сшили пестрые рубашки.       (громко)

-Молодец!

-А теперь давай с тобой укачаем куклу спать.

2.(Имитация укачивания куклы)

У-у-у (высоко)

У-у-у (низко)

3.-А сейчас попробуем изобразить героев сказки Теремок. Ты будешь говорить голосом мышки, а я голосом медведя, а потом наоборот.(Драматизация сказки )

4.(Развитие интонационной выразительности речи)

-Давай с тобой выразительно прочитаем стихотворение

Где мой пальчик? Н. Саконская

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

-Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

- Маша варежку сняла

—  Поглядите-ка, нашла!

-Ищешь, ищешь — и найдешь.

— Здравствуй, пальчик, Как живешь?

5. Упражнение на устранение назального оттенка.

-

-  А теперь давай произнесём фразы с акцентом на окончаниях слов: 
-Ира и Элла ели уху.

-У Аллы вуаль.

-Юла юлила.

-Рой в улье.

-Молодец!

Произносит

У-у-у (высоко)

У-у-у (низко)

Выполняет

Произносит

Произносит

11. Итог занятия

1

Ты сегодня хорошо поработала на занятии.

Молодец!

До свидания!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...