"Предупреждение речевых нарушений у детей"
статья по логопедии

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Но чаще всего в детский сад приходят дети  уже задержкой речевого развития или с нарушением речи. Прежде чем говорить о предупреждении,  необходимо выяснить причины речевых нарушений . Их достаточно много и они самые различные:

ухудшение экологической обстановки; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм;недостаток речевого общения ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_rechevyh_narusheniy.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение речевых нарушений у детей

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Но чаще всего в детский сад приходят дети  уже задержкой речевого развития или с нарушением речи. Прежде чем говорить о предупреждении,  необходимо выяснить причины речевых нарушений . Их достаточно много и они самые различные:

-ухудшение экологической обстановки;

-увеличение числа патологий беременности;

-увеличение количества родовых травм;

-недостаток речевого общения ребенка. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. У современных родителей чаще не хватает времени на своего ребёнка. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором. А именно в этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Кроме этого наблюдается снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но далеко и нелитературные выражения. При таком положении вещей маленький ребенок не в состояний воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятия речевых звуках. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

- недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Сократился срок кормления детей грудью. В результате у ребенка не успевают развиться  нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, которые важны для речи. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков «ш»«р» и др.).

Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.

-снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем родители на сразу обращают на это внимания и вовремя не обращаются к врачу. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика.

 – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка). Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. Кроме этого нельзя «сюсюкать» с ребенком или  повторять его неправильную речь.

Если к двум годам у ребенка не появилась простейшая фразовая речь, необходимо обратиться за помощью к логопеду . Возможно, понадобится консультация психоневролога и отоларинголога. Отсутствие речи или плохая речь у ребенка после 2-х лет не всегда вызваны речевыми нарушениями. Они может быть обусловлены наследственностью, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и другими причинами. Только выяснив причину можно эффективно бороться со следствием.

Предупреждение речевых нарушений  является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Профилактика это система мер по предупреждению, в данном случае речевых нарушений.

Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста. В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:

 ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.  Поэтому профилактическая  работа должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

  Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти; упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: мыслительная деятельность  находится во взаимосвязи с развитием речи  и обеспечивает устойчивую положительную мотивацию в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи (восприятия и понимание речи-пассивная речь): понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций, а также понимания  инструкций, вопросов, несложных текстов

4. Развитие экспрессивной речи (активное устное и письменное высказывание): лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словаря, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления  профилактической  работы на данном этапе будут следующие:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа

• Развитие слухового внимания

Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма. Например: «Хлопни как я»

Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя»

• Развитие фонематического восприятия.

Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками: коса-коза, лак-рак и т.д.

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик»«лошадка»«вкусное варенье») .

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за способностями переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую( можно выполнять все артикуляционные упражнения)

 Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Это:

  • игры с массажными мячами;
  • ловить намагниченных рыбок;
  • игры в пальчиковом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта);
  • выполнение пальчиковых игр в стихотворной форме;
  • игры с бусинами, мелкими камешками, крупой;
  • задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование;
  • обводка, штриховка, раскрашивание.

Речевое дыхание

Важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. У ребёнка с нарушенным речевым дыхание проявляется:

-Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

-нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе – ведёт к судорожной, нечеткой речи;

 неравномерный выдох -  речь то громкая, то тихая. Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры. Важно, чтобы ребёнок делал вдох через нос и не надувал щёки

  • дуть в дудочки
  • дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски и т.д
  • дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки:
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Например: игра «Футбол» сложить на столе из карандашей «ворота» и дуть на кусочек ваты целясь в «ворота». «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть).

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острые и хронические риниты, полипы носовой полости, аденоиды и т.д.). Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

1. «Эхо»

2. «Глухой Телефон»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет речь педагога (см приложение 1) и работа с родителями

 Работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком;

анкетирование родителей по теме

посещение занятий;

консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток)  

Необходимо донести до родителей что:

- обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;

- каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;

- неправильное сказанное слово ребёнком надо спокойно и ласково повторить правильно 2-3 раза;

- никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил он не был, не допускается. Говорить с детьми надо простым, правильным языком, и, главное - говорить медленно, ясно и громко.

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста

Хочу закончить своё выступление «Воспитатели - не волшебники. Но их мастерство и умения творят чудеса». И так хочется , чтобы их усилия и старания не пропали даром. А воспитанники блистали не только умом и талантом , но и красноречьем.

Памятка по теме «Предупреждение нарушения речи»

Речь воспитателя должна быть:

  • Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
  • Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
  • Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
  • Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
  • Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
  • Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
  • Звукопроизношение четким и правильным.
  • Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагогов:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; 
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;
  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
  • Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
  • Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
  • Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
  • В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;
  • Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладыва...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста с задержкой психического развития

В настоящее время большое внимание привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развити...

Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...