Главные вкладки

    Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста с задержкой психического развития
    статья по логопедии (младшая группа)

    Титова Анна Владимировна

    В настоящее время большое внимание привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

          Основным новообразованием раннего возраста является речь. Все остальные линии развития в этом возрастном периоде определяются состоянием речевого онтогенеза.

        Нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития проявляются уже в раннем возрасте.

         Коррекционная работа по развитию речи осуществляется по следующим направлениям:

    1. В повседневной жизни, в процессе живого общения  с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов.
    2. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
    3. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом.
    4. На занятиях по развитию речи.
    5. В ходе формирования элементарных математических представлений, физического воспитания.

        6. В процессе индивидуальной коррекционной работы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preduprezhdenie_rechevyh_narusheniy.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предупреждение речевых нарушений

     у  детей раннего возраста с ЗПР

    В настоящее время большое внимание привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

          Основным новообразованием раннего возраста является речь. Все остальные линии развития в этом возрастном периоде определяются состоянием речевого онтогенеза.

        Нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития проявляются уже в раннем возрасте.

         Коррекционная работа по развитию речи осуществляется по следующим направлениям:

    1. В повседневной жизни, в процессе живого общения  с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов.
    2. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
    3. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом.
    4. На занятиях по развитию речи.
    5. В ходе формирования элементарных математических представлений, физического воспитания.

        6. В процессе индивидуальной коррекционной работы.

         Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

    1.        установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

    2.        адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

    3.        сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

    4.        постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

    5.        разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

          Взаимодействие с  детьми должно носить системный и конструктивный характер,  реализовываться через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные); интегрированные занятия с другими специалистами.

          В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения (организация детской деятельности) сочетаются с наглядными (наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира) и словесными (беседа, инструкция, рассказ).

    На первом этапе логопеду и воспитателям рекомендуется использовать прием лингводидактической организации обращенной к ребенку речи, позволяющий привлечь его слуховое и зрительное внимание. Лингводидактическая организация обращенной  к ребенку речи предполагает:

    1) ограничение вербальной инструкции взрослого  до двух-трех слов (7-8 слогов);

    2) выдерживание паузы до 5 секунд после ее предъявления и в случае невыполнения повторение инструкции в ее первоначальном варианте;

    3) обязательное наличие в инструкции опорного для ее понимания элемента – хорошо знакомого ребенку слова, указательного жеста, утрированное интонирование инструкции с выделением ударного слога.

    Логопед составляет индивидуальную программу коррекционной работы, руководствуясь следующим алгоритмом её построения:

    - развитие импрессивной и экспрессивной речи;

    - формирование навыков артикуляционной моторики;

    - развитие просодических компонентов речи (интонации, мелодики, ритма);

    - формирование слухового восприятия;

    - развитие речевого дыхания;

    - развитие мелкой моторики;

    - развитие общей моторики;

    - развитие зрительного восприятия.

    Развитие импрессивной речи:

    Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.

    Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.

    Развитие экспрессивной речи:

    Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

    1. Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.

    2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности вызываемого звука; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слов с разными движениями.

    3. Формирование элементарной фразы из 2-3-х слов, содержащих вызванный звук.

    4. Формирование доступных грамматических категорий.

    5. Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах.

     Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы. Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
          Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

    1. ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;

    2. СГ: «НА»;

    3. СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;

    4. СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

    Следующий этап работы — использование детьми форм появившихся слов: панама панамы и включение появившихся слов в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы.

    Формирование навыков артикуляционной моторики:

    Одним из показателей успешного речевого развития ребенка является сформированные навыки правильного звукопроизношения.
    Важной частью коррекционной работы являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
    Тренировка органов артикуляции осуществляется в игровой форме. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный настрой.

    Для тренировки мышц артикуляционного аппарата существует артикуляционная гимнастика. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.

    Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. К каждому упражнению подбирается  картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету.

    Развитие просодических компонентов речи:

    Развитие интонации, мелодики проводится в два этапа обучения:             

    - восприятие;

    - воспроизведение.

    Обучение восприятию интонации предусматривает:

    - утрированное интонирование с подключением  по возможности пения и музыкального сопровождения;

    - максимально возможное наполнение занятия ритмизированной речью и пропеванием речи на мотивы русских народных песен - потешек с музыкальным сопровождением и без него.

    На этапе обучения воспроизведению используется:

    - пропевание слова вместе со взрослым; пропевание фразы вслед за взрослым;

    - голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков – вокализов, слогов (плавно, слитно, затем – с нарастанием и спадом интенсивности, с изменением высоты звучания), подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки;

    - протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса.

    Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

    1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова.

    2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова.

    3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове.

    4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой.

    В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

    Развитие слухового восприятия:

    Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научится напрягать слух, улавливать и различать звуки.
    Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего это делать в игре.

    Цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

    Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

    1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

    2. Игры со звучащими игрушками.

    3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

    4. Формирование фонематического восприятия.

    Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

    Вначале используется слухозрительное восприятие, т.е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Затем переходим к нормальному произнесению слов.

    Развитие речевого дыхания:

    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).  На длительном выдохе вводятся голосовые упражнения, целью которых является развитие силы, тембра, высоты голоса.

    Развитие мелкой моторики:

    Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

    Развитие общей моторики:

    Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития детей: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
        Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи.

    Развитие зрительного восприятия:

    Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

    Основные задачи развития зрительного восприятия:

    1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями
    2. Развивать остроту зрения.
    3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками.
    4. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

    Таким образом, система педагогической помощи детям раннего возраста с задержкой психического развития предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей коррекцию всех сторон речи ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

    Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

    АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

    Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

    Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

    Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

    Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

    Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

    Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

    Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...