Проект "Чудеса на песке"
проект по логопедии (старшая группа)

Максимова Виктория Юрьевна

Проект  создан по развитию речи с использованием кинетического песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_na_peske.docx470.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  № 51 « Ёлочка» комбинированного вида города  Белово»

        

                                                                   Автор-составитель: Максимова В.Ю.

                                                                   учитель-логопед

Содержание

Пояснительная записка……………………………………….………….……..3

Основные формы реализации проекта ……………………………………..…5

Предполагаемый результат ……………………………………………………6

Этапы проведения проекта…………………………………………..…...…….8

Литература……………………….……………………………………………..11

 

Пояснительная записка

 Проблема здоровьесбережения в условиях ДОУ очень актуальна для детей с речевой патологией, которые, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Характерологическими особенностями детей с  тяжелыми нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей имеющих речевую патологию. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи  и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного обучения в школе. Речь – одна из главных линий, развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём.

      Данные логопедических исследований показывают, что за последнее время поступающих в школу число дошкольников  с правильной речью уменьшилось в 5 раз. Данные анализа подтверждают необходимость создания такой системы работы в детском саду, при которой  происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.  

    Учитывая актуальность проблемы, передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития дошкольного образования одной  из  главных задач является повышение эффективности процесса коррекции  речевых нарушений посредством использования метода работы с кинетическим песком.  

 Основные преимущества этого метода:

  • в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;
  • повышает мотивацию к занятиям;
  • способствует повышению работоспособности, улучшению памяти, внимания и мышления;
  • нормализует состояние нервной системы, снижает уровень утомляемости;
  • улучшает коммуникативную функцию и соматическое состояние;
  • игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние;
  • игры в песочнице активизируют активный словарный запас детей.

    Использование мини-песочницы подразумевает воздействие через тактильные ощущения. Стимулирование мелкой моторики, наличие когнитивной основы речевого высказывания, в котором ребёнок с тяжёлым нарушением речи принимает активное, деятельное участие. Многообразие воздействия дополняется особой атмосферой занятия – путешествия в сказочную Песочную страну, использование ритуальных фигурок, подвижность детей в ходе когнитивной и речевой деятельности. Уникальность пескотерапии состоит в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, поскольку способствует повышению адаптационных способностей ребенка, стабилизации эмоциональной сферы, снижению неуверенности в себе. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. песочный мир – это мир под его контролем.

 Таким образом, работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в процессе осуществления проекта, убеждает нас в том, что кинетический песок действительно является уникальным средством для развития мелкой моторики,  речи, памяти и внимания, а также творческих способностей детей.  Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя уверенным и успешным. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающая  пескотерапия оптимизирует процесс коррекции речи, и способствуют оздоровлению всего организма ребенка в целом.  

Цель проекта: оптимизация условий логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, посредством использования кинетического песка.

Задачи:

- повысить интерес к логопедическим занятиям;
- активизировать словарный запас, развитие лексико-грамматических категорий;

- учить выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряжённости;
- развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление);
-осуществлять коррекцию речи и поведения.


Методы и технологии коррекционной  работы с кинетическим песком:
- творческий рассказ
-  ситуативная беседа
- коммуникативные игры,
- моделирование ситуации,
- пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения,

- применение биоэнергопластики

- метод проигрывания ролей (инсценировки)

-интерактивные технологии

Приемы, используемые на занятии:
«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.);

«пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);

«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).

Организацию игр-занятий с пескомможно разделить на 3 типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.


Основные направления пескотерапии, используемые в логопедической работе:
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.


Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и  порезов на руках.
4. Для работы можно использовать фартуки.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.


Примерный режим работы:
1-раз в неделю индивидуальное занятие (по усмотрению логопеда тема занятия повторяется).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Состав группы: постоянный (дети с ТНР 5-8лет)


Оборудование для игр с кинетическим песком
Стол, глубокая песочница с бортами, наборы  кинетического песка  6 цветов.
Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,

- дидактические игры (счётные палочки,  магнитная азбука), строительный материал, трафареты.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу дает следующие результаты:
- возрастает интерес к логопедическим занятиям;

-обогащение словарного запаса;
- дети чувствуют себя более успешными, нет места монотонности и скуке;
- усиливается личностная заинтересованность ребенка в происходящем;
- песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
- более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают;
- усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – диагностическо - методический.

-Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

-Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

-Создание банка идей и предложений;

-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации образовательного процесса;

-Определение задач воспитательно-образовательного процесса

Третий этап – реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта.

    Сотрудничество с родителями воспитанников

  • Дни общения;
  • Дни открытых дверей;
  • Выпуск буклетов, памяток, газеты «Говорим правильно»;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • семинары-практикумы, мастер-классы;
  • родительские гостиные;
  • обратная связь на сайте ДОУ (вопросы и пожелания).

Правила игры с кинетическим песком:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Этапы реализация проекта

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Цель

октябрь

Педагогическое обследование детей

Оценка индивидуального развития детей с помощью игр с кинетическим песком

«Путешествие в песочную страну»

Формирование пространственных представлений, учить понимать смысл пространственных отношений

«Поможем  бабушке посадить огород»

Закрепление знаний об овощах и фруктах,  создавать условия и мотивацию  для речевого развития детей

«Чего не стало»

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Ноябрь

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (Котёнок-ласковый, ложка - пластмассовая).

«Жадина»

Согласование притяжательных местоимений с существительным

(мой ёжик, моя лопата). Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

«Какой, какая, какие?»

Активизация словарного запаса прилагательных. Создавать условия для использования диалогической речи со взрослым.

 Сказка «Как  медведь путешествовал  на машине»

Образование слов с приставками (едет, выехала, заехала, переехала, ехала, отъехала)

Декабрь

«Назови семью»

Закрепление названий животных (конь-лошадь-жеребенок)

«Угощение для Карлсона»

Отыскивание картинок с продуктами в песке, закрепление относительных прилагательных (сок из яблока-яблочный)

«Угадай слово»

Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Создавать мотивацию для  речевого развития.

«Зверята на дорожках»

Закрепление притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа). Стимулировать желание отвечать на вопросы и вступать в речевое взаимодействие.

Январь

«Юные археологи»

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

«Четвертый лишний»

Развитие внимания, мышления, речевой активности. Создавать условия для использования распространенных фразовых высказываний

«О чем  мечтает Буратино?»

Усвоение категорий предложного падежа. Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

«Чего не бывает?»

Усвоение категорий родительного падежа. Активизировать речь детей через развитие  умения организовывать действия свои и других.

Февраль

«Сосчитай до 5»

Согласование числительных с существительным. Развивать самоконтроль за произнесением поставленных и автоматизированных звуков.

«Скажи наоборот»

Употребление слов антонимов

(шарф чистый-шарф-грязный). Учить понимать  и уточнять смысл слов.

«Что справа, а что слева»

Ориентация в пространстве, построение предложений ( справа машине, а слева-самолет). Развивать правильную связную речь, свойства и качества мышления, внимание и наблюдательность.

«Большой – маленький»

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пес-песик, кукла-куколка). Создавать условия для развития речевой  инициативы.

Март

«Найди клад, составь предложение»

Активизировать умение строить предложения. Развитие памяти, мышления, связной речи

«Кто кем будет?»

Усвоение категорий творительного падежа (котенок будет котом). Формировать умение  работать в группе сверстников.

«Один – много»

Употребление существительных во множественном числе (дерево-деревья). Осуществлять самоконтроль за звукопроизношением

«Гномик и великан»

Образование слов с ласкательными и увеличительными оттенками (нос-носище, таракан-тараканице)

Апрель

«Строители»

Употребление  простых и сложных предлогов. Развивать фразовую речь

«Слова-родственники»

Употребление родственных слов (береза-березы-березка-березовый). Развивать умения понимать  и отвечать на поставленные вопросы

«Отгадай животное»

Составление детьми загадок о животных. Уточнять и закреплять представления  о домашних и диких животных.

«Придумай рифму»

Развивать фонематические представления  (Маша-каша, букашка-ромашка). Формировать взаимодействие со сверстниками.

                                                     Литература

1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСПиП, 1998.
3. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.
7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
9. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...