Главные вкладки

    Проект по теме: «Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»
    проект по логопедии

    Абашева Виктория Витальевна
    Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития восприятия. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. Различные виды восприятия создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Многие исследования указывают на недостаточную сформированность различных видов восприятия у детей с нарушениями речи. С детьми с речевой патологией необходимо работать над точностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 47 комбинированного вида

    Проект по теме:

    «Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»

         подготовил                                                                                                                          учитель - логопед

    Абашева Виктория Витальевна

    г. Ачинск

    2015г


    Возраст детей: 5-6 лет.

    Длительность проекта:  сентябрь - апрель.

    Стратегия осуществления проекта:

    1. Мотивация.
    2. Организация предметно познавательной среды.
    3. Совместная деятельность (воспитатели, дети, логопед).
    4. Результат (представление проекта)

    Показатели успешности проекта:

     В ходе реализации проекта я предполагаю, что уровень восприятия детей станет выше среднего или высоким. Увеличится объем восприятия, его целостность, осмысленность и обобщенность. Предполагаю, что предложенные дидактические игры и дидактические упражнения помогут преодолеть признаки нарушения письма и речи. Надеюсь, что предложенные консультации для родителей принесут практическую пользу.

    Актуальность проекта:

    Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития восприятия. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. Различные  виды восприятия создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Многие исследования указывают на недостаточную сформированность различных видов восприятия у детей с нарушениями речи. С детьми с речевой патологией необходимо работать над точностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

    Цель проекта:

    Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

    Задачи проекта:

    1. Развитие разных видов восприятия.

    2. Профилактика дисграфи и дислексии у детей дошкольного возраста.

    3.Повысить педагогический уровень родителей по данному вопросу. Обучить родителей игровым приемам.

    Обеспечение проекта:

    1. Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших
    2. дошкольников.
    3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
    4. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.
    5. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.
    6. Лалаева Р.И. Нарушение чтения.
    7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
    8. «Развитие восприятия дошкольников с нарушениями речи» Логопед в детском саду №8 2009
    9. «Фонематический слух и фонематическое восприятие» Логопед в детском саду №3 2009
    10. Серия «Конфетка»: Осень. Зима. Весна. Узнаю буквы. Занимательная фонетика. Различаем буквы и звуки. Решаем ребусы.
    11.  Дидактические игры, дидактические упражнения, таблицы, схемы описания, коллекция игрушек, картотеки.

    Методы проекта:

    Наглядные (схемы, иллюстрации, консультации).

    Словесные (чтение художественной литературы).

    Практические (дидактические игры и упражнения).

    Формы организации проекта:

    Специально организованная деятельность детей.

    Совместная деятельность с детьми.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Этапы осуществления проекта:

    Организационный: сентябрь – октябрь.

    Реализация проекта: ноябрь – апрель.

    Перспективное планирование проектной деятельности по теме «Восприятие»

    Мелкая моторика

    Лексико – грамматический строй речи

    Связная речь

    сентябрь  октябрь -

    Знакомство с литературой по данной проблеме и оснащение кабинета необходимыми дидактическими играми и таблицами.

    ноябрь

    «Мозаика», «Сложи узор», «Куда ведут дороги». Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, восприятие формы и цвета. «Рисуем по клеточкам». Цель: развитие пространственного восприятия.

    «Что изменилось», «Найди два одинаковых». Цель: развитие зрительного восприятия. «На какую фигуру похожи». Цель: развитие восприятия формы. «Где спрятались животные». Цель: развитие пространственного восприятия.

    «Подскажи словечко». Цель: развитие слухового восприятия. «Что, где», «Далеко - близко». Цель: развитие восприятия пространства.

    декабрь

    «Игры с палочками», д/игра «Хамелеон». Цель: развитие восприятия цвета и пространства. «Разрезные картинки». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятие пространства и цвета. «Рисуем точками». Цель:  развитие пространственного восприятия.

    «Сравни предметы», «Большой - маленький». Цель: развитие восприятия величины предметов. Д/игра «Контуры». Цель: развитие зрительного восприятия

    Д/упражнения «Что бывает чаще». Цель: развитие пространственно-временных представлений ребенка. «Загадки». Цель: развитие восприятия формы, цвета, движения и времени. «Понимание текста». Цель: развитие всех видов восприятия.

    январь

    «Игры с прищепками», д/упражнения «Дорисуй узор». Цель: развитие пространственных представлений, восприятие формы и цвета.

    Д/упражнения «Чего не хватает», «Чем похожи», «Из каких фигур сложили». Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия.

    «Так не бывает». Цель:  развитие восприятия времени и пространства. «Найди 10 отличий», «Опиши предмет так, чтобы я узнал». Цель: развитие зрительного восприятия.

    февраль

    «Что хотел нарисовать художник». Цель: развитие зрительного восприятия. «Белый лист». Цель: развитие восприятия формы, развитие осязательного восприятия.

    «Контуры». Цель:  развитие зрительного восприятия. «Сделай и замри». Цель:  развитие пространственных представлений. «Ориентирование». Цель: развитие пространственного восприятия.

    «Что сначала, что потом», «Что перепутал художник». Цель: развитие восприятия времени. «Неожиданный конец», «Времена года». Цель: развитие восприятия времени.

    март

    «Чудесный мешочек». Цель: развитие осязательного восприятия. «Лабиринты». Цель: развитие пространственного восприятия.

    «Ребусы». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия пространства. «Сколько». Цель: развитие восприятия формы.

    «Узнай и объясни», «Истории в картинках». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия времени. «Аналогии». Цель: развитие всех видов восприятия.

    апрель

    «Игры с песком», «Секрет». Цель:  развитие восприятия цвета, формы и пространства.

    Д/игры «Домик предлогов». Цель: развитие пространственного восприятия. «Изографы». Цель: развитие зрительного восприятия.

    «Когда это бывает», «Расскажи свою сказку». Цель: развитие восприятия времени. «Играем с глаголами». Цель: развитие пространственного восприятия, восприятия времени.

    Фонематические процессы (в течение всего года)

    Цель: развитие слухового восприятия.

    Дидактические игры на узнавание не речевых звуков (картотека).

    «Кто так кричит?»

    «Повтори, не запнись»

    «Гласный - согласный»

    «Твердый - мягкий»

    «Глухой - звонкий»

    «Цепочка»

    «Место звука»

    «Найди картинку»

    «Звуки по порядку»

    «Замени первый звук»

    «Назови с заданным звуком»

    «Деформированные фразы»

    «Сложные слова»

    Чтение (в течение всего года)

    Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия.

    «Сходства и различия»

    «На что похожа»

    «Назови перечеркнутую букву»

    «Обведи неправильную букву»

    «Недостающий элемент»

    «Полубуква»

    «Буквы перепутались»

    «Назови знакомые буквы»

    «Назови спрятанные буквы»

    Консультации для родителей в декабре «Фонематическое восприятие».

    В марте проведение круглого стола с родителями на тему: «Дидактические игры по восприятию».


    Список  используемой литературы:

    1. Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших дошкольников. – С-П.: «Детство-Пресс», 2003г
    2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: «Академия развития», 1997г
    3. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. – М.: «Просвещение», 2001г
    4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М.: «Просвещение», 1999г
    5. Лалаева Р.И. Нарушение чтения. – С-П.: «Союз», 2001г
    6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996г
    7.   Журнал «Логопед в детском саду» №8/ 2009г
    8.  Журнал « Логопед в детском саду»  №3/ 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

    Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

    Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

    Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

    Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»

    Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....

    Авторский проект на тему:«Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки»

    Личный вклад в повышение качества образования и трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя Думчевой Е.Н....

    Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

    Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...