Проект по теме: «Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»
проект по логопедии

Абашева Виктория Витальевна
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития восприятия. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. Различные виды восприятия создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Многие исследования указывают на недостаточную сформированность различных видов восприятия у детей с нарушениями речи. С детьми с речевой патологией необходимо работать над точностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 47 комбинированного вида

Проект по теме:

«Развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи»

     подготовил                                                                                                                          учитель - логопед

Абашева Виктория Витальевна

г. Ачинск

2015г


Возраст детей: 5-6 лет.

Длительность проекта:  сентябрь - апрель.

Стратегия осуществления проекта:

  1. Мотивация.
  2. Организация предметно познавательной среды.
  3. Совместная деятельность (воспитатели, дети, логопед).
  4. Результат (представление проекта)

Показатели успешности проекта:

 В ходе реализации проекта я предполагаю, что уровень восприятия детей станет выше среднего или высоким. Увеличится объем восприятия, его целостность, осмысленность и обобщенность. Предполагаю, что предложенные дидактические игры и дидактические упражнения помогут преодолеть признаки нарушения письма и речи. Надеюсь, что предложенные консультации для родителей принесут практическую пользу.

Актуальность проекта:

Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребенка. Это наиболее благоприятный период для развития восприятия. Восприятие тесно взаимосвязано с речью. Различные  виды восприятия создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Многие исследования указывают на недостаточную сформированность различных видов восприятия у детей с нарушениями речи. С детьми с речевой патологией необходимо работать над точностью, обобщенностью восприятия, над расширением его объема.

Цель проекта:

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

Задачи проекта:

1. Развитие разных видов восприятия.

2. Профилактика дисграфи и дислексии у детей дошкольного возраста.

3.Повысить педагогический уровень родителей по данному вопросу. Обучить родителей игровым приемам.

Обеспечение проекта:

  1. Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших
  2. дошкольников.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
  4. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.
  5. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.
  6. Лалаева Р.И. Нарушение чтения.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
  8. «Развитие восприятия дошкольников с нарушениями речи» Логопед в детском саду №8 2009
  9. «Фонематический слух и фонематическое восприятие» Логопед в детском саду №3 2009
  10. Серия «Конфетка»: Осень. Зима. Весна. Узнаю буквы. Занимательная фонетика. Различаем буквы и звуки. Решаем ребусы.
  11.  Дидактические игры, дидактические упражнения, таблицы, схемы описания, коллекция игрушек, картотеки.

Методы проекта:

Наглядные (схемы, иллюстрации, консультации).

Словесные (чтение художественной литературы).

Практические (дидактические игры и упражнения).

Формы организации проекта:

Специально организованная деятельность детей.

Совместная деятельность с детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Этапы осуществления проекта:

Организационный: сентябрь – октябрь.

Реализация проекта: ноябрь – апрель.

Перспективное планирование проектной деятельности по теме «Восприятие»

Мелкая моторика

Лексико – грамматический строй речи

Связная речь

сентябрь  октябрь -

Знакомство с литературой по данной проблеме и оснащение кабинета необходимыми дидактическими играми и таблицами.

ноябрь

«Мозаика», «Сложи узор», «Куда ведут дороги». Цель: развитие зрительного и пространственного восприятия, восприятие формы и цвета. «Рисуем по клеточкам». Цель: развитие пространственного восприятия.

«Что изменилось», «Найди два одинаковых». Цель: развитие зрительного восприятия. «На какую фигуру похожи». Цель: развитие восприятия формы. «Где спрятались животные». Цель: развитие пространственного восприятия.

«Подскажи словечко». Цель: развитие слухового восприятия. «Что, где», «Далеко - близко». Цель: развитие восприятия пространства.

декабрь

«Игры с палочками», д/игра «Хамелеон». Цель: развитие восприятия цвета и пространства. «Разрезные картинки». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятие пространства и цвета. «Рисуем точками». Цель:  развитие пространственного восприятия.

«Сравни предметы», «Большой - маленький». Цель: развитие восприятия величины предметов. Д/игра «Контуры». Цель: развитие зрительного восприятия

Д/упражнения «Что бывает чаще». Цель: развитие пространственно-временных представлений ребенка. «Загадки». Цель: развитие восприятия формы, цвета, движения и времени. «Понимание текста». Цель: развитие всех видов восприятия.

январь

«Игры с прищепками», д/упражнения «Дорисуй узор». Цель: развитие пространственных представлений, восприятие формы и цвета.

Д/упражнения «Чего не хватает», «Чем похожи», «Из каких фигур сложили». Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия.

«Так не бывает». Цель:  развитие восприятия времени и пространства. «Найди 10 отличий», «Опиши предмет так, чтобы я узнал». Цель: развитие зрительного восприятия.

февраль

«Что хотел нарисовать художник». Цель: развитие зрительного восприятия. «Белый лист». Цель: развитие восприятия формы, развитие осязательного восприятия.

«Контуры». Цель:  развитие зрительного восприятия. «Сделай и замри». Цель:  развитие пространственных представлений. «Ориентирование». Цель: развитие пространственного восприятия.

«Что сначала, что потом», «Что перепутал художник». Цель: развитие восприятия времени. «Неожиданный конец», «Времена года». Цель: развитие восприятия времени.

март

«Чудесный мешочек». Цель: развитие осязательного восприятия. «Лабиринты». Цель: развитие пространственного восприятия.

«Ребусы». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия пространства. «Сколько». Цель: развитие восприятия формы.

«Узнай и объясни», «Истории в картинках». Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия времени. «Аналогии». Цель: развитие всех видов восприятия.

апрель

«Игры с песком», «Секрет». Цель:  развитие восприятия цвета, формы и пространства.

Д/игры «Домик предлогов». Цель: развитие пространственного восприятия. «Изографы». Цель: развитие зрительного восприятия.

«Когда это бывает», «Расскажи свою сказку». Цель: развитие восприятия времени. «Играем с глаголами». Цель: развитие пространственного восприятия, восприятия времени.

Фонематические процессы (в течение всего года)

Цель: развитие слухового восприятия.

Дидактические игры на узнавание не речевых звуков (картотека).

«Кто так кричит?»

«Повтори, не запнись»

«Гласный - согласный»

«Твердый - мягкий»

«Глухой - звонкий»

«Цепочка»

«Место звука»

«Найди картинку»

«Звуки по порядку»

«Замени первый звук»

«Назови с заданным звуком»

«Деформированные фразы»

«Сложные слова»

Чтение (в течение всего года)

Цель: развитие пространственного и зрительного восприятия.

«Сходства и различия»

«На что похожа»

«Назови перечеркнутую букву»

«Обведи неправильную букву»

«Недостающий элемент»

«Полубуква»

«Буквы перепутались»

«Назови знакомые буквы»

«Назови спрятанные буквы»

Консультации для родителей в декабре «Фонематическое восприятие».

В марте проведение круглого стола с родителями на тему: «Дидактические игры по восприятию».


Список  используемой литературы:

  1. Агронович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших дошкольников. – С-П.: «Детство-Пресс», 2003г
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: «Академия развития», 1997г
  3. Воронова А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. – М.: «Просвещение», 2001г
  4. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М.: «Просвещение», 1999г
  5. Лалаева Р.И. Нарушение чтения. – С-П.: «Союз», 2001г
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996г
  7.   Журнал «Логопед в детском саду» №8/ 2009г
  8.  Журнал « Логопед в детском саду»  №3/ 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Семинар-практикум для родителей на тему:«Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта посредством применения компьютерных игр»

Цель: Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития фонематического восприятия у детей....

Методическая разработка на тему "Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха"

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характери...

Тренинг для родителей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи»

Обучить родителей игровым способам развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи....

Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»

Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....