Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Металина Светлана Сергеевна

Для воспитателей логопедических групп, для учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Упражнять в правильном произнесении звука  (Р)  в слогах, словах и предложениях.

- Учить определять наличие звука  (Р) в ряду звуков .

-Закрепить понятие о месте звука в слове, упражнять в выделении звука (Р) в начале, конце, середине слова.

-Учить составлять звуковые схемы слова и анализировать их

-Развитие грамматического строя речи (упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм, упражнять в подборе существительных родительного падежа множественного числа).  

-Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную моторику

-Развивать общую, мелкую моторику

-Развитие фонематического слуха

-развитие память, внимание

Итеграция образовательных областей:

-Коммуникация

-Физическая культура

-Познание

Сюжетно-игровая основа:

«Путешествие в гости к мальчику Роме»

Оборудование:

-Предметные картинки со звуком (Р)

-Кукла мальчика Ромы

-Демонстративные картинки (письмо, части карты)

-Наборы для составления схем

-Фишки

Ход занятия

Этапы занятия

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Организационный момент.

Методы- словесный, игровой, наглядный

Приемы- создание игровой ситуации

Сообщение темы

Логопед:  Сегодня нам пришло письмо от мальчика Ромы. Он приглашает нас в гости. Рома прислал нам карту, но она перепуталась, собрать ее вам помогут цифры, а правильно выполнив задания, вы дойдете до ее домика.

Дети  открывают конверт, достают карту и собирают ее в правильной последовательности, ориентируясь на цифры.

Основной этап

Методы  –словесный, игровой, наглядный.

Приемы – игры, упражнения.

Игра “ кубик-Разминка”

(цель: развитие артикуляционной моторики)

Педагог:  Однако перед дальней дорогой надо размяться. Проводится игра “ кубик-Разминка”

Дети, кидая кубик, по выпавшим картинкам-символам выполняет артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Парус», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Сильный ветерок» - на воздушную струю.

Педагог: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук …

Дети узнают звук (Р) по беззвучной артикуляции и произносит его.

Игра «Поймай звук» (цель: развитие фонематического слуха)

Педагог: Идём по дорожке. Шаг будешь делать, если  услышишь звук (Р) в ряду звуков. Каждый шаг,  будешь обозначать фишкой:

К-т-р-д-р-р-н-р-к-т-р…

Ребенок услышав звук (Р) в ряду звуков, отмечает фишкой место на карте.

Автоматизация звука (Р) в слогах с использованием су-джок шариков.

Развитие общей и мелкой моторики

Логопед: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. На кочках грибочки, каждый грибочек (су-джок шарик) свой сжимаем, звук Р в слоге четко называем:

ра ро ру ры;

ар ор ур ыр;

ро ра ры ру; (нажимаем на шарики легко)

 ор ур ар ыр;  

ру ры ра ро;

ур ар ыр ар. (нажимаем на шарики сильно)

Дети, прыгая по кочкам, пальчиками сжимают мячики, четко проговаривая слоги со звуком (Р):

ра ро ру ры;

ар ор ур ыр;

ро ра ры ру;

ор ур ар ыр;  

ру ры ра ро;

ур ар ыр ар.

Автоматизация звука (Р) в словах

Педагог: Следующая часть карты. Дальше пойдем, если назовете картинки.

Дети называют картинки, четко проговаривая звук (Р) в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор.

Педагог: Какой звук повторяется чаще всего?

Характеристика звука (Р)

Дети: Звук (Р),

Звук (Р) – согласный, звонкий, твердый

Определить место звука (Р) в слове. Работа со схемой.

Педагог: Подошли мы к реке, мост перейдем, если найдем место звука в словах (в начале, в середине, в конце слова)

Дети раскладывают картинки - в зависимости от места звука в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор, ромашка.

Развитие грамматического строя речи.

(цель: подбор прилагательных к существительным)

Педагог: К каждой картинке нужно подбирать слово:

 рак какой?- …

роза какая?-…

радуга какая?-…

корова какая?-…

 ворона какая?-…

сыр какой?-…

комар какой?-…

мухомор какой?-...

ромашка какая?-…

Дети подбирают к каждой картинке подходящие слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.

рак какой?- (красный)

роза какая?-(желтая)

радуга какая?-(красивая)

корова какая?-(рогатая)

 ромашка какая?-(белая)

комар какой?-(маленький)

ворона какая? – (черная)

Развитие грамматического строя речи (цель: употребление слов антонимов)

Педагог: Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова наоборот.

Дети подбирают к каждой картинке слово – наоборот, при этом четко проговаривая звук (Р):

Маленький - …большой
Узкий - … широкий
Плохой - … хороший

Гладкий - … пушистый

Развитие грамматического строя речи (цель: упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

-  Тут нас встречает мальчик Рома. Он любит всё маленькое и все предметы у него маленькие.

У Ромы не большая шляпа, а маленькая …
У Ромы не большие шорты, а маленькие …
У Ромы не большие уши, а маленькие …
У Ромы не большой шар, а маленький …

Дети повторяют начало фразы и договаривает её, словом в уменьшительно-ласкательной форме.

У Ромы не большая шляпа, а маленькая шляпка.
У Ромы не большие шорты, а маленькие шортики.
У Ромы не большие уши, а маленькие ушки.
У Ромы не большой шар, а маленький шарик.

Развитие грамматического строя и связной речи (цель:  составление предложения по опорным картинкам)

Педагог: Рома привел нас на лесную полянку.  Здесь живут друзья Ромы.  Друзей соберем, если придумаем предложения про этих героев.

Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Рома, орешки, мишка.-(Рома принес Каркуше вкусные орешки)
Рома, каша, Рая.-(Рома сварил кашу Рае)
Рома, Красная шапочка.-(Рома с Красной шапочкой бегали по поляне)

Педагог:  Молодцы! А теперь назовите друзей Ромы.

Дети: Каркуша, Рая, Красная шапочка.

Физкультминутка

(цель: развитие общей моторики)

Педагог:  Мы шли долго и устали давайте отдохнем.

Буратино потянулся,

Раз -  нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,  

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Дети повторяют движения за педагогом.

Развитие грамматического строя речи

(цель: подбор существительных в родительном падеже множественного числа)

Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

Что растет на этой полянке?

Одна ромашка - … много ромашек…

Дети по картинкам образовывают слова в родительном падеже множественного числа существительных.

Слова: рыба, корона, помидор, робот, морковь, шар, карандаш.

Одна ромашка - много ромашек

Один помидор- много помидоров,

Одна корона - много

корон,

Один робот – много роботов

Один карандаш – много карандашей

Одна морковь – много морковок

Один шар – много шаров

Развитие  памяти, внимания

Педагог: Куда дальше идти?

Через мостик пройдешь, если вспомнишь картинки.

Дети вспоминают и называют картинки: рыба, корона, помидор, робот, морковь, шар, карандаш, переворачивает их и проверяет правильность ответа.

Составление схемы слова

Педагог: Какие цветы здесь растут? Чтобы пойти дальше нужно составить схему слова ромашка.

Дети составляют схему слова, проводит звуковой анализ слова ландыш. Дает характеристику звука (Р).

Заключительный этап:

Методы – словесный, игровой.

Приемы – вопросы педагога, сюрпризный момент

Подведение итогов

Педагог: Куда привела нас карта?

- Сколько всего было преград в дороге? Посчитай.

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Какое задание было самым легким? Почему?

А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

За то, что собрали карту и все задания выполнили, мальчик Рома приготовил для вас сюрприз откройте его домик.

Дети дают ответы на вопросы.

Далее мальчика Ромы и находят там маленький подарок, который он им оставил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

Логопедическое занятие для детей подготовительной группы с Общим недоразвитием речи IIIуровня р.р.

Уважаемые, коллеги! Обращаю ваше внимание, что данная методическая разработка позволяет:-формировать мыслительную деятельность детей во взаимосвязи с развитием речи;-развивать связную речь, совершенст...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- обогащать знания детей по теме “Посуда”;- продолжать учить детей...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Конспект комплексного фронтального занятия на тему «Посуда» для детей подготовительной группыс общим недоразвитием речи в помощь педагогам комбинированных групп и групп компенсирующкей нап...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость»...