Главные вкладки

    Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Металина Светлана Сергеевна

    Для воспитателей логопедических групп, для учителей-логопедов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - Упражнять в правильном произнесении звука  (Р)  в слогах, словах и предложениях.

    - Учить определять наличие звука  (Р) в ряду звуков .

    -Закрепить понятие о месте звука в слове, упражнять в выделении звука (Р) в начале, конце, середине слова.

    -Учить составлять звуковые схемы слова и анализировать их

    -Развитие грамматического строя речи (упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм, упражнять в подборе существительных родительного падежа множественного числа).  

    -Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

    Коррекционно-развивающие:

    - Развивать артикуляционную моторику

    -Развивать общую, мелкую моторику

    -Развитие фонематического слуха

    -развитие память, внимание

    Итеграция образовательных областей:

    -Коммуникация

    -Физическая культура

    -Познание

    Сюжетно-игровая основа:

    «Путешествие в гости к мальчику Роме»

    Оборудование:

    -Предметные картинки со звуком (Р)

    -Кукла мальчика Ромы

    -Демонстративные картинки (письмо, части карты)

    -Наборы для составления схем

    -Фишки

    Ход занятия

    Этапы занятия

    Методы и приемы

    Деятельность педагога

    Деятельность ребенка

    Организационный момент.

    Методы- словесный, игровой, наглядный

    Приемы- создание игровой ситуации

    Сообщение темы

    Логопед:  Сегодня нам пришло письмо от мальчика Ромы. Он приглашает нас в гости. Рома прислал нам карту, но она перепуталась, собрать ее вам помогут цифры, а правильно выполнив задания, вы дойдете до ее домика.

    Дети  открывают конверт, достают карту и собирают ее в правильной последовательности, ориентируясь на цифры.

    Основной этап

    Методы  –словесный, игровой, наглядный.

    Приемы – игры, упражнения.

    Игра “ кубик-Разминка”

    (цель: развитие артикуляционной моторики)

    Педагог:  Однако перед дальней дорогой надо размяться. Проводится игра “ кубик-Разминка”

    Дети, кидая кубик, по выпавшим картинкам-символам выполняет артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Парус», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Сильный ветерок» - на воздушную струю.

    Педагог: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук …

    Дети узнают звук (Р) по беззвучной артикуляции и произносит его.

    Игра «Поймай звук» (цель: развитие фонематического слуха)

    Педагог: Идём по дорожке. Шаг будешь делать, если  услышишь звук (Р) в ряду звуков. Каждый шаг,  будешь обозначать фишкой:

    К-т-р-д-р-р-н-р-к-т-р…

    Ребенок услышав звук (Р) в ряду звуков, отмечает фишкой место на карте.

    Автоматизация звука (Р) в слогах с использованием су-джок шариков.

    Развитие общей и мелкой моторики

    Логопед: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. На кочках грибочки, каждый грибочек (су-джок шарик) свой сжимаем, звук Р в слоге четко называем:

    ра ро ру ры;

    ар ор ур ыр;

    ро ра ры ру; (нажимаем на шарики легко)

     ор ур ар ыр;  

    ру ры ра ро;

    ур ар ыр ар. (нажимаем на шарики сильно)

    Дети, прыгая по кочкам, пальчиками сжимают мячики, четко проговаривая слоги со звуком (Р):

    ра ро ру ры;

    ар ор ур ыр;

    ро ра ры ру;

    ор ур ар ыр;  

    ру ры ра ро;

    ур ар ыр ар.

    Автоматизация звука (Р) в словах

    Педагог: Следующая часть карты. Дальше пойдем, если назовете картинки.

    Дети называют картинки, четко проговаривая звук (Р) в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор.

    Педагог: Какой звук повторяется чаще всего?

    Характеристика звука (Р)

    Дети: Звук (Р),

    Звук (Р) – согласный, звонкий, твердый

    Определить место звука (Р) в слове. Работа со схемой.

    Педагог: Подошли мы к реке, мост перейдем, если найдем место звука в словах (в начале, в середине, в конце слова)

    Дети раскладывают картинки - в зависимости от места звука в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор, ромашка.

    Развитие грамматического строя речи.

    (цель: подбор прилагательных к существительным)

    Педагог: К каждой картинке нужно подбирать слово:

     рак какой?- …

    роза какая?-…

    радуга какая?-…

    корова какая?-…

     ворона какая?-…

    сыр какой?-…

    комар какой?-…

    мухомор какой?-...

    ромашка какая?-…

    Дети подбирают к каждой картинке подходящие слова и, вслед за этим, переворачивает каждую картинку изображением вниз.

    рак какой?- (красный)

    роза какая?-(желтая)

    радуга какая?-(красивая)

    корова какая?-(рогатая)

     ромашка какая?-(белая)

    комар какой?-(маленький)

    ворона какая? – (черная)

    Развитие грамматического строя речи (цель: употребление слов антонимов)

    Педагог: Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова наоборот.

    Дети подбирают к каждой картинке слово – наоборот, при этом четко проговаривая звук (Р):

    Маленький - …большой
    Узкий - … широкий
    Плохой - … хороший

    Гладкий - … пушистый

    Развитие грамматического строя речи (цель: упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов)

    Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

    -  Тут нас встречает мальчик Рома. Он любит всё маленькое и все предметы у него маленькие.

    У Ромы не большая шляпа, а маленькая …
    У Ромы не большие шорты, а маленькие …
    У Ромы не большие уши, а маленькие …
    У Ромы не большой шар, а маленький …

    Дети повторяют начало фразы и договаривает её, словом в уменьшительно-ласкательной форме.

    У Ромы не большая шляпа, а маленькая шляпка.
    У Ромы не большие шорты, а маленькие шортики.
    У Ромы не большие уши, а маленькие ушки.
    У Ромы не большой шар, а маленький шарик.

    Развитие грамматического строя и связной речи (цель:  составление предложения по опорным картинкам)

    Педагог: Рома привел нас на лесную полянку.  Здесь живут друзья Ромы.  Друзей соберем, если придумаем предложения про этих героев.

    Дети составляют предложения по опорным картинкам.

    Рома, орешки, мишка.-(Рома принес Каркуше вкусные орешки)
    Рома, каша, Рая.-(Рома сварил кашу Рае)
    Рома, Красная шапочка.-(Рома с Красной шапочкой бегали по поляне)

    Педагог:  Молодцы! А теперь назовите друзей Ромы.

    Дети: Каркуша, Рая, Красная шапочка.

    Физкультминутка

    (цель: развитие общей моторики)

    Педагог:  Мы шли долго и устали давайте отдохнем.

    Буратино потянулся,

    Раз -  нагнулся, два – нагнулся,

    Руки в стороны развел,  

    Видно, ключик не нашел.

    Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

    Дети повторяют движения за педагогом.

    Развитие грамматического строя речи

    (цель: подбор существительных в родительном падеже множественного числа)

    Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

    Что растет на этой полянке?

    Одна ромашка - … много ромашек…

    Дети по картинкам образовывают слова в родительном падеже множественного числа существительных.

    Слова: рыба, корона, помидор, робот, морковь, шар, карандаш.

    Одна ромашка - много ромашек

    Один помидор- много помидоров,

    Одна корона - много

    корон,

    Один робот – много роботов

    Один карандаш – много карандашей

    Одна морковь – много морковок

    Один шар – много шаров

    Развитие  памяти, внимания

    Педагог: Куда дальше идти?

    Через мостик пройдешь, если вспомнишь картинки.

    Дети вспоминают и называют картинки: рыба, корона, помидор, робот, морковь, шар, карандаш, переворачивает их и проверяет правильность ответа.

    Составление схемы слова

    Педагог: Какие цветы здесь растут? Чтобы пойти дальше нужно составить схему слова ромашка.

    Дети составляют схему слова, проводит звуковой анализ слова ландыш. Дает характеристику звука (Р).

    Заключительный этап:

    Методы – словесный, игровой.

    Приемы – вопросы педагога, сюрпризный момент

    Подведение итогов

    Педагог: Куда привела нас карта?

    - Сколько всего было преград в дороге? Посчитай.

    - Какое задание было самым трудным? Почему?

    - Какое задание было самым легким? Почему?

    А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

    За то, что собрали карту и все задания выполнили, мальчик Рома приготовил для вас сюрприз откройте его домик.

    Дети дают ответы на вопросы.

    Далее мальчика Ромы и находят там маленький подарок, который он им оставил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

    Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

    Логопедическое занятие для детей подготовительной группы с Общим недоразвитием речи IIIуровня р.р.

    Уважаемые, коллеги! Обращаю ваше внимание, что данная методическая разработка позволяет:-формировать мыслительную деятельность детей во взаимосвязи с развитием речи;-развивать связную речь, совершенст...

    Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

    Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- обогащать знания детей по теме “Посуда”;- продолжать учить детей...

    Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

    Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...