Логопедическое занятие по теме: "Овощи" «В гости к бабушке и дедушке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Казарина Елена Александровна

Цели:

1.Определять признаки осени,

2.Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах,

3. Развивать умение составлять рассказы-описания по предложенному плану,

4. Учить согласовывать числительные с существительными,

5. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,

6.Учить употреблять существительные в форме родительного падежа

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

Урок №_1_

Тема урока

«В гости к бабушке и дедушке»

Цель урока

Коррекционно-образовательные цели. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление существительных в форме родительного падежа).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1.Определять признаки осени,

2.Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах,

3. Развивать умение составлять рассказы-описания по предложенному плану,

4. Учить согласовывать числительные с существительными,

5. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,

6.Уупотреблять существительные в форме родительного падежа,

Метапредметные:

1.Познавательные

2.Регулятивные

3. Коммуникативные

Основные понятия

Предметный словарь: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, грядка, урожай. Глагольный словарь: растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать, идет, дует.

Словарь признаков: холодный, пасмурный, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, горький, сладкий.

Трудовые действия учителя

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала

3.Работа над развитием голоса

4. Работа над развитием дыхания

5.Введение в новую тему

6. Артикуляционная  гимнастика

7.Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (работа по мнемотаблице)

8. Деление названий овощей на слоги

9. Согласование существительных с количественными числительными.

10. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

11. Образование существительных в Р.п.

12.Физкультминутки.

13. Пальчиковая гимнастика

Учебно – методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

1.Мультимедийное оборудование;

2. конверт с письмом;

3. тыква с гостинцами;

4. мяч.

Для обучающихся

  1. «волшебный» мешочек;
  2.  пластмассовые овощи;
  3. листья клена.

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

  1. Организационный момент.

Приветствие детей.

  1. Повторение пройденного материала.

- Какое сейчас время года?

- Правильною. По каким признакам можно определить осень?

- Давайте послушаем, как дует ветер.

  1. Работа над развитием голоса.

- Давайте и мы вместе с ветром попробуем «позавывать». Мы будем длительно произносить звук У, когда я поднимаю руку вверх мы громко произносим этот звук, когда опускаю – затихаем.

- Молодцы!

  1. Работа над развитием дыхания.

- Ребята идя на работу, я собрала вот такой букет из листьев. Давайте с ними поиграем!

Игра «Осенние листочки»

-Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Логопед следит за тем, чтобы не надували щеки и не поднимали плечи.

  1. Введение в новую тему.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости. А куда, догадайтесь сами.

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?                

Это наша... (бабушка)                          

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ……(дед).

 Правильно, мы отправляемся к дедушке с бабушкой. Они прислали нам письмо, сейчас я его вам прочитаю.

« Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам бабушка Таня и дедушка Ваня. Очень просим приехать к нам и помочь убрать урожай в огороде. Мы вас очень ждем».

 - Ребята, поедем? Поможем?

Ну тогда в путь! Едем на поезде!

VI.Подвижная игра «Машинист сменился»

VII. -Вот нас встречают бабушка с дедушкой. Они просят помочь собрать урожай. Но сначала мы с вами сделаем гимнастику

  Артикуляционная  гимнастика

В огород пойдём, 
Урожай соберём.

За забор зайдём, 

 И лопаточки возьмём.

 Мы морковки натаскаем 

 И картошки накопаем. 

Срежем мы качан капусты,  
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко  

И вернёмся по дорожке.  

VIII. Игра «Волшебный мешочек» с описанием предмета по мнемотаблице.

- Как называются все эти предметы одним словом?

Правильно, овощи.

IX. Физминутка «В огороде»

В огород пойдем  

Хоровод заведем

В хоровод возьмем редиску,    

С ней присядем низко – низко.

В хоровод возьмем морковку

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком,

Побежим за кабачком        

И поскачем по дорожке,         

Как зеленые горошки.

   X.- А теперь давайте разделим названия овощей на слоги.

XI. Игра с мячом.

- Давайте еще поиграет с  мячом. Я назову овощ, а вы назовите его ласково

XII. Дедушка с бабушкой просят посчитать их овощи

XIII. Пальчиковая гимнастика.

 «Овощи» (массаж пальцев)

Вырос у нас чесночок

Перец, томат, кабачок  

Тыква, капуста, картошка  

Лук и немножко горошка  

Овощи мы собирали  

Ими друзей угощали  

Квасили, ели, солили.  

С дачи домой увозили.  

Прощай же на год

Наш друг – огород!

XIV. Обобщение.  Скажем, в огороде много чего?

Как хорошо мы с вами помогли дедушке Ване и бабушке Тане. Посмотрите, как они рады. Пора прощаться.

Сядем обратно в поезд и вернемся в детский сад.

XV. Итог занятия.

Где мы побывали сегодня, ребята. Чем занимались? Что вам понравилось?

Все вы молодцы! Хорошо потрудились.

Бабушка Таня за нашу помощь передала вам гостинцы.

Деятельность обучающихся

  1. Дети входят в зал и становятся в круг. Здороваются.

– Осень.

- Ответы детей (листья на деревьях пожелтели и опадают, стало холодно, на улице пасмурно, часто идут дожди, перелетные птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме: делают запасы, меняют шубку, готовятся к спячке, дует холодный ветер…)

- Дети слушают фонограмму шума ветра

  1. Дети вместе с логопедом длительно произносят звук У, то громче, то тише.

  1. Упражнение выполняется детьми 3-4 раза по команде логопеда.

– Бабушка.

-Дед.

Дети заслушивают письмо от дедушки и бабушки.

- Да

  1. Дети бегут друг за другом, со словами логопеда «Машинист сменился» последний в цепочке перебегает в начало поезда.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют следующие артикуляционные упражнения:

Язычок поднимаем к носу, опускаем к подбородку;
упражнение «Заборчик»
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Киска лакает молоко»

  Надуть щёки

 

«Лопаточка»
«Лошадка»

  1. Дети по очереди, по желанию достают из мешочка овощ и описывают его с помощью мнемотаблицы.

- Овощи

Дети идут по кругу, держатся за руки.

Приседают, держатся за руки

Пляшут, держат руки на поясе.

Тянутся вверх, поднявшись на носочки

Бегут по кругу друг за другом

Скачут по кругу друг за другом

  1. Дети по очереди делят слова – названия овощей на слоги

  1. Дети называют, предложенный ему овощ ласково.

  1. Дети считают овощи до 5

  1. Дети делают самомассаж пальцев по примеру логопеда

указательный палец левой руки

средний палец

безымянный

мизинец

мизинец правой руки

безымянный

средний

указательный

большой палец левой руки

большой палец правой руки

  1. Ответы детей: овощей, огурцов моркови….

Изображают езду на паровозе под шум поезда.

  1. Ответы детей.

Дети принимают угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Овощи"

Коррекционно-обучающие цели: – активизация словаря по темам “Осень”, “Овощи”; – обучение образовывать относительные прилагательные, употреблению существительных в косвенных падежах. Коррекционно-ра...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Овощи, фрукты». Образование относительных прилагательных. Звук и буква А»

Интегрированное занятие для старшей логопедической группы ДОУ по лексической теме «Фрукты. Овощи». Включает в себя задания на образование относительных прилагательных от имен существительных по типу «...

Фронтальное логопедическое занятие по теме "Овощи"

Данное занятие ориентировано на детей старшей группы с логопедическими заключениями: ОНР и ФФНР...

Конспект итогового занятия по развитию речи "В гости к бабушке и дедушке. Домашние животные"

Расширить знания детей о домашних животных. Учить детей совместно со взрослым пересказывать русскую народную сказку “Репка”....

Конспект логопедического занятия по теме «Овощи. Огород» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи

Конспект  логопедического занятия по теме «Овощи. Огород»в подготовительной группе для детей с ОНРпо формированию навыков связной речи...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : « В гостях у бабушки Тани и дедушки Вани».

Цели: Развивать  речевое  дыхание, мелкую , общую и артикуляционную моторику, мимику, внимание; расширять словарный запас, закреплять навыки согласования прилагательных с существительны...

Показ открытого занятия на родительском собрании «В гостях у бабушки и дедушки»

Обучающая: Учить детей различать по внешнему виду домашних птиц и их детенышей (курица, петух, цыпленок; гусь, гусыня гусенок; утка, селезень, утенок; индюк, индюшка, индюшонок). Закреплять в уме...