Коррекционные упражнения
план-конспект занятия по логопедии

Егорова Ольга Александровна

Коррекционные упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnye_uprazhneniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения, направленные на развитие звуковой  культуры речи, лексического строя, синтаксического строя, связной речи для ученика с ОНР, автоматизация звук З.

                                                     Тема  « Зима»

(отрывок из стихотворения А. С. Пушкина)

Зимний вечер


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

 

Упражнения на развитие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Цель: Развивать речевое дыхание, речевой слух, слуховое внимание, вырабатывать хорошую дикцию, закрепить звук З во фразах при произнесении их на одном выдохе, воспитывать умение говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

1 Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

«Услышишь — хлопни».

Ход игры. Взрослый произносит ряд  слов ( зима, снежинки, снеговик, звезды, санки, варежки, узоры,  лыжи, мороз  ) ребенок с закрытыми глазами, услышав  звук «З», хлопает в ладоши.

2 Дыхательное упражнение «Снегирь»

Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.
Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.

На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.
Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.

Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.
Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.

Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.

Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.

Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.

Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.

Следить за четким произношением фраз на одном выдохе.

3 Чистоговорки

За – за – за – за

Прибежала к нам коза!

Зы – зы – зы – зы

Ой, беда у той козы!

Зо – зо – зо – зо

Не поют козлятя «Зо!»

Зу – зу – зу – зу

Надо выручить козу!

4 Скороговорки со звуком «З»

Зажглась зеленая звезда...
Запустят звездолет туда.
(Е. Благинина) 

В звезде найдешь ты букву "з",
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С.Маршак) 

5  Попевки

Я на горку заберусь (мелодия идет поступенно вверх)

И на саночках скачусь(мелодия идет поступенно вниз)

Я на горке стою   ( распевание на одном звуке)

Звонко песенки пою

Зябнут щечки, зябнет нос,

Коченеют ручки.

Ай, мороз, мороз,мороз,

Брось такие штучки.

6 Загадки (Сохраняем зимнюю тематику и присутствие звука «З» во всех упражнениях)

 Снег на полях,

Лёд на водах,

 Вьюга гуляет.

 Когда это бывает?  

         (Зимой)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет.

( Мороз)

Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?

(Снежинки)

Упражнения на развитие лексического строя речи:

Цель:  Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, активизация словаря по теме «зима». Формировать практические навыки правильного изменения глаголов по временам. Развивать навыки связной речи.

   1 Работаем с текстом.

-Какое время года описано в стихотворении ? (зима)

- а какое явление природы описывает автор? (буря)

-Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?

2  развиваем лексический строй речи , обращаясь к Толковому словарю В. Даля.

МГЛА ж. помраченье воздуха, испарения, сгущающие воздух, делающие его тусклым, мало прозрачным;

 3 Объяснение приема сравнения

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

-Как вы думаете , зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

  • Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.

-Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, в этом ему помогает и звук «З»  произношение которого мы сегодня закрепляем.

Давайте найдем и прочитаем такие слова правильно произнося звук «З»

(«зверь», «завоет», «заплачет»  «зашумит», «запоздалый»,  «застучит»)

  1.  4  Закрепление понятия о глаголе

Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?”

Закрепление понятия о времени глагола, умения определять и изменять время глагола.  (с начало в прошедшее время, затем в будушее. )

Что бывает зимой?

Идет снег.

Светит солнышко.

Дует ветер.

Падают снежинки.

Кружит вьюга.

Упражнения на развитие синтаксического строя речи

Цель: учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать  полным ответом    

на его вопросы, высказываться в присутствии других детей - составлять       связные предложения, слушать друг друга.

-Я люблю кататься на роликовых коньках. А могу я на них кататься зимой?

(Нет)

А прчему

(Потому что все дороги покрыты снегом и льдом.)

  • Я приготовила еще одну загадку.

 Два берёзовых коня

    По снегам несут меня.

    Кони эти рыжи,

    А зовут их ... (лыжи)

  • А на лыжах мы можем зимой кататься?

(Да)

А в какие еще зимние игры мы можем играть?

(Мы можем кататься на кониках.

Играть в снежки. Кататься с горки на санках.)

-И почему мы можем играть в них зимой?

( Потому что зимой много снега.)

- Давайте теперь вспомним с вами как выглядит буква «З»

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Давайте поближе познакомимся со звуками [з] и[ з’], узнаем, какие они.

 - В гости к зиме пришли  животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же пришёл.

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

- Кто это?

(Это зебра)

- Произнесите слово зебра, выделяя первый звук.

([З’]-зебра)

- Назовите выделенный звук..(Это [з’])

- Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный?

(Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы)

- Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый.

(Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий).

- Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий.

(Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

- Итак, скажите, что узнали о звуке [з’]?

(Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий)

б) Скажите, ребята, где живёт зебра?

(Зебра живёт в Африке.)

- Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой вот этот предмет. Отгадайте, что это.

Гуляю я, и в дождь, и в зной.
Характер у меня такой.
Свернёшь меня ты – будет клин,
А развернёшь – получишь блин.

- Что это?

(Это зонт)

- Произнесите слово зонт, выделяя первый звук.

([з]-зонт)

- Назовите выделенный звук.

(Это [з])

- Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие)

- Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко?

(Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый)

- Проверьте, звук [з] звонкий или глухой?

(Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

- Итак, что узнали о звуке [з]?

(Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)

- Итак, мы узнали какие они  [з] и [з’].

Упражнения на развитие связной речи.

Цель: Дети учатся отвечать на вопросы полным ответом, составляют сами предложения.  Научиться составлять описательный и сюжетный

 рассказы на предложенную тему. Развитие связной речи на основе отображения увиденного (рассказ по картинке).

  1. Составление пересказа (возможные варианты)

-по предложенным картинкам

-краткий пересказ

-пересказ по вопросам;

  1. Домашнее задание:

Выразительно выучить  стихотворение  наизусть.

Список литературы

  1. 1 Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2005 
  2. 2 Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

3 Картушина М.Ю. Музыкально-хоровая работа в детском саду.

4 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-8 лет.

  1. 5 Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи
  1. 6 Толковый словарь В. Даля

7 Коррекция нарушений речи .  Т. Б. Филичева  Г. В. Чиркина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Коррекционные упражнения"

С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют все дольше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно двигательного аппарата. Эти упражнения для профилактики подобных нарушений пригодятся и ...

Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики

Вашему вниманию представляю подборку игр и заданий для развития и коррекции мелкой моторики пальцев рук. Задания подобраны в соответствии с лексическими темами в  в группах компенсирующей направл...

«Использование релаксационных и коррекционных упражнений экологического содержания для снятия негативных проявлений у детей»

Данная проблема определила цель: важно научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело, для формирования эмоциональной стабильности. Поэтому так важно в работе с дошко...

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи

Коррекционные  упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи...

Комплекс № 1. "Коррекционные упражнения при плоско-вальгусной деформации стоп и Х-образной деформации коленных суставов"

Внимательно посмотрите на постановку стоп вашего ребенка. Если стопы развернуты наружу и ортопед ставит вам диагноз "плоско-вальгусная деформация стоп", тогда этот комплекс для вас и вашего ребенка. В...

Коррекционные упражнения в системе закаливающих мер

Коррекционные упражнения в системе закаливающих мер...

Коррекционные упражнения

Предлагаю Вашему вниманию комплекс упражнений для развития одновременно нескольких функций.Упражнения разработаны не мной, но я с удовольствием использую их в своей практике, они апробированы, некотор...