Сотрудничество логопеда и родителей: подготовка руки к письму.
консультация по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

В данной статье представлен материал для родителей по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество логопеда и родителей: подготовка руки к письму.

         Давно известно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, т.к. это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6−7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться  задолго до поступления в школу.

Если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.

Упражнения из повседневной жизни.

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т. е. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
  • То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды
  • Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки
  • Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую
  • Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги
  • Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви
  • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив)
  • Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора»
  • Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи
  • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку
  • Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям
  • Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме
  • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений
  • Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену
  • Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы
  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза». Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку
  • Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет
  • На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру
  • Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить
  • Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ершика»
  • Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску
  • Хорошим занятием послужит игра с телефоном
  • Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка
  • Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь
  • Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее
  • Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину
  • Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч
  • Изготовление гирлянд, бус
  • Продевание тесьмы в дырочки.

Оборудуйте вашему ребенку «изоуголок», где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В «изоуголке» разместите пластилин, глину (для самых маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.

Если вы подключите своё воображение, то и сами сможете найти множество занятий для своего малыша, развивающий моторику ребёнка. Главное — творчески подойти к этому вопросу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ...

консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....

Консультация для родителей.Подготовка руки к письму

Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого...

Консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Консультация для родителей: «Подготовка руки к письму»    Подготовила воспитатель:Л.А. Панова...

Консультация для родителей "Подготовка руки к письму"

Этот материал мы предоставили родителям будущих первоклашек на первом собрании в подготовительной группе....

Советы родителям: «Подготовка руки к письму у детей 6- 7 лет»

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....