Перспективное планирование (связная речь)
материал по логопедии (старшая группа)

Перспективное планирование по формированию связной речи у детей 5-6 лет (по Гомзяк)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_frontalnye_svyaznaya_5-6.docx65.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 50»

Перспективное планирование

фронтальных занятий

по развитию связной речи

в старшей логогруппе

учителя-логопеда

Дурниковой И.А.

на 2019 – 2020  учебный год

Арзамас, 2019

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели

Темы

Цели

№ занятия

Оборудование

        Литература

Предварительная

работа

Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

-учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

Коррекционно-развивающие:

-систематизировать знания о детском саде;

-активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Занятие № 1

сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.9

Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками. Напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду».

4

Составление рассказа «Как мы играли» составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.

Коррекционно-развивающие:

-систематизировать знания по теме «Игрушки»;

-активизировать словарь по данной теме;

-развивать умение подбирать местоимения к именам существительным.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе

Занятие № 2

кубики, кукла, кукольная одежда, картинки-раскраски.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.13

Чтение художественных текстов: А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа о бережном отношении к игрушкам. Лепка на тему «Моя любимая игрушка».

Октябрь

1

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использование фланелеграфа или магнитной доски

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

-систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

-активизировать словарь по теме «Осень»;

-закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Занятие № 3

текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)[1], картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.16

чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

2

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

-соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

-учить узнавать овощи по описанию.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме «Овощи»;

-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Занятие № 4

картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.20

рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту- вима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).

3

Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

Коррекционно-образовательная:

-учить детей подбирать существительные к прилагательным;

-учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

-развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

-закреплять употребление притяжательных местоимений.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Занятие № 5

картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов,

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.25

Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация — «Ваза с фруктами».

4

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад — огород»;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Занятие № 6

сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 1-3)[2], сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.29

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «в магазине овощей и фруктов». Чтение сказки ДЖ. Родари «Чиполино».

Ноябрь

1

Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

-учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

Занятие № 7

предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 33

Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка — «Ягоды в корзинке». Рисование — «Осенний лес».

2

Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Занятие № 8

сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 4-5).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.36

Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» и рисование к ней иллюстраций

3

Пересказ описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

-развивать умение узнавать предмет по описанию.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Занятие № 9

схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.39

Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Сал- тановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»; роспись варежки,

4

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.

Занятие № 10

серия сюжетных картин (рис. 6-8), картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.43

Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», JI. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках»; роспись — «Сапожок», рисование — иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

Итого 10

11 период обучения (декабрь, январь, февраль)

        Недели

Темы

Цели

№ занятия

Оборудование

        Литература

Предварительная

работа

Декабрь

1

Пересказ адаптированного сказки «Заплатка» с использованием сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

-учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

упражнять детей в согласовании слов в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Занятие № 11

предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка».

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.47

Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха» Аппликация –«Коврик» (из кусочков ткани)Сюжетно-ролевая игра « Ателье»

2

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;

-учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей навык планирования связного высказывания;

-упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Занятие № 12

сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.51

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Ка- рема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование — «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация — «Зима», ручной труд — «Снежинка».

3

Пересказ русский народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Занятие № 13

маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.55

Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин.

4

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твочества)

Коррекционно-образовательная:

-обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

-формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;

-упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;

-развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.

Занятие № 14

серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10-12), картинка с изображением пылесоса.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 59

Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья».

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

-формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь прилагательных по теме;

-упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Занятие № 15

серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (рис. 13-15), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Маршак «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Коллективная аппликация — «Здравствуй, Новый год», изготовление елочных украшений.

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

Пересказ описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Коррекционно-образовательная:

-учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

-учить составлять описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;

-упражнять в подборе синонимов;

-учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Занятие № 16

схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.68

Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация — «Снегири на ветках», лепка — «Птицы на кормушках».

4

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)

Коррекционно-образовательная:

-учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

-учить составлять загадки о животных;

-развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

Занятие № 17

предметные картинки с изображением зайца, белки, волка.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.72

Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Белка и волк», И. Соко- лов-Микитов «Вберлоге», «Налеснойдороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных; аппликация — «Лесная полянка зимой».

Февраль

1

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленногопо сюжетным картинам

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам

Коррекционно-развивающие:

-развивать и активизировать словарь детей по теме;

-упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;

-развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей культурные навыки общения.

Занятие № 18

картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа (рис. 16-19).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.75

Чтение художественных текстов: С. Маршак «Почта», экскурсия на почту, рассматривание иллюстраций к произведению С.Маршака «Почта». Конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги». Аппликация – «поздравительная открытка»

2

Пересказ рассказа Г.Цыферова  «паровозик» с использованием опорных предметных картинок

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно-развивающие:

-активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

-закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

-развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

Занятие № 19

текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.80

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора — «Мост», «Модель перекрестка»; раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей.

3

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

Коррекционно-образовательная:

-учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;

-учить составлять рассказ по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

Занятие № 20

сюжетная картина «В живом уголке» (рис. 20).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.84

рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей.

4

Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

Коррекционно-развивающие:

-расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

-учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

-развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

Занятие № 21

текст рассказа JI. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.88

Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек.

Итого 10

111 период обучения (март, апрель, май)

Недели

Темы

Цели

№ занятия

Оборудование

        Литература

Предварительная

работа

Март

1

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

-активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Занятие № 22

серия сюжетных картинок «Заяц и морковка» (рис. 21-23).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 91

Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», JI. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Вырезание снежинок из бумаги, рисование снеговика.

2

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.

Коррекционно-развивающие:

-развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

Занятие № 23

портреты мам, нарисованные детьми; фотографии.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.95

Нарисовать портрет мамы и принести ее фотографию. Чтение с анализом: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». Изготовление поздравительной открытки для мамы.

3

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

учить составлять подробные описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

-активизировать и расширять словарь по теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Занятие № 24

картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.99

Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д.

4

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;

-обучать логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

-активизировать и развивать словарь по теме;

-учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

Занятие № 25

сюжетные картинки по тексту сказки (рис. 24-28), текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.104

Чтение с последующим обсуждением: В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; экскурсия в продовольственный магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин», лепка — «Бублики, пирожки, булочки».

Апрель

1

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;

-закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;

-закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.

Занятие № 26

серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (рис. 29-33).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.108

Чтение с последующим обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб». Аппликация — «Комбайн», лепка — «Бублики, булочки, батон».

2

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

Коррекционно-образовательная:

-учить детей подробно пересказывать художественный текст;

-формировать навык построения связных монологических высказываний.

Коррекционно-развивающие:

-закреплять знания детей о предназначении различной посуды;

-развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

-развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

Занятие № 27

текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.112

Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского), А. Куш- нер «Кто разбил большую вазу». Лепка — «Кувшин», «Чайный сервиз».

3

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумывание начала рассказа

Коррекционно-образовательная:

-обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

-учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

Коррекционно-развивающие:

-активизировать и расширять словарь детей по теме;

-развивать умение образовывать сложные слова;

-развивать навыки планирования развернутых высказываний.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Занятие № 28

сюжетная картина «Одни дома» (рис. 34).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.115

К. Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), с последующим обсуждением. Выучить с детьми домашний адрес. Рисование — «Мой дом», «Моя улица».

4

Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок»

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

-учить пересказывать художественный текст.

Коррекционно-развивающие:

-расширять знания детей о домашних животных;

-развивать самостоятельную связную речь;

-закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом

Занятие № 29

текст рассказа JI. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.119

Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего питомца.

Май

1

Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательная:

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

-расширять знания детей о военных профессиях;

-развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.

Занятие № 30

серия сюжетных картин (рис. 35-37).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.123

Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронь- ко «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей...» (выучить наизусть). Коллективная работа (аппликация) — «Мой родной город».

2

Пересказ басни Л.Толстого «Старый Дед и внучек»

Коррекционно-образовательная:

-учить детей последовательно пересказывать литературный образец.

Коррекционно-развивающие:

-расширять и уточнять знания детей по теме;

-развивать способность к целостному восприятию произведения;

-упражнять детей в подборе слов-антонимов.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Занятие № 31

предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни JI. Толстого «Старый дед и внучек»

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.128

Чтение с последующим обсуждением: Саша Черный «Про Катюшу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», JL Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет.

3

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Коррекционно-образовательная:

-учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

-формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

-закреплять знания о частях тела насекомых;

-активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

Занятие № 32

схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 132

Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики- макарики», JI. Мадзалевский «Мотылек»,

Э.        Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация — «Бабочка». Наблюдение за насекомыми.

4

Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине

Коррекционно-образовательная:

-учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.

Коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;

-развивать и активизировать словарный запас детей;

-отвечать на заданный вопрос полным предложением.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.

Занятие № 33

сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис. 38).

Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты  занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.136

Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование — «Я рисую лето», аппликация — «Цветочная клумба».

Итого 10


[2] Здесь и далее: ссылки даны на пособие О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе. Приложение к пособию “Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе”» (М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР по Н.В.Нищева

Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР...

перспективное планирование развитие речи

перспективное планирование развитие речи, вторая группа раннего возраста...

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г.

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г....

Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»

перспективный план содержит разнообразные дидактические игры   по экологии  с целью развития речи детей 2- 3 лет...

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме

Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также  деятельность с родителями...

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет...