Добуквенный период обучения грамоте
статья по логопедии

Кравченко Светлана Викторовна

Обучению грамоте всегда предшествует добуквенный период. Давайте сделаем с Вашим ребёнком 12 шагов к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobukvennyy_period.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Добуквенный период.

Двенадцать шагов к обучению грамоте.

Обучению грамоте всегда предшествует добуквенный период. В это время малыша готовят к обучению грамоте. Давайте сделаем с вашим малышом двенадцать шагов к обучению грамоте.

Шаг 1

Развиваем зрительное восприятие и внимание

Проверьте, сможет ли малыш сложить из счетных палочек  по образцу и описанию следующие фигуры: треугольник, квадрат, стул,  дерево, елку, дом, лестницу.

Если ребенок затрудняется, помогите ему. Проделывайте упражнение несколько дней подряд. Сначала пусть малыш выкладывает фигурки по образцу, а потом попробуйте объяснить, что нужно выложить из палочек. Справится ли он с конструированием изображений по описанию? Когда он будет легко справляться с этим заданием, делайте следующий шаг.

Шаг 2

Развиваем зрительное восприятие и внимание, навыки ориентировки, знание цветов и геометрических форм

Нарежьте из цветного картона разные по размеру геометрические фигуры и покажите, какие интересные игрушки можно из них сложить: домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку… 

Шаг 3

Развиваем зрительное восприятие и внимание, мышление, мелкую моторику

Следующим шагом станет складывание разрезных картинок из частей. Проверьте, из скольких частей ребенок легко сложит картинку. Это могут быть и две, и три, и четыре части. Разрезы могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и диагональными, и фигурными. Сначала складывайте простые предметные картинки, потом переходите к сюжетным. Используйте кубики с сюжетными картинками, пазлы, различные конструкторы, сборные игрушки, мозаики. Они развивают не только зрительное восприятие и внимание, но и пространственные представления, мелкую  моторику.

Шаг 4

Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух

Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, поупражняйте малыша в различении неречевых звуков. Проверьте, отличит ли он стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки. Поиграйте с малышом в игру «Что звучит?».  Покажите ребенку звучащие предметы и игрушки (не более четырех-пяти): погремушку, пищалку, дудочку, колокольчик, свисток. Пусть он сам попробует производить звуки с помощью этих предметов. Спрячьте звучащие предметы за ширму и производите ими звуки, пусть малыш пробует узнавать эти предметы.

Шаг 5

Развиваем слуховое восприятие и внимание, неречевой слух

Сможет ли малыш показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке или гремите погремушкой, если у него завязаны глаза? Пусть показывает рукой туда, откуда слышится звук. Спрячьте в комнате громко тикающие часы, звенящий будильник или звонящий телефон. Пусть ребенок найдет их, ориентируясь на звук. Если ребенок все это делает с легкостью, делайте следующий шаг.

Шаг 6

Развиваем слуховое восприятие и внимание, речевой слух

Вырежьте из цветной вкладки картинки с изображениями паровозика, девочки с куклой, игрушечного мишки, лошадки. Объясните, что паровозик поет такую песенку: «У!» Девочка укачивает куклу: «А!» Мишка рычит: «О!» Лошадка ржет: «И!»

Картинки можно заменить соответствующими игрушками. Предложите малышу спеть эти звуки вместе с игрушками. На первых порах помогайте ребенку в этом. Привлеките внимание ребенка к губам, когда вы поете звуки. Покажите, что ваш рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]. Попробуйте проделать такое упражнение: вы поете песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок показывает соответствующую картинку. Угадает ли ребенок звуки по беззвучной артикуляции? Объясните, что мы слышим ушами разные звуки. Шум ветра, вой метели, гудение самолета  - это звуки. Мяуканье кошки, лай собаки, рычание тигра - это тоже звуки. Предложите ребенку рассказать, какие звуки он слышит в данный момент. Расскажите, что люди тоже произносят звуки.

Шаг 7

Развиваем связную речь. Учимся анализу и синтезу предложений

Одновременно с развитием зрительного и слухового внимания занимайтесь развитием связной речи ребенка. Пусть малыш рассказывает вам о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Показывайте ребенку пример, рассказывайте ему о том, чем вы занимаетесь, где бываете. Учите ребенка составлять предложения по картинкам. Объясните, что вы составляете предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным.

Шаг 8

Формируем навыки слогового анализа и синтеза слов

Пора рассказать ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать, отстучать, прошагать слоги в словах: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та. Делайте это вместе с малышом. Расскажите, что в слове столько слогов, сколько раз опустился подбородок на подставленную под него ладонь.

Шаг 9

Формируем навыки звукового анализа и синтеза

Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка — [уа], из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей — [ау], из звуков [и] и [а] получается песенка ослика — [иа]. Поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Используя картинки, предложите ему следующие задания:

• Если я спою [а], а потом [у], что получится?

• Я пою: «Иа!» Какой звук я пою сначала, а какой потом?

• Спой: «Уа!» Какой звук ты поешь первым, а какой вторым?

Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:

• Какой звук я тяну в начале слов аист, утка, ослик, иглы?

• С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?

 А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?

• Какой звук ты слышишь в начале слов арбуз, апельсин, абрикос?

• С какого звука начинаются слова удочка, улитка, уроки?

Объясните ребенку, что звуки [а], [у], [и], [о] — гласные. Гласные звуки произносятся легко (во рту нет никакой преграды), поэтому их можно петь. Сразу же можно ввести обозначение гласных звуков — красный кружок.

Шаг 10

Формируем навыки звукового анализа и синтеза

Теперь пора рассказать малышу о согласных звуках. Это такие звуки, которые нельзя петь, потому что во рту при их произнесении есть преграда (препятствуют прохождению воздуха язык, губы, зубы). Это такие звуки, как [п], [т], [к], [м]. Мы будем обозначать их синими кружками. Затем можно начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. Спросите ребенка, каким звуком оканчивается каждое из этих слов.

Итак,

  • приступать к обучению грамоте стоит только тогда, когда малыш сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Не забываете ли вы почитать своему сыну или своей дочери на ночь каждый день? Нельзя принуждать ребенка к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
  • обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме и доставлять удовольствие не только малышу, но и вам, поэтому для занятий понадобятся различные игрушки, кубики, любой строительный конструктор, пластилин, яркие разноцветные шнурки, цветные карандаши и фломастеры, магнитная доска и магнитная азбука, предметные и сюжетные картинки. Для выкладывания букв неплохо бы иметь морские камешки, каштаны, желуди, разноцветные пуговицы. Малыш должен каждую букву не только увидеть, но и сложить, потрогать ее руками.
  • не следует высказывать свое разочарование малышом и его достижениями при обучении грамоте. Радуйтесь даже самым маленьким успехам ребенка, подбадривайте его и не забывайте хвалить: «Умница! Молодец! Отлично! Ты меня порадовал!»
  • ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Нельзя знакомить ребенка с буквами Рр, Шш, Лл и другими буквами, если он пока не освоил правильного произношения этих звуков. Это может спровоцировать нарушения письменной речи - дисграфию, которая  часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка при изучении русского языка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периоды обучения грамоты

Сравнение различных программ...

Периоды обучения грамоты

Сравнениенескольких программ...

Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте

Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....

Обучение чтению в добуквенный период.

Многие полагают, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу, умея читать, потому что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8 лет.Но из знания алфавита, чтение не рождается автоматически.Пок...

Дидактические упражнения в период обучения грамоте

Дидактические упражнения в период обучения грамоте...