Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Егорова Надежда Михайловна

Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  обследования  речевого развития

      Диагностическое обследование по оценке эффективности работы,

направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 2 раза в год с небольшим изменением диагностического материала для отслеживания динамики развития воспитанников. Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Воспитанники:

- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;

- могут разделить простое предложение на слова с указанием их

последовательности;

- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);

- составляют слова из слогов;

- производят звуковой анализ слов;

- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,

глухие);

- находят в предложении слова с заданным звуком;

- владеют чтением.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (вариант):

1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).

2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).

3. Что я назвала сейчас? (называет слова).

4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их

последовательности.

Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:

1.Что я сейчас сказала?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какое слово первое? (второе, третье…)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).

Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и

предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,

второй, третий.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.

Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить

ошибку.

4. Составляет слова из слогов.

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».

Подготовка исследования:

Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).

Проведение исследования:

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в

игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с

тобой соберём их в слова»

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.

Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.

Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.

5. Производит звуковой анализ слов.

Подготовка исследования:

Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока,

картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:

1. Что нарисовано на картинке?

2. Какой звук в слове первый?

3. Третий и т.д.

По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.

Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами

Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.

6. Дифференцирует звуки.

Проведение исследования:

Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук

( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.

7. Находит в предложении слова с заданным звуком. 

(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).

Методика «Звуковые прятки»

Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы

произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.

Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.

Оценка результатов:

Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – допущена одна ошибка.

Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.

8. Владеет чтением.

(с учетом возрастных особенностей)

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать

предложение из 3 – 4 слов.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.

Средний уровень – ребёнок читает по слогам.

Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.

Диагностическое обследование воспитанников по программе

дополнительного образования

Фамилия

имя восп.

Первичное обследование

Общ.

уровень

Заключительное обследование

Общ.

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

«Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников.»

Как известно, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Это и адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать разве...

Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...

Добуквенный период обучения грамоте

Обучению грамоте всегда предшествует добуквенный период. Давайте сделаем с Вашим ребёнком 12 шагов к обучению грамоте....

Периоды обучения грамоты

Сравнение различных программ...

Периоды обучения грамоты

Сравнениенескольких программ...

Дидактические упражнения в период обучения грамоте

Дидактические упражнения в период обучения грамоте...