НОД "Репку тянули-грамоту учили"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Владимировна Зиятдинова

Занятие с детьми подготовитедьной группы по обучению грамоте.с использованием различных методов и приёмов для  развитие у детей грамматически правильной и связной речи; формирование навыков словообразования; согласование местоимений с существительными мужского и женского рода, развитию фонематического восприятия, навыков звуко- слогового анализа с опорой на графическую запись. Развитие подвижности артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация звуков Р,Рь в слогах, словах, фразовой речи; дифференциация звуков Р,Рь. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._repku_tyanuli-_gramotu_uchili.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте.

«Репку тянули- грамоту учили».

(старшая группа)

Цели: Подготовить детей  к овладению чтением и грамотным письмом.

Задачи: Образовательные: Развитие у детей грамматически правильной и связной речи; формирование навыков словообразования; согласование местоимений с существительными мужского и женского рода. Формировать познавательный интерес к обучению грамоте; закреплять понятия звук, слог, слово, предложение, различать звуки гласные, согласные твердые и мягкие. Коррекционные: Развивать фонематическое восприятие, навыки звуко- слогового анализа с опорой на графическую запись. Развитие подвижности артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация звуков Р,Рь в слогах, словах, фразовой речи; дифференциация звуков Р,Рь. Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные: Воспитание интереса к занятиям по обучению грамоте.

1. Организационный момент

Логопед здоровается с детьми, обращает внимание на гостей

- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются с логопедом)

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте улыбнёмся друг другу  и гостям. Я тоже очень рада нашей очередной встрече,  давайте сделаем перекличку, только свои имена называйте ласково (встают дети, имена которых начинаются на заданный звук и произносят своё имя- «В, И, Ль, М, К- Ванечка, Илюшенька и т.д.»).

2. Введение в тему

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (сундучок)

Показывает сундучок

- Здесь живет сказка. - Отгадайте загадку и узнаете, какая сказка спрятана в моем сундучке!

Логопед загадывает загадку:

 Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?...( Репка)

3.Работа над предложением

- Начнём рассказывать сказку: «посадила репка деда..» (дети исправляют) - вот она(достаётся из сундучка репка). Кто продолжит сказку? Выросла репка большая- пребольшая. Кто пришёл за репкой? (достаётся из сундучка дед). Дед принёс вам схемы. Поставьте плюс перед схемой, которая соответствует предложению «выросла репка большая- пребольшая». Почему отметили эту схему?(потому что в предложении «выросла репка большая- пребольшая» 4 слова).

-Какое первое слово (2,3,4)? Покажите ручной моделью слово-действие «выросла» (правую и левую руки держат перед грудью), слово-предмет «репка»(правую руку держат перед грудью), слова-признаки «большая, пребольшая»(правой рукой выполняют волнообразные движения перед грудью).

4.Развитие фонематического слуха:

-Позвал дед ….бабку (достаётся из сундучка бабка).Она принесла вам каждому по репке и просит прицепить на репку столько листиков- прищепок, сколько услышите звуков «Р» в стишке.

                            «Где в сугробах спит валежник

                              Появился вдруг подснежник».(2 прищепки)

- Вытянули репку?(нет)

5. Работа со словом:

-Позвала бабка…внучку (достаётся из сундучка внучка). Внучка предлагает вам поиграть в игру «Составь слово». Нужно  по первым звукам в названии картинок составить слово(редис-«Рь», экскаватор «Э», платок-«П», колбаса-«К», арбузы-«А», РЕПКА). Вытянули репку?(нет)

                              Физкультминутка:

-Позвала внучка …Жучку(достаётся из сундучка собака). Жучка принесла вам снежинки…ой-ой-ой! Налетел ветер через открытое окно и снежинки разлетелись. Помогите собрать снежинки, но только те, на которых гласные буквы.(дети собирают)

6.Связь звука с буквой:

- Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем(схема), а звуки слышим и произносим(схема). Вытянули репку?

7.Звуко-слоговой разбор слов:

-Позвала Жучка…кошку (достаётся из сундучка кошка). А кошка принесла свои следы(схемы слов). Какая схема соответствует слову «киса»? Молодцы! А сейчас вы сами составите при помощи фишек-крышечек слово «репка». Назовите гласные звуки в слове «репка». Покажите, какими фишками мы обозначаем гласные звуки (красными). Назовите согласные звуки в слове «репка». Покажите, какими фишками мы обозначаем согласные звуки (синим и зелёным). Почему два цвета? (согласные звуки бывают твёрдые и мягкие). -- Ну тогда поиграем в игру, которую приготовила вам Жучка.                                          Игра "Будь внимательным".

 "Если я назову твёрдый согласный звук, то вы поднимете руки вверх и похлопаете, если назову мягкий звук, вы присядете".

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?( есть преграда воздуху у согласных звуков, а при произношении гласных- нет преграды). Кошка поможет тянуть репку, если вы правильно выложите фишками слово «репка».(дети выкладывают, проводится анализ).Сколько всего звуков с слове «репка»? Какой первый(2,3,4,5) звук? Дайте ему характеристику(звук «Рь»- согласный, мягкий, звонкий; звук «Э» гласный; звук «П» согласный, твёрдый, глухой; звук «К» согласный, твёрдый, глухой; звук «А» гласный). Положите кошку(плоскостная) на место звука «Рь». На каком по счёту месте звук «Рь»?(первый). А сейчас вы будете телеграфистами, стукните по столу фломастером столько раз, сколько слогов в слове «репка».(стучат 2 раза)  Вытянули репку?

-Позвала кошка…мышку(достаётся из сундучка мышка). Мышка тоже поможет тянуть репку, если вы с ней поиграете в игру «Волшебники». Это мышка, замените звук «Ы» на звук «О», какое новое слово получится?(мошка). А теперь в слове «мошка» замените звук «М» на звук «К», какое слово получилось? (кошка). Как заканчивается сказка?(Тянут потянут и вытянули репку!)

8.Подведение итога:

-В сундучке ещё что-то лежит, посмотрим. А это угощение герои сказки принесли вам. Вы ведь тоже помогали тянуть репку, выполняли задания. Какие задания героев сказки вы выполняли?(дети перечисляют) Вы Молодцы!  Давайте похвалим себя за это(дети гладят себя по голове и получают угощение).

                               

Анализ занятия:

  1. Цель, задачи.
  2. Соответствие тематическому планированию для данной группы.
  3. Соответствие корректируемым нарушениям.
  4. Форма занятия.
  5. Формы работы: групповая, парами, индивидуальная.
  6. Виды заданий:( групповые, дифференцированные, индивидуальные).
  7. Приемы и методы:( преимущественно поискового характера, сбор деформированного предложения и др).
  8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Воспитать ребенка добрым и благодарным помогут  эти заповеди....

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Учиться, чтобы учить!

Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями. А также подвести...

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»

Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разре¬шать противоречия, проблемные ситуа¬ции. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы....