Главные вкладки

    Знакомство со словом
    статья по логопедии

    Корниенко Жанна Анатольевна

    В статье дается понятие о том , что такое "слово". Представлены виды работы со всеми частями речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_nsp.docx24.33 КБ

    Предварительный просмотр:

               Ознакомление со словом.

    Слово–наиболее конкретная единица языка.

    Язык как орудие общения

    – это, прежде всего, «словесное орудие»,

     - это «язык слов».

    СЛОВО, значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.

    Когда мы впервые слышим речь на чужом языке, то разделить сплошной поток звуков на отдельные слова нам представляется нереальным.

    И даже когда на смену устной речи пришла речь письменная,  в том числе буквенная, рукописные тексты обычно писались без пробела между словами.

    Разделить сплошной текст на отдельные слова можно только в том случае, если язык данной эпохи и данного этноса понимается хотя бы сносно. Без этого членение на слова невозможно.

             Появление пробелов между словами означало большой шаг вперед  лингвистики.

    Вместе с тем, появилось и масса условностей:  естественные выдохи человека при горе, смехе, затруднении также обрели вид слов, например, «ох!», «ха-ха-ха!», «э-э!».

    Обрели вид слов и звуки грома, ветра, крики животных,

    например, «тр-р-рах!», «у-у-у», «ку-ку»,«гав!», «мяу», «бе-е-е»,«кукареку», «фьють» и т. д.

    В ранг слов были введены и так называемые «служебные слова» - предлоги, частицы, союзы.

    Все их трудно связать с какими-либо понятиями.

    Однако они дали возможность передать язык на письме именно, как совокупность слов.

    Поэтому слово мы будем понимать именно как часть письменной речи,  разделенное пробелом.

    Хотя в некоторых случаях вместо пробелов употребляется дефис, который обозначает относительную независимость частей слова, например «юго-запад».

    Так что условности лингвистов помогли уточнить понимание слова.

       При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

         С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

            С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

    Игра: Настольно–печатные игры:

    • Домино
    • Лото

    Сюжетно–ролевые игры:

    • Аэропорт
    • Магазин
    • Семья. Переезжаем на новую квартиру.

    Словесные игры:

    • Какой?Какая?Какие?
    • Что мы делаем не скажем, а что сделали покажем!

    В русском языке различают:

    Слова–предметы «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

    Слова–признаки «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ»

    Слова–действия «ГЛАГОЛЫ».

     

    Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–предметами «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»:

            

    «Лишнее слово» (« Добавь слова»)

    Зима, апрель, весна, осень, лето.

    Пальто, шуба, шарф, сапоги, кофта.

    «Ассоциации»

    Продолжи:  Помидор, огурец… Снег, ветер…

    «Пара к паре»

    Огурец-овощ, яблоко-…, ромашка-

    «Слова-неприятели»

    Утро-… зима-…вдох-…польза-…

    «Слова-приятели»

    Дом, жилище, хозяин.

    Конь, собака, лошадь.

    Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–признаками предметов «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»:

    «Лишнее слово» (« Добавь слова»)

    «Ассоциации»

    «Слова-неприятели»

    Слон большой, а комар…  Камень тяжелый, а снежинка…

    «Слова-приятели»

    Храбрый, звонкий, смелый.   Большой, красивый, огромный.

    «Из чего сделано?»

    Булка из пшеницы - .., хлеб из ржи .., печенье с овсом…

    Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–действия «ГЛАГОЛАМИ»:

    «Лишнее слово»( « Добавь слова») 

    «Ассоциации» 

    «Слова-неприятели» 

    Говорить, идти, молчать.  Друг, печаль, враг.

    «Слова-приятели» 

    Торопиться, спешить, ползти.

    Радоваться, веселиться, наряжаться.

    « Найди обшее слово»

     Дерево, цветы – что делают?

    Дождь, снег –что делают?

    «Звуки природы» 

    Ветер- …, ручей- …гром-…

    «Кто как ест?»

    Кошка-…,корова-..курица-…

    « Кто как голос подает?»

    Собака-..,овца-…,кошка-…

    Игра «Продолжи…»

    Птица что делает? – летает, клюет, щебечет…

    Цветы что делают? – пахнут, цветут, распускаются…

    Заяц что делает? – скачет, боится…

    Наречие– это неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета.

    Отвечает на вопросы:

    Как?-  красиво, хорошо, счастливо.

    Где?- везде, там.

    Куда?- туда, никуда.

    Когда? – всегда, никогда.

    Зачем? –затем, потом.

    В какой степени?- сильно, много.

     Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с наречиями»:

    «Лишнее слово»  («Добавь слова»)

    «Ассоциации»

    «Слова-неприятели»

    Днем светло, а ночью…  Работать трудно, а отдыхать…

     «Слова-приятели»

    Весело - радостно.  Грустно - печально.

    «Как?»

    Утром светло, а днем еще…

    В пальто тепло, а в шубе еще…

    Осенью холодно, а зимой еще…

    Местоиме́ние — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).

    В русском языке местоимения делятся наличные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределённые.

    Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с местоимениями:

    " Жадина"

    Мой мячик. Моя кукла. Мои игрушки.

    " Что неправильно?"

    Мама купил молоко. Папа ремонтировала стул.

    Имя числительное — Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

    Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с числительными:

    "Давай посчитаем"

    Один мяч, два мяча. три мяча, четыре мяча.

    "Сколько одинаковых  предметов на картинке".

    Используйте эти игры на занятиях.

                                               

                                                                   Желаю удачи!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект "Знакомство со словом"

    Обучение грамоте.Познакомить детей с  термином "СЛОВО".Развивать фонематический слух....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"...

    НОД ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ

    ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙЦЕЛЬ: формирование представления о слове как семантической единице.ЗАДАЧИ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Закреплять представления детей о длинных и коротких...

    Урок русского языка «Знакомство со словом и предложением"

    Задачи: образовательные: 1.    Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».2.    Вспомнить стихотворение А. Б...

    Знакомство со словом и предложением.

    Обучение грамоте дошкольников в старшей группе (занятие  № 1)...

    Знакомство со словом. Опорные схемы

    Материал взят и усовершенствован из методики Галины Ванюхиной "Речецветик"...

    Обучение грамоте дошкольников в старшей группе Тема: Знакомство со словом и предложением.

    Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает,  что предложение состоит из слов; Закреп...