Знакомство со словом
статья по логопедии

Корниенко Жанна Анатольевна

В статье дается понятие о том , что такое "слово". Представлены виды работы со всеми частями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsp.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

           Ознакомление со словом.

Слово–наиболее конкретная единица языка.

Язык как орудие общения

– это, прежде всего, «словесное орудие»,

 - это «язык слов».

СЛОВО, значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.

Когда мы впервые слышим речь на чужом языке, то разделить сплошной поток звуков на отдельные слова нам представляется нереальным.

И даже когда на смену устной речи пришла речь письменная,  в том числе буквенная, рукописные тексты обычно писались без пробела между словами.

Разделить сплошной текст на отдельные слова можно только в том случае, если язык данной эпохи и данного этноса понимается хотя бы сносно. Без этого членение на слова невозможно.

         Появление пробелов между словами означало большой шаг вперед  лингвистики.

Вместе с тем, появилось и масса условностей:  естественные выдохи человека при горе, смехе, затруднении также обрели вид слов, например, «ох!», «ха-ха-ха!», «э-э!».

Обрели вид слов и звуки грома, ветра, крики животных,

например, «тр-р-рах!», «у-у-у», «ку-ку»,«гав!», «мяу», «бе-е-е»,«кукареку», «фьють» и т. д.

В ранг слов были введены и так называемые «служебные слова» - предлоги, частицы, союзы.

Все их трудно связать с какими-либо понятиями.

Однако они дали возможность передать язык на письме именно, как совокупность слов.

Поэтому слово мы будем понимать именно как часть письменной речи,  разделенное пробелом.

Хотя в некоторых случаях вместо пробелов употребляется дефис, который обозначает относительную независимость частей слова, например «юго-запад».

Так что условности лингвистов помогли уточнить понимание слова.

   При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

     С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

        С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

Игра: Настольно–печатные игры:

  • Домино
  • Лото

Сюжетно–ролевые игры:

  • Аэропорт
  • Магазин
  • Семья. Переезжаем на новую квартиру.

Словесные игры:

  • Какой?Какая?Какие?
  • Что мы делаем не скажем, а что сделали покажем!

В русском языке различают:

Слова–предметы «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»

Слова–признаки «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ»

Слова–действия «ГЛАГОЛЫ».

 

Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–предметами «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»:

        

«Лишнее слово» (« Добавь слова»)

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Пальто, шуба, шарф, сапоги, кофта.

«Ассоциации»

Продолжи:  Помидор, огурец… Снег, ветер…

«Пара к паре»

Огурец-овощ, яблоко-…, ромашка-

«Слова-неприятели»

Утро-… зима-…вдох-…польза-…

«Слова-приятели»

Дом, жилище, хозяин.

Конь, собака, лошадь.

Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–признаками предметов «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»:

«Лишнее слово» (« Добавь слова»)

«Ассоциации»

«Слова-неприятели»

Слон большой, а комар…  Камень тяжелый, а снежинка…

«Слова-приятели»

Храбрый, звонкий, смелый.   Большой, красивый, огромный.

«Из чего сделано?»

Булка из пшеницы - .., хлеб из ржи .., печенье с овсом…

Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе со слова–действия «ГЛАГОЛАМИ»:

«Лишнее слово»( « Добавь слова») 

«Ассоциации» 

«Слова-неприятели» 

Говорить, идти, молчать.  Друг, печаль, враг.

«Слова-приятели» 

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

« Найди обшее слово»

 Дерево, цветы – что делают?

Дождь, снег –что делают?

«Звуки природы» 

Ветер- …, ручей- …гром-…

«Кто как ест?»

Кошка-…,корова-..курица-…

« Кто как голос подает?»

Собака-..,овца-…,кошка-…

Игра «Продолжи…»

Птица что делает? – летает, клюет, щебечет…

Цветы что делают? – пахнут, цветут, распускаются…

Заяц что делает? – скачет, боится…

Наречие– это неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета.

Отвечает на вопросы:

Как?-  красиво, хорошо, счастливо.

Где?- везде, там.

Куда?- туда, никуда.

Когда? – всегда, никогда.

Зачем? –затем, потом.

В какой степени?- сильно, много.

 Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с наречиями»:

«Лишнее слово»  («Добавь слова»)

«Ассоциации»

«Слова-неприятели»

Днем светло, а ночью…  Работать трудно, а отдыхать…

 «Слова-приятели»

Весело - радостно.  Грустно - печально.

«Как?»

Утром светло, а днем еще…

В пальто тепло, а в шубе еще…

Осенью холодно, а зимой еще…

Местоиме́ние — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).

В русском языке местоимения делятся наличные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределённые.

Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с местоимениями:

" Жадина"

Мой мячик. Моя кукла. Мои игрушки.

" Что неправильно?"

Мама купил молоко. Папа ремонтировала стул.

Имя числительное — Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Игры, которые можно использовать на занятиях  при работе с числительными:

"Давай посчитаем"

Один мяч, два мяча. три мяча, четыре мяча.

"Сколько одинаковых  предметов на картинке".

Используйте эти игры на занятиях.

                                           

                                                               Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Знакомство со словом"

Обучение грамоте.Познакомить детей с  термином "СЛОВО".Развивать фонематический слух....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"...

НОД ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙЦЕЛЬ: формирование представления о слове как семантической единице.ЗАДАЧИ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Закреплять представления детей о длинных и коротких...

Урок русского языка «Знакомство со словом и предложением"

Задачи: образовательные: 1.    Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».2.    Вспомнить стихотворение А. Б...

Знакомство со словом и предложением.

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе (занятие  № 1)...

Знакомство со словом. Опорные схемы

Материал взят и усовершенствован из методики Галины Ванюхиной "Речецветик"...

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе Тема: Знакомство со словом и предложением.

Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает,  что предложение состоит из слов; Закреп...