Знакомство со словом
статья по логопедии
В статье дается понятие о том , что такое "слово". Представлены виды работы со всеми частями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_nsp.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление со словом.
Слово–наиболее конкретная единица языка.
Язык как орудие общения
– это, прежде всего, «словесное орудие»,
- это «язык слов».
СЛОВО, значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.
Когда мы впервые слышим речь на чужом языке, то разделить сплошной поток звуков на отдельные слова нам представляется нереальным.
И даже когда на смену устной речи пришла речь письменная, в том числе буквенная, рукописные тексты обычно писались без пробела между словами.
Разделить сплошной текст на отдельные слова можно только в том случае, если язык данной эпохи и данного этноса понимается хотя бы сносно. Без этого членение на слова невозможно.
Появление пробелов между словами означало большой шаг вперед лингвистики.
Вместе с тем, появилось и масса условностей: естественные выдохи человека при горе, смехе, затруднении также обрели вид слов, например, «ох!», «ха-ха-ха!», «э-э!».
Обрели вид слов и звуки грома, ветра, крики животных,
например, «тр-р-рах!», «у-у-у», «ку-ку»,«гав!», «мяу», «бе-е-е»,«кукареку», «фьють» и т. д.
В ранг слов были введены и так называемые «служебные слова» - предлоги, частицы, союзы.
Все их трудно связать с какими-либо понятиями.
Однако они дали возможность передать язык на письме именно, как совокупность слов.
Поэтому слово мы будем понимать именно как часть письменной речи, разделенное пробелом.
Хотя в некоторых случаях вместо пробелов употребляется дефис, который обозначает относительную независимость частей слова, например «юго-запад».
Так что условности лингвистов помогли уточнить понимание слова.
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово правильно» и другие часто используются педагогом. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Игра: Настольно–печатные игры:
- Домино
- Лото
Сюжетно–ролевые игры:
- Аэропорт
- Магазин
- Семья. Переезжаем на новую квартиру.
Словесные игры:
- Какой?Какая?Какие?
- Что мы делаем не скажем, а что сделали покажем!
В русском языке различают:
Слова–предметы «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ»
Слова–признаки «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ»
Слова–действия «ГЛАГОЛЫ».
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе со слова–предметами «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ»:
«Лишнее слово» (« Добавь слова»)
Зима, апрель, весна, осень, лето.
Пальто, шуба, шарф, сапоги, кофта.
«Ассоциации»
Продолжи: Помидор, огурец… Снег, ветер…
«Пара к паре»
Огурец-овощ, яблоко-…, ромашка-
«Слова-неприятели»
Утро-… зима-…вдох-…польза-…
«Слова-приятели»
Дом, жилище, хозяин.
Конь, собака, лошадь.
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе со слова–признаками предметов «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ»:
«Лишнее слово» (« Добавь слова»)
«Ассоциации»
«Слова-неприятели»
Слон большой, а комар… Камень тяжелый, а снежинка…
«Слова-приятели»
Храбрый, звонкий, смелый. Большой, красивый, огромный.
«Из чего сделано?»
Булка из пшеницы - .., хлеб из ржи .., печенье с овсом…
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе со слова–действия «ГЛАГОЛАМИ»:
«Лишнее слово»( « Добавь слова»)
«Ассоциации»
«Слова-неприятели»
Говорить, идти, молчать. Друг, печаль, враг.
«Слова-приятели»
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
« Найди обшее слово»
Дерево, цветы – что делают?
Дождь, снег –что делают?
«Звуки природы»
Ветер- …, ручей- …гром-…
«Кто как ест?»
Кошка-…,корова-..курица-…
« Кто как голос подает?»
Собака-..,овца-…,кошка-…
Игра «Продолжи…»
Птица что делает? – летает, клюет, щебечет…
Цветы что делают? – пахнут, цветут, распускаются…
Заяц что делает? – скачет, боится…
Наречие– это неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, признака или предмета.
Отвечает на вопросы:
Как?- красиво, хорошо, счастливо.
Где?- везде, там.
Куда?- туда, никуда.
Когда? – всегда, никогда.
Зачем? –затем, потом.
В какой степени?- сильно, много.
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе с наречиями»:
«Лишнее слово» («Добавь слова»)
«Ассоциации»
«Слова-неприятели»
Днем светло, а ночью… Работать трудно, а отдыхать…
«Слова-приятели»
Весело - радостно. Грустно - печально.
«Как?»
Утром светло, а днем еще…
В пальто тепло, а в шубе еще…
Осенью холодно, а зимой еще…
Местоиме́ние — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).
В русском языке местоимения делятся наличные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределённые.
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе с местоимениями:
" Жадина"
Мой мячик. Моя кукла. Мои игрушки.
" Что неправильно?"
Мама купил молоко. Папа ремонтировала стул.
Имя числительное — Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Игры, которые можно использовать на занятиях при работе с числительными:
"Давай посчитаем"
Один мяч, два мяча. три мяча, четыре мяча.
"Сколько одинаковых предметов на картинке".
Используйте эти игры на занятиях.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект "Знакомство со словом"
Обучение грамоте.Познакомить детей с термином "СЛОВО".Развивать фонематический слух....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"...
НОД ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ
ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙЦЕЛЬ: формирование представления о слове как семантической единице.ЗАДАЧИ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Закреплять представления детей о длинных и коротких...
Урок русского языка «Знакомство со словом и предложением"
Задачи: образовательные: 1. Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».2. Вспомнить стихотворение А. Б...
Знакомство со словом и предложением.
Обучение грамоте дошкольников в старшей группе (занятие № 1)...
Знакомство со словом. Опорные схемы
Материал взят и усовершенствован из методики Галины Ванюхиной "Речецветик"...
Обучение грамоте дошкольников в старшей группе Тема: Знакомство со словом и предложением.
Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает, что предложение состоит из слов; Закреп...