Урок русского языка «Знакомство со словом и предложением"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Задачи:

образовательные:

1.    Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».

2.    Вспомнить стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет».

3.    Формировать представление о последовательном расположении слов в предложении.

4.    Учить составлять предложения из двух-трех слов без предлогов и союзов.

5.    Уметь указывать последовательность слов (первое слово, второе, третье) в предложении.

6.    Уметь найти слово,  противоположное по значению.

развивающие:

1.    Развивать фонематический слух, речь, долговременную память (приём припоминание), мелкую мускулатуру кистей рук.

воспитательные:

1.    Прививать культуру учебного труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «РЯБИНУШКА»

«Знакомство со словом и предложением. А. Барто «Наша Таня громко плачет»

Подготовила

учитель-логопед

Махмудова З.А.

г. Покачи, 2015г.


Тема: Знакомство со словом и предложением.

 А. Барто «Наша Таня громко плачет».

Задачи:

образовательные:

  1. Познакомить с понятием «слово» (слова разные, что мы видим, делаем, можно назвать словом), «предложение».
  2. Вспомнить стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет».
  3. Формировать представление о последовательном расположении слов в предложении.
  4. Учить составлять предложения из двух-трех слов без предлогов и союзов.
  5. Уметь указывать последовательность слов (первое слово, второе, третье) в предложении.
  6. Уметь найти слово,  противоположное по значению.

развивающие:

  1. Развивать фонематический слух, речь, долговременную память (приём припоминание), мелкую мускулатуру кистей рук.

воспитательные:

  1. Прививать культуру учебного труда.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

Время реализации: 25 минут

Материал к занятию:

1. Коробка, на крышке от коробки изображение ежика и лисенка.

2. Игрушки: мяч, машинка.

3. Предметные картинки  для каждого ребенка.

4. Большой мяч для игры «Наоборот».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран.

Ход занятия:

- Утром я обнаружила у себя на столе посылку. Интересно откуда у нас появилась эта посылка? Кто же нам ее прислал? Как узнать? (посмотреть на посылке обратный адрес)

(Педагог вместе с детьми внимательно рассматривает посылку и обнаруживает картинку-наклейку)

Действительно, посмотрите, кто же на  ней изображен? (Девочка)

- Здесь написано её имя. Кто сможет прочесть?

(Методическое пояснение: Если есть читающие дети, то они читают имя девочки. Если читающих детей нет, то педагог сам называет имя девочки – Таня)

- Значит, она нам прислала эту посылку.

- Давайте посмотрим, что в ней (Педагог заглядывает внутрь посылки и достает мяч). Это мяч.

- Вспомните стихотворение про Таню и мяч.

(Дети вспоминают и рассказывают стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…»

- Почему плакала Таня? (Уронила в речку мяч)

- Помогите Тане найти мяч.

(Методическое пояснение. Дети рассматривают картинку в индивидуальных листах, среди наложенных друг на друга силуэтов игрушек находят силуэт мяча и закрашивают его)

- Какой звук произносит Таня, когда плачет? (А-А-А)

- Это звук человеческой речи.

- Какие ещё звуки вы помните с прошлого занятия (звуки природы, звуки, которые издают животные, предметы…)

- Давайте успокоим Таню, раскрасим ей красиво платьице.

(Работа на индивидуальных листах)

- Таня очень любит играть в игру «Поймай звук» и предлагает нам поиграть вместе с ней.

Игра «Поймай звук»

Вариант 1.

Цель: Совершенствовать умение составлять из звуков простые слова

Ход игры:

Педагог членораздельно произносит звуки, а дети из них складывают слова и называют их, объясняют значение.

Л У К       Р О Т       К О Т      Т О К      П О Т     К О Л        П О Л        Т У К

Вариант 2.

Цель: Совершенствовать умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Ход игры: Педагог читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Отвечает то ребёнок, в руках которого оказывается брошенный педагогом мяч.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!» (Звери)

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке. (Маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

  • Там ползёт зелёный лук

С длинными усами (Жук)

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (Сом)

Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки (Венки)

(Каждый раз после называния правильного слова, педагог просит ребёнка объяснить его значение)

- Мы сейчас с вами исправляли ошибки в словах.

- Вспомните и перечислите их.

(Дети перечисляют слова: звери, маки, жук, сом, венки).

- Правильно. Всё это слова. Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите словами все, что вы видите в нашей группе (классе, комнате).

(Дети перечисляют, предметы вокруг себя (мебель, игрушки, растения и т.д.)

- Немного отдохнём.

Физминутка (игра «Бывает - не бывает»)

Правила:

Дети становятся в круг (ряд). Педагог произносит фразы. Дети слушают их внимательно. Если то, о чём говорит педагог, бывает на свете, то дети стоят на месте. Если не бывает, то дети приседают или выполняют другие движения.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле чашка варится

Кошка по крыше гуляет.

Лодка по небу плывёт.

Собака по крыше гуляет.

Ворона каркает.

Мышка любит сыр.

Дедушка учится в школе.

Ночью бывает радуга.

Кошка любит сено и т.д.

- Кошка пьёт молоко. Сколько слов мы сейчас сказали? (3 слова) Мы сейчас сказали не просто слова, а составили из них предложение.

- Давайте ещё раз его скажем (Все вместе повторяют предложение)

- Какое первое слово в предложении (Кошка) Второе? (пьёт) Третье? (молоко)

(Во время ответов детей педагог рисует схему предложения на доске)

- Вы называли слова, а я их записывала при помощи палочек-помощниц.

- Сколько слов в нашем предложении (3)

- Сколько палочек я нарисовала? (3)

- Какое слово зашифровано первой палочкой? Второй? Третьей?

- Любое предложение имеет смысл: в нём говориться о ком-то или о чём-то. О ком говориться в нашем предложении? (В нашем предложении говорится о кошке)

- Ещё в предложении предмет что-то делает. В нашем предложении кошка, что делает? (пьёт)

- Попробуйте сами составить предложения по картинке. Сначала назовите, кто изображён на картинке, а потом скажите, что он делает.

(Методическое пояснение: Педагог предлагает несколько картинок, дети составляют предложения, объясняют, сколько в них слов, какое первое, второе, третье; называют о ком оно, что предмет делает в этом предложении. Для взаимопроверки правильности выполнения задания можно использовать следующий приём. Кто-то из детей придумывает предложения, а остальные внимательно слушают и хлопают в ладоши, столько раз, сколько слов услышали в предложении)

- Сколько слов в наших предложениях? (2-3)

- Подумайте, что делает Таня, и составьте предложение из 2-х слов (Таня стоит. Таня ловит. Таня смотрит.) А теперь предложение из трёх слов (Таня ловит бабочек. Таня держит сачок. Таня любуется бабочкой)

- Я тоже составила предложение про Таню. Послушайте его: «Таня собирает цветы». Сколько слов в моём предложении? (В этом предложении 3 слова) Назовите первое, второе, третье слово.

- Обведите аккуратно по точкам цветы, которые Таня собирает.

(Работа на индивидуальных листах)

- Тане очень интересно было с нами, но пора идти домой.

Нарисуйте, пожалуйста, на своих листочках улицу, на которой живёт Таня. Обратите внимание, что стены дома располагаются на вспомогательной (широкой) строке, а крыша – на рабочей (узкой) строке.

(Работа на линованной части листа для индивидуальной работы)

- Тана живёт во втором доме справа. Он жёлтого цвета.

(Дети выполняют задание: раскрашивают нужный дом)

- Нарисуйте для Тани дорожку к дому, чтобы она не заблудилась

(Дети выполняют задание)

Итог:

- Что нового вы узнали на занятии? (Познакомились с предложением)

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Что вам больше понравилось на занятии? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе

Урок содержит материал по знакомству учащихся с безударными гласными в словах....

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Урок русского языка "Правописание звонких глухих согласных на конце слов"

Урок русского языка "Правописание звонких глухих согласных на конце слов"...

Знакомство со словом и предложением.

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе (занятие  № 1)...

Открытый урок русского языка во 2 классе

Тема: "Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных"Цель: обобщить знания обучающихся об употреблении большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных....

Обучение грамоте дошкольников в старшей группе Тема: Знакомство со словом и предложением.

Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми; дать понять детям, что слово обозначает все, что их окружает,  что предложение состоит из слов; Закреп...

Урок русского языка во 2-ом классе.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: –учить  различать  однокоренные слова и формы словаЗадачи:образовательные: познакомить с  отличием формы слова от родственных словразвивающие: формировать умения быстро...