Игры с мячом
статья по логопедии

Трегубова Людмила Владимировна

Игры с мячом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Игры с мячом в коррекционной работе учителя – логопеда

                                                                                   

                                                                                                    Трегубова Л.В.

                  Учитель-логопед

Санкт-Петербург

2018


Содержание

  1. Актуальность темы.
  2. Виды игр и упражнений с мячом
  3. Игры с мячом на развитие фонематического восприятия
  4. Значение игр с мячом в работе с детьми с речевой патологией.
  5. Ценность логопедических игр с мячом
  6. Заключение.
  7. Список литературы

Актуальность темы.

 

Игры с мячом в коррекционной работе учителя – логопеда

Игра - имеет большое значение в умственном, физическом и эстетическом в воспитании ребёнка. В коррекционной работе игра выступает, как одна из уникальных форм обучения. Она увеличивает потребность ребёнка в общении, стимулирует накопление и развитие у него речевых навыков и умений. Игра, используемая на логопедических занятиях, выполняет следующие функции: помогает усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятиях,  достичь поставленные задачи; даёт возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка; выступает как средство преодоления различных трудностей в обучении; вносит позитивные изменения, дополняя в структуру личностных показателей ребёнка; эмоционально окрашивает деятельность ребёнка, делает процесс познания увлекательным. Используя в коррекционной работе различные виды игр, хочется остановиться на играх с движениями. И большое место среди этих игр, занимают игры с мячом, которые способствуют речевому развитию. Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

 - игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

 - помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.

- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

- регулируют силу и точность движений.

-движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей.

 - развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

 - развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Всё это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Можно подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

В коррекционной работе, я использую игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развития лексико-грамматического строя речи.

 

Виды игр и упражнений с мячом

Все игры и упражнения с мячом, используемые на практике в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики. Эти игры и упражнения, в основном проводятся на физкультурных занятиях (спортивные игры, различные эстафеты с мячом), они развивают координацию движений, работоспособность мышц, двигательную память и внимание; регулируют целевую точность движений.

- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон. Используются маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука, можно подбирать их по цвету, вводить с их использованием элементы самомассажа.

- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки. - используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии (применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи).

- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.

«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

«Звуки гласные поем» - развитие длительного речевого выдоха

«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

«Тихо – громко»

Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»

Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Слово разобью на слоги»

- игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ. (теория решения изобретательных задач, технология, новизна)

Упражнения и игры:

«Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных, птиц» …

«Животные и их детеныши»

«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано», «Чей хвост, чья лапа»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

«Бывает – не бывает»

 «Подбери родственников»

«Кто, чем занимается»

«Лови, бросай, дни недели называй»

 «Один – много» (множественное число)

«Бывает – не бывает»

Игры с мячом на развитие фонематического восприятия

В начале учебного года, на первом этапе коррекционной работы, я знакомлю детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, в дальнейшем легче усваивают материал по русскому языку. Всю работу над гласными звуками можно закреплять в играх с мячом.

Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительностью пропевания гласных звуков. Все эти игры способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением

1. Игра «Повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Разноцветные мячики»

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

5. Игра с передачей мяча «Слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

4. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например, весна — автобус — слон — нос — сова...

5. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

6. Игра «Слог — слово»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например, Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

7. Игра с перебрасыванием мяча «Распутаем слова»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

8. Игра с перебрасыванием мяча «Звуки называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

9. Игра «Слово разобью на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

10. Игра с перебрасыванием мяча «Слово удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Значение игр с мячом в работе с детьми с речевой патологией.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности  в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры и упражнения с мячом направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут использоваться на занятиях независимо от лексическй темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.

Игровые действия с мячом, шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов ΧΙΧ века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30 раз, придерживаюсь принципа: «Многократность повторения - залог успеха».

В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Ценность логопедических игр с мячом

Ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками.

В своей работе, я использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак, игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.


Заключение.

Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира


Литература:

1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук  «Логопедичекие игры с мячом» –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009»

2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

5.Потапчук,А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. –СПб.: Речь; Сфера, 2009

6.Тарасова, И. Баскетбол для самых маленьких/ И. Тарасова//обруч -2000.№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из истории мяча, игры с мячом"

Игры с мячом очень распространённые и встречаются почти у всех народов мира....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом"

Презентация на тему: Проект "Музей мяча. История, разновидности мяча, игры с мячом". Цели, задачи проекта; непосредственная образоватедьная деятельность с детьми на тему: "Музей мяча. История, разнови...

Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

Из истории мяча. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей....

«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...